МААМ-картинки

Ознакомление с фольклором родного края детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФАОП ДО

Ярыгина Ирина Игоревна
Ознакомление с фольклором родного края детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФАОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Ознакомление с фольклором родного края детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФАОП ДО

Ярыгина Ирина Игоревна

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 68 «Яблонька»

г. Тамбов

Основной ориентир федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее ФАОП ДО) направлен на обучение и воспитания дошкольника с ограниченными возможностями здоровья как гражданина Российской Федерации. Также в ФАОП ДО указаны базовые требования к объему, содержанию и результатам работы в дошкольных образовательных учреждениях: какие методики использовать в процессе обучения и воспитания, сколько времени отводить на те или иные мероприятия, какие навыки должны сформироваться у ребенка к определенному возрасту [3].

Публикация «Ознакомление с фольклором родного края детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФАОП ДО» размещена в разделах

Полноценное развитие детей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности. Одной из важнейших образовательных областей является речевое развитие дошкольников.

Инновационные технологии стремительно ворвались в нашу жизнь и стали неотъемлемой частью обучения детей в ДОУ, являясь необходимой помощью при подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учителем-логопедом.

Внедрение инновационной технологии «Мнемотехника» в логопедическую работу позволило реализовать принципиально новые формы и методы обучения, которые не только повышают эффективность обучения, но и доставляют детям позитивные эмоции.

Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций на основе визуального, аудиального, а так же чувственного представления [1]. Мнемотехника включает в себя: мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка-изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например, ребенок ходит в детский сад. У него есть шкаф и кроватка. Для того, чтобы запомнить, где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Мячик». Теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Мячик» – его вещи.

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты. В каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание. На основе этих изображений составляется рассказ или учится стихотворение, чистоговорка, скороговорка, считалочка [1].

Инновационная технология «Мнемотехника», автором которой является Симонид Кеосский (556-468 гг. до н. э., даёт возможность детям не только закреплять произношение новых звуков, но и видеть использование данного звука в практической деятельности. Мнемотехника — эффективное средство, помогающее активизировать речевой потенциал детей.

В настоящее время ФАОП ДО и ФГОС ДО дают возможность на 40% внедрить региональный компонент в образовательную программу дошкольного образовательного учреждения.

На основании технологии «Мнемотехника» мною разработано практическое пособие «Волшебные картинки», в котором представлены мнемотаблицы, составленные на основе считалочек тамбовского писателя Попова Геннадия Александровича.

Целью создания практического пособия является коррекция речи у дошкольников с речевыми нарушениями, повышение уровня их речевого развития, способствующего успешной социализации выпускников через применение инновационной технологии «Мнемотехника» [1].

Задачи, решаемые в процессе использования практического пособия:

1. Изучить и проанализировать существующие методики, технологии, научную литературу и имеющиеся ресурсы по данной теме.

2. Выявить актуальный уровень состояния интересующих показателей речевого развития у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

3. Адаптировать инновационную технологию «Мнемотехника» под контингент детей с ТНР.

4. Разработать, систематизировать и внедрить практическое пособие «Волшебные картинки» по коррекции речевого развития детей с ТНР с использованием инновационной технологии «Мнемотехника».

5. Определить и оценить характер изменения показателей развития речи детей с ТНР после внедрения инновационных технологий.

Целевая аудитория: дошкольники с общим недоразвитием речи (III уровень) в возрасте 5-7 лет.

Практическое наполнение пособия: коррекционно-развивающее пособие может осуществляться на материале как лексических тем, так и в рамках тем по формированию правильного звукопроизношения.

Логопедическое пособие «Волшебные картинки» включает комплекс разработанных мнемотаблиц, составленных на основе считалочек тамбовского писателя Попова Геннадия Александровича:

Автоматизация звука [ш]

Кошка и мошка

Сидит кошка

У окошка,

Перед кошкой

Вьётся мошка.

Хочет кошка

Сцапать мошку,

Да ведь мошка –

За окошком…

Брось ты, кошка,

Эту мошку,

Спи ты, кошка,

У окошка!

Автоматизация звука [р]

Норка и корка

Мышь тащила в норку корку,

Не пролезла корка в норку:

То ли норка меньше корки,

То ли корка больше норки?.

Может, взять другую корку?

Может быть, расширить норку?

Автоматизация звука [с]

К чему такой гость?

У пса был пёс – гость.

Унёс у пса кость.

У пса на пса злость –

К чему такой гость?

Благодаря инновационной технологии «Мнемотехника» появляется возможность:

- мотивировать учебную деятельность ребёнка с ТНР;

- создавать новые «обходные пути» обучения;

- находить более эффективные способы решения коррекционных задач;

- использовать разработки новых способов качественной индивидуализации обучения и интеграции образовательной деятельности в едином поле знаний [2].

Перечень используемых методик. Обследование уровня речевого развития дошкольников с ТНР проводилось с использованием следующих методик: методика обследования звукопроизношения Ф. Ф. Рау, М. Ф. Фомичевой; методика обследования фонематических процессов О. Б. Иншаковой; методика обследования слоговой структуры слова А. К. Марковой; методика обследования словаря С. Г. Шевченко; методика грамматического строя речи О. Б. Иншаковой; методика обследования самостоятельной речи О. Б. Иншаковой.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате внедрения комплекса мнемотаблиц, с использованием инновационной технологии «Мнемотехника» в коррекционно-развивающую работу с детьми с ТНР и оптимизации коррекционно-образовательного процесса удаётся достигнуть более высокого уровня речевого развития дошкольников [3].

Рекомендации по использованию практического пособия: представленное практическое пособие может быть использовано учителями-логопедами дошкольных учреждений, а также начальной школы, работающими с детьми с нарушениями речи.

Список использованных источников

1. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство - Пресс, 2001.

2. Подлиняев О. Л. Эффективная память. – Издание второе, исправленное: Учебное пособие. – Иркутск: Иркут. гос. пед. ун-т, 2003.

3. https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1022/federalnaia-adaptirovannaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo/?ysclid=loyvxizlyj476378315

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Конспект совместной образовательной деятельности в младшей группе «Чьи бусы. Ознакомление с птицами родного края»Конспект совместной образовательной деятельности в младшей группе «Чьи бусы. Ознакомление с птицами родного края» Конспект СОД в младшей группе «Чьи бусы» Разработали:Ирина Николаевна Ардашева, музыкальный руководитель I категории, Елена Александровна.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна»Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна» Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много дружба одна» Возраст детей - 6-7 лет Цель: Познакомить.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Ознакомление детей раннего возраста с природой родного края посредством проекта «Эколята-дошколята»Ознакомление детей раннего возраста с природой родного края посредством проекта «Эколята-дошколята» Я хочу поделиться опытом реализации проекта Эколята-дошколята в группе раннего возраста. Это всероссийский проект, направленный на воспитание.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Паспорт проекта Тип проекта: Практико-ориентированный Сроки реализации проекта: среднесрочный (29.03.2021 г. – 20.04.2021 г.) Участники:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с фольклором родного края детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФАОП ДО
Опубликовано: 14 марта 2024 в 14:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление с фольклором родного края детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФАОП ДО» (включая файлы) размещена пользователем Ярыгина Ирина Игоревна (УИ 3040168) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД