Лучший педагог года

Проект «Пальчиковый театр и русские народные сказки»

Елена Виноградова
Проект «Пальчиковый театр и русские народные сказки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пушкинского муниципального района детский сад № 3 «Снежинка»

Проект по художественно-эстетическому развитию дошкольников

в детском саду

«Пальчиковый театр и русские народные сказки»

Подготовили воспитатели:

Аликова И. Н.

Виноградова Е. А.

Пушкино, 2017 год

Актуальность проекта.

Публикация «Проект „Пальчиковый театр и русские народные сказки“» размещена в разделах

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.

Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:

— развитие творческого потенциала ребенка;

— развитие образного, ассоциативного мышления;

— развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

2) опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Мы в своем проекте постарались посредством пальчикового театра и русских народных сказок формировать основы художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Проблема: Отсутствие интереса со стороны детей к пальчиковым куклам и книгам русских народных сказок.

Цель: обеспечить благоприятные условия для разработки и реализации системы мероприятий, способствующих художественно-эстетическому воспитанию дошкольников посредством пальчикового театра и русских народных сказок; познакомить детей с пальчиковым театром, как с одним из видов театрализованной деятельности в детском саду, раскрыть тайны пальчикового театра и привить любовь к нему, актуализировать в памяти детей известные им с младшего возраста русские народные сказки.

Задачи проекта :

1) художественно-эстетическое развитие детей посредством ознакомления детей с пальчиковым театром и игры-драматизации по русским народным сказкам.

2) предоставление разносторонних знаний, касающихся пальчикового театра и русских народных сказок путем включения их в разные виды деятельности ребенка;

3) привлечение к активному участию в создании пальчиковых кукол родителей, что способствует сближению детей, родителей и педагогов;

4) практическая работа - постановка пальчикового театрализованного представления по русским народным сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок».

5) формирование у детей и родителей позитивного отношения к пальчиковому театру и русским народным сказкам.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (15-20 человек, родители и воспитатели 17 группы.

Сроки реализации проекта : 23 января – по 3 февраля 2017 года

План реализации:

Число Задачи Методические приемы

23 января Познавательное развитие. ФЦКМ. Расширение кругозора. «Знакомство детей с пальчиковым театром».

Об. : Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки; Разв. : Развивать мелкую моторику кистей и пальчиков рук. память; Восп. : Формировать дружеские взаимоотношения. Рассматривание иллюстраций и готовых кукол для пальчикового театра.

Беседа с детьми о том, что такое «пальчиковый театр».

24 января Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Декорации к сказке «Красная шапочка»»

Об. : Познакомить детей с понятием «декорации». Для чего они нужны в театрализованной деятельности. Разв. : Упражнять детей в изображении леса (деревьев и кустарников).Развивать мелкую моторику рук. Восп. : Способствовать развитию воображения, прививать любовь к «живой» природе. Объяснение

Показ образца

Показ способа действий

Продуктивная деятельность: изодеятельность.

25 января Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. «Конструирование декораций к сказке»

Об. : Расширить представление детей о театрализованной деятельности. Разв. : Упражнять детей в вырезывании готовых рисунков и наклеивании их на картон. Развитие мелкой моторики рук. Восп. : Прививать любовь к театральной деятельности. Объяснение

Показ образца

Показ способа действий

Продуктивная деятельность: ознакомление с элементами театрализованной деятельности в процессе разных видов деятельности ребенка: конструирование.

26 января Речевое развитие. Коммуникация. «Сказка «Репка». Игра-драматизация».

Образ. : Расширить представление детей о театрализованной деятельности посредством театра Би-Ба-Бо. Актуализировать у детей сказку «Репка»; Разв. : Развивать диалогическую и монологическую форму речи у детей, память; Восп. : Прививать любовь к родной культуре Чтение русской народной сказки «Репка».

Беседа по сказке

Игра-драматизация.

27 января Художественно - эстетическое развитие. Рисование. «Театральные пальчики». (Пальчиковый театр)

Об. : Расширить представление детей о пальчиковом театре.

Разв. : Развивать мелкую моторику рук, учить изображать силуэты животных. Восп. : Формировать интерес к изобразительной деятельности.

