Папки-передвижки

Ознакомление с окружающим миром как средство формирования временных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Людмила Рожнева
Ознакомление с окружающим миром как средство формирования временных представлений у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Рожнева Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ "ДС "Снежинка", Пуровский р-н, п. г. т. Уренгой.

Статья: "Ознакомление с окружающим миром как средство формирования временных представлений у детей младшего дошкольного возраста"

Современная воспитательная ситуация характеризуется сменой парадигм, когда приоритетную позицию постепенно начинает занимать гуманистическое образование с ориентацией на личность ребенка с его способностями, интересами, увлечениями, восприятием и представлениями об эстетическом в окружающем мире. Можно отметить, что детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Немаловажным аспектом является умение правильно определять времена года, ориентировать в сезонах, признаках времен года и последовательности времен года – смены сезонов. Данные умения создают основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку в дальнейшем в процессе развития, при обучении в школе и в повседневной жизни [2, c. 65].

Публикация «Ознакомление с окружающим миром как средство формирования временных представлений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование представлений о времени у детей начинается уже с младшего возраста и является важнейшим этапом развития детей младшего дошкольного возраста. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с характерными особенностями времен года лучше начать с наблюдений за яркими, бросающимися в глаза явлениями (листопад — осенью; таяние снега, цветение первых цветов — весной). Первые наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе проводятся на участке детского сада, а в плохую погоду — из окна комнаты. Дети ежедневно наблюдают за погодой и учатся правильно отвечать на вопросы воспитателя: «Какая сегодня погода?»; «Тепло или холодно?»; «Небо чистое или в тучах?»; «Идет дождь или снег?» [3, c. 96].

Педагог подводит ребят к сравнению результатов наблюдений, к первым элементарным выводам. Он много объясняет, рассказывает детям, каждая его фраза — образец для них: «Когда идет дождь, небо покрыто тучами»; «Стало тепло, потому что выглянуло солнышко». [3, C. 89] Более разнообразными становятся целевые прогулки за пределы детского сада : в ближайший парк, к реке, к пруду. Наряду с вопросами, побуждающими детей к называнию воспринимаемых ими явлений («Что мы видим в парке? Что слышим?», педагог использует вопросы, которые направляют мысль ребенка на объяснение причины увиденного («Что изменилось в парке?», «Каких птиц, которых мы видели летом, сейчас нет? Где они?», на усвоение элементарных знаний о зависимости живой природы от неживой («Становится холодно, и увядают цветы, улетают птицы»).

Для каждой целевой прогулки воспитатель отбирает конкретный программный материал, однако нельзя резко «отгораживать» ребенка от неожиданно увиденного, интересного, но не запланированного. Умелый педагог всегда оценит неожиданное детское высказывание, восклицание, поддержит возникший интерес, и это не отразится на ходе наблюдения [3, c. 64].

Продумывая целевые прогулки, первые экскурсии с детьми, воспитатель должен помнить, что малыши быстро утомляются от однообразных, длительных наблюдений, долгих объяснений и рассказов. Поэтому, чтобы детям не было скучно, нужно связывать наблюдения с детской деятельностью — выполнением различных несложных игровых и трудовых заданий, которые потребуют применения полученных во время наблюдения знаний, углубят и уточнят их, а кроме того, оживят занятие.

В процессе ознакомления детей младших групп с категорией времени решается ряд задач : формируются первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях, дети учатся различать особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки, воспитывается бережное отношение к растениям и животным, вызывает у детей чувство радостного удивления, первые эстетические переживания. Основное содержание знаний малыши усваивают через систематические встречи с природой, с временами года, частями суток в процессе наблюдения в уголке природы и на участке детского сада. Для расширения представлений, уточнения и конкретизации знаний, а также для развития наблюдательности 2 раза в месяц проводятся занятия и целевые прогулки. В программе детского сада с детьми первой младшей группы занятия проводятся в первом полугодии с двумя подгруппами, во втором — со всей группой. Во второй младшей группе занятия проводятся со всеми детьми. [4, C. 53]

Таким образом, программа по ознакомлению детей с категорией времени в природе предусматривает усвоение детьми трех групп связей: причинно-следственных, свидетельствующих об изменении предмета или явления природы вследствие определенной причины; последовательных — последовательном изменении предмета или явления на определенных стадиях развития внутри одного сезона или в течение нескольких сезонов; временных — совпадения во времени нескольких явлений, вызванных общей причиной.

В целом, формирование временных представлений в процессе знакомства детей окружающим миром у детей в ДОО является важнейшим этапом развития ребенка.

Литература

1. Андросова В. Ознакомление дошкольников с окружающей жизнью. Алма-Ата, 2016 – 250 с.

2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 2016 – 330 с.

3. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. «Семицветик». «Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста». М., 2016 – 430 с.

4. Белавина И. Г., Найденская Н. Планета — наш дом: Мир вокруг нас : Методика проведения занятийпо основам экологии для дошкольников и младших школьников. М. : Лайда: Изд. центр „Academia“, 2015. - 95 с.

5. Бокова Т. В. Времена года : Лето: Для детей 5-6 лет Развитие ребенка. Росмэн-Пресс. С., 2017. – 260 с.

6. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой - М. ,2016 – 550 с.

7. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой : Пособие для воспитателя детского сада. -М. ,2017 – 330 с.

Публикации по теме:

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с использованием моделирования Введение Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Художественная литература как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста В современном мире остро встают проблемы экологической обстановки. Люди всё больше становятся частью этой проблемы, именно они ухудшают.

Кольца Луллия как средство формирования представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №105 «ДЕТСТВО» ГОРОДА ПЕНЗЫ Кольца Луллия, как средство формирования представлений об окружающем мире у детей младшего.

Консультация для педагогов «Методика формирования и развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста» «Методика формирования и развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста»Наш век - век информации и технологии.

Консультация для воспитателей по формированию временных представлений для младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей младшего дошкольного возраста по формированию временных представлений. Окружающий нас мир существует во времени.

Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Основной целью экологического.

Развивающая среда как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста Развивающая среда как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Содержание 1. Введение 2. Содержание.

Сказка как средство формирования речи детей среднего дошкольного возраста «Сказка как средство формирования речи детей среднего дошкольного возраста» В условиях современного дошкольного образования проблема фор-мирования.

Этическая беседа как средство формирования представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста Этическая беседа как средство формирования представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с окружающим миром как средство формирования временных представлений у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 11:01
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление с окружающим миром как средство формирования временных представлений у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Рожнева (УИ 1282951) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД