Елена Беляева
Педагогическая поддержка адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуальна. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Публикация «Педагогическая поддержка адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Адаптация, в переводе с латинского означает «приспособление». Возможности приспосабливаться у ребенка младшего дошкольного возраста ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно, поэтому специалисты ДОУ должны помочь не только ребенку, но и семье.
Особое внимание нужно уделить адаптации детей младшего дошкольного возраста, в котором многие дети впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам.
Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем, как самого ребенка, так и окружающих его взрослых. Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения - это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушению его аппетита, сна, эмоционального состояния. У некоторых детей происходит потеря уже имеющихся навыков.
Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период - это формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя. Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе использования разработанной системы адаптационных игр с детьми, так и при организации специфических видов детской активности, имеющих психогимнастический характер: игр с природным материалом, озвученными игрушками и пр.
1-й этап. Формирование доверительных взаимоотношений с новым взрослым.
Цель: формирование привязанности к воспитателю.
Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по инструкции.
Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки.
2-й этап. Формирование ориентировок в пространственно-игровой среде.
Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.
Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить ориентироваться в новых предметных условиях, подчиняться правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.
Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры.
3-й этап. Формирование положительных контактов с ровесниками.
Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.
Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника - сорадование; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения.
Педагогическая поддержка ребенка в период адаптации строится по следующим направлениям:
Педагогическая поддержка семьи на этапе подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Приглашение родителей к участию в совместной работе.
При подготовке ребенка к посещению дошкольного учреждения родителям необходимо поощрять совместные игры с другими детьми и расширять круг общения с взрослыми, поощрять проявления любопытства и самостоятельности, продолжать активно формировать навыки самообслуживания. Понимание родителями важности подготовки ребенка именно таким образом позволит в дальнейшем сократить период адаптационного периода.
Важно также сформировать у ребенка положительную установку на посещение дошкольного учреждения. И на первом этапе именно родители и определяют желание ребенка посещать дошкольное учреждение. Если родители способны продемонстрировать детям свою уверенность в том, что в дошкольном учреждении ребенку будет интересно, он будет все время занят важными делами, то и эмоциональное состояние ребенка изменится. Способность мамы «отпустить» ребенка, принять на эмоциональном и когнитивном уровнях необходимость расставания также во многом определяет последующее привыкание ребенка к дошкольному учреждению.
Использование различных форм работы позволяет родителям еще до начала адаптационного процесса проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в дошкольное учреждение, выработать алгоритм того, как и каким образом будет строиться процесс адаптации, выбрать из предложенных рекомендаций наиболее подходящие с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
В рамках этого направления (этапа) педагогической работы с семьей ребенка осуществляется превентивная педагогическая поддержка. Суть ее заключается в том, чтобы предотвратить многие проблемы адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению, установить контакт, наладить взаимодействие между субъектами образовательного процесса.
Педагогическая поддержка ребенка и семьи в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению.
Родители вновь поступающих детей, как правило, трепетно, и в некоторой степени тревожно относятся ко всему происходящему с ребенком в дошкольном учреждении.
Обмолвки педагога, нечеткое выражение мысли, информация для коллеги, услышанная родителями, может являться источником переживаний родителей, которые, в свою очередь, сказываются на адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Поэтому важно в беседах с родителями быть внимательными и обязательно в полной мере удовлетворять их информационные запросы.
На этом этапе работы педагогу важно «включить» родителей в образовательный процесс ДОУ, установить преемственность в задачах и содержании воспитания детей в детском саду и семье, познакомить родителей эффективными методами и средствами оказания помощи ребенку в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению. Педагогический коллектив привлекает родителей к совместной работе, специалисты ДОУ проводят индивидуальные и групповые консультации, размещают информацию в уголке для родителей, организуют «переписку», ведут беседы и т. п. для того, чтобы оперативно отреагировать на те проблемы, которые уже возникли, и предотвратить возможные.
Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласования воздействия на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условия, облегчающее ему адаптацию к перемене образа жизни.