Объяснение

Показ образца

Показ способа действий Продуктивная деятельность: ознакомление с пальчиковым театром в процессе изодеятельности.

30 января Познавательное развитие. ФЦКМ. Расширение кругозора. «В мире сказок».

Об. : учить узнавать отрывки и героев из сказок, учить оценивать и осмысливать характеры и мотивы поступков героев. Разв. : развивать речевую активность детей через устное народное творчество, речь, воображение, мышление; Восп. : воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству. Рассматривание иллюстраций и чтение отрывков из русских народных сказок.

Беседа о главных героях сказок и мотивах их поступков.

Дидактическая игра на закрепление соотношения персонажей с их сказками.

31 января Речевое развитие. Коммуникация.

«Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок».

Об. : Расширить представление о театрализованной деятельности посредством пальчикового театра. Актуализировать у детей рус. нар. сказку «теремок». Разв. : Развивать монологическую и диалогическую форму речи, память, воображение. Восп. : Актуализировать у детей нравственную сторону в русских народных сказках. Чтение русской народной сказки «Теремок»,

Разгадывание загадок

Беседа

Игра-драматизация.

1 февраля Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность.

«Изготовление пальчиковой куклы»

Об. : Расширить представление детей о составных частях пальчиковой куклы. Разв. : развивать мелкую моторику рук, воображение. Восп. : учить с уважением относиться к своему труду и труду окружающих. Объяснение

Показ образца

Показ способа действий

Продуктивная деятельность: ознакомление с пальчиковой куклой в процессе конструирования.

2 февраля Речевое развитие. Коммуникация.

Игра –драматизация по сказки «Колобок».

Об. : расширить представление детей о рус. нар. сказке и смыслах, которые она несет. Разв. :Развивать монологическую и диалогическую формы речи. Восп. : Прививать любовь к русской народной культуре посредством знакомства со сказками. Чтение русской народной сказки «Колобок»,

Беседа

игра-драматизация.

3 февраля Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

«Моя любимая сказка».

Об. : Вспомнить вместе с детьми и назвать их любимые русские народные сказки. Разв. : развивать у детей умение выбирать понравившийся эпизод, создавать сюжет по знакомой сказке. Учить передавать в рисунки основные характерные черты персонажей и их характерные особенности. Восп. : Прививать любовь к русским народным сказкам. Объяснение

Показ образца

Показ способа действий

Продуктивная деятельность: ознакомление с русскими народными сказками посредством изодеятельности.

Этапы реализации проекта :

1-й этап. Подготовительный.

На данном этапе была совместно с детьми: определена проблема отсутствия интереса к пальчиковым куклам и русским народным сказкам. разработан план проекта, в котором был расписан ряд мероприятий, которые возможно было сделать (в основном это продуктивная деятельность). Педагогами была подобрана методическая литература, художественная литература, иллюстрации по сказкам и иллюстрации пальчикового театра, куклы пальчикового театра из дерева и фетра. Родители были ознакомлены с идеей проекта. Они выразили готовность помочь пополнить наличие пальчиковых кукол в группе.

2-й этап (практический).

Данный этап мы начали со знакомства детей с пальчиковым театром и обсуждения его назначения. Побеседовали с детьми о том, что необходимо для театрализованной деятельности и решили изготовить универсальные декорации к сказкам. Данными универсальными декорациями стал лес (деревья и кустарники). Первым шагом в изготовлении декораций стало его изображение на отдельных листах, а точнее раскрашивание уже готовых иллюстраций леса и кустиков. Затем необходимо было сделать их модель. Для чего нам понадобились: картон, ножницы, клей и уже готовое изображение. Подсказкой в этом был педагогический образец и объяснение воспитателя пошаговых действий.

Равноценным по значимости стало актуализация и повторение ранее уже знакомых русских народных сказок. Мы с детками вспоминали хорошо знакомые нам сюжеты, персонажей. Рассматривали иллюстрации к сказкам, сравнивали сюжеты и постепенно подводили детей к пониманию структуры сказки как литературного жанра. Дети с удовольствием драматизировали сказки, вживаясь в образы героев с помощью кукол Би-Ба-Бо и пальчиковых кукол.

