Марина Гаврюшина
Консультация «Пазлы в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Пазлы относятся к одним из лучших развивающих игр и занятий. Пазлы укрепляют основные навыки детей и формирует их кругозор.
Собирание пазлов – игра, полезная детям всех возрастных категорий.
Во время игры с пазлами происходит развитие мыслительных процессов, а также укрепление общих умений и знаний. Главное - учитывать особенности пазлов и их соответствие годам ребенка.
Публикация «Консультация „Пазлы в жизни дошкольника“» размещена в разделах
В настоящее время существует большое количество различных видов и модификаций пазлов. Цель при их сборе одна — получить из отдельных элементов единую картину. Пазлы делятся по размеру элементов и по размеру единой картины. Сложность пазла в пределах одного числа элементов определяется рисунком, а главным критерием является само число элементов — чем оно выше, тем пазл больше и сложнее.
Современные пазлы различаются по :
• количеству элементов: от 3-4 до нескольких сотен;
• материалу: картонные, деревянные, резиновые, пластиковые;
• тематике: сказочные герои и кадры из любимых мультфильмов, фотографии животных и природы и т. д. ;
• форме: плоские и 3D.
Подобные головоломки должны нести не только развлекательный, но и развивающий характер.
Развивающий потенциал пазла :
• тренируется восприятие цельного образа, цвета и формы. Иногда элемент пазла по контуру соответствует, а по изображению – нет. Такие ситуации требуют от ребенка логического мышления, внимания, если он складывает по образцу, а также хорошей памяти.
• соединение и подборка деталей способствуют усидчивости
• последовательное соединение деталей развивает терпение и ориентирование детской деятельности на результат. Выделив из всего многообразия элементов нужный, ребенок старается правильно его уложить – а это тренирует тонкую моторику и, следовательно, речь.
• развитие мелкой моторики, координации движений. Так как пазл состоит из достаточно мелких деталей, необходимость соотносить части предметов, управляться с маленькими частями картинки развивает моторику пальцев и руку малыша, его движения становятся точными, а впоследствии и осмысленными. В будущем пространственная ориентация и тонкая точная координация рук и пальцев помогут малышу быстро научиться писать, избавит его от проблем с почерком и речью.
• развитие воображения, пространственного мышления, фантазии, внимания, памяти. Ребенку необходимо уметь образно представить то, что он должен собрать, а во время сборки пазла постоянно удерживать этот образ в памяти.
• развитие способности самостоятельного принятия решений, самостоятельного поиска ответа без помощи взрослых. Полная свобода в выборе стратегии поведения при сборе картинок позволит ребенку поверить в свои силы, самостоятельность, что впоследствии поможет ему самостоятельно принимать решения в разных жизненных ситуациях.
• тренировка способности увидеть задачу с разных сторон, способность принимать комплексные сложные решения, развитие логического мышления. Для правильной сборки пазлов необходимо учитывать сразу несколько факторов: форму элемента, изображенный предмет, последовательность сборки отдельных частей и конечный результат работы. Всё это позволит ребенку в будущем выбирать заранее стратегию решения той или иной задачи.
Рекомендации для родителей и педагогов:
Чтобы готовый рисунок смотрелся красиво, все его части должны быть в наличии и быть в хорошем состоянии. Испачканные кусочки с расслоившимися краями сводят на нет все старания ребенка.
Важно приучить ребенка после окончания игры прятать элементы в коробку или пакетик и убирать на место постоянного хранения
Так же не стоит забывать о релаксационном эффекте, возникающем в ходе занятий с картинками. Это позволяет использовать их в качестве успокаивающего средства (например, перед сном).
Использование пазлов в качестве развивающей игрушки для ребенка можно практиковать с самых первых дней под пристальным вниманием взрослых.
Если взрослые смогут привить интерес у своего малыша к этой игре, то впоследствии ребенок сможет не только добиться значительного прогресса в своём развитии, но и у всей семьи появится новая интересная игра, которой всегда можно посвятить тихие совместные семейные вечера.
Сформированные в процессе игры умения помогут малышу справляться с заданиями, предлагаемыми воспитателями в детском саду и учителями в начальной школе.
Замечено, что родители, потратившие свое время на постепенное развитие малышей в раннем возрасте, затем не тратят его на подготовку домашних заданий.
Ведь ребенок к тому времени уже приучен решать поставленные перед ним проблемы, способен запоминать алгоритмы действий и добиваться запланированного результата.