Важным подспорьем в работе по драматизации сказок была помощь родителей, изготовивших самостоятельно или купивших уже готовые пальчиковые куклы. Для тех родителей, кто изъявил желание изготовить куклу сам, в уголке для родителей была вывешена пошаговая инструкция, и выставлены примеры уже готовых пальчиковых кукол.

Важной частью нашей работы стало воссоздание изображений любимых детьми сказок, изготовление пальчиковой куклы из цветной бумаги, изображение пальчиковых кукол цветными карандашами на силуэте своей ладони в альбомном листе.

На третьем (презентационном) этапе мы организовали выставку пальчиковых кукол в уголке для родителей, для того, чтобы дети и родители, приходя в сад, могли полюбоваться своим трудом. Также значимым моментом в нашей работе стало, что новыми пальчиковыми куклами дети смогут играть и тем самым продолжат вживаться в роль этих персонажей, будут учиться сопереживать им.

Четвертый этап (рефлексивный).

На данном этапе мы будем следить, как повлиял наш проект на детей и их родителей. Изменилось ли отношение детей к пальчиковому театру и русским народным сказкам. Будут ли наши дети чаще проигрывать сказки посредством пальчикового театра, или куклы станут пылиться на полке. Возрастет ли интерес детей к книгам с русскими народными сказками. Станут ли детки просить нас почитать их перед сном или во второй половине дня.

Список источников и литературы:

1. Головина Б. Г. ФГОС ДО: художественно-эстетическое развитие https://detstvogid.ru/fgos-do-hudozhestvenno-esteticheskoe-r/.html

2. Марковская С. В. Долгосрочный проект «Сказочный мир»/ Творчество в детском саду. - № 1.- 2013 – С. 17-21.

3. Новоселова О. А., Ковалева О. Л. Проект «Волшебная сирень» / Творчество в детском саду. - № 1.- 2013 – С. 2-4.

4. Л. Д. Морозова Педагогическое проектирование в ДОО : от теории к практике. - М. – 2010. – С. 82-83.

5. Кудинова А. Н. Что такое пальчиковый театр. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/14/chto-takoe-palchikovyy-teatr

6. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Под ред. Жуковской Р. И., Пеньевской Л. А. – М. – Просвещение. – 1981 – 399 с.

Прикреплённые файлы:

proekt-po-h-ye-r_e670g.ppt | 13202,5 Кб
 
Публикации по теме:

Пальчиковый театр по мотивам русской народной сказки «Репка» Цель: - развитие связной речи, ее диалогической формы (умение повторять несложные фразы, отрывки из хорошо знакомых сказок в совместной.

Игра-викторина «Угадай русские народные сказки» Цель: Закрепить знания о русских народных сказках, и создать эмоциональную атмосферу радости и эстетических чувств. Программное содержание:.

Конспект НОД в средней группе «Русские народные сказки» Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках. Задачи: 1. Помочь детям понять, что такое устное народное творчество. 2. Познакомить.

Лэпбук «Русские народные сказки»Лэпбук «Русские народные сказки» На лицевой стороне моего лепбука размещена иллюстрация к сказке "Маша и медведь", что характеризует тему моей работы. Лепбук рассчитан.

Проект «Наши добрые русские народные сказки» Проект во второй младшей группе «Наши добрые русские народные сказки». Цели проекта: • -Познакомить детей с русской народной сказкой. •.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Проект в средней группе «Русские народные сказки» Проект в средней группе №3 «Сказка» «Русские народные сказки» Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой,.

Русские народные сказки как основа воспитания детей Детство – самая замечательна пора в жизни каждого человека, но, в то же время и самая сложная, так как именно в детстве формируется характер,.

Викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки» Викторина по русским народным сказкам Цель: воспитание интереса к чтению русских народных сказок. Предварительная работа: чтение сказок.

«Русские народные сказки». Сценарий викторины«Русские народные сказки». Сценарий викторины Викторина " Русские народные сказки" Елена Попова Цель: формирование интереса у дошкольников к художественной литературе. Задачи: • закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Пальчиковый театр и русские народные сказки»
Опубликовано: 8 июня 2019 в 12:56
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД