Лучший педагог года

Педагогическая технология организации самостоятельного песенного творчества, посредством музыкально-дидактических игр

Евгения Портнова
Педагогическая технология организации самостоятельного песенного творчества, посредством музыкально-дидактических игр

Пение-основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности. Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.

Публикация «Педагогическая технология организации самостоятельного песенного творчества, посредством музыкально-дидактических игр» размещена в разделах

Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса. Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения.

Источник детского творчества – окружающая жизнь и музыкальное искусство, отражающее ее. Песенное творчество детей, как бы оно ни было скромно по своим результатам, всегда выражает их переживания, рожденные жизнью. Музыкальные впечатления перерабатываются на основе индивидуальных особенностей восприятия и творческого воображения. Быстрое, импровизированное решение детьми творческих задач основывается на опыте ребенка, сложившимся под влиянием жизненных впечатлений, в частности впечатлений от музыкальных произведений.

Особенное внимание в развитии песенного творчества следует обращать на использование песен-образцов. Они служат своеобразными побудителями для решения детьми творческих задач и подсказками для их решения. Музыкальные темы песен-образцов должны быть точными, ясными и яркими, текст – кратким, запоминающимся. Ритм песни должен способствовать созданию ребенком ритма собственной мелодии.

Особенности песенного творчества детей старшего дошкольного возраста определяются своеобразием индивидуальной музыкальной субкультуры ребенка. Эффективность развития песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается в том случае, если:

1. Учитываются особенности детской музыкальной субкультуры и способностей детей к песенному творчеству;

2. Происходит обогащение музыкального опыта детей

3. Проектируется специальная развивающая среда группы, стимулирующая песенное творчество детей старшего дошкольного возраста.

Условия реализации технологии :

Педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности педагога и музыкального руководителя. Место и время реализации технологии : организация режимных моментов под музыку; использование музыки при проведении занятий; музыкально-обогащенная среда группы для самостоятельной деятельности детей, музыкальные занятия и индивидуальная работа музыкального руководителя.

Пение:

-Формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному пению.

-Учить детей исполнять песни с помощью воспитателя и самостоятельно, в сопровождении и без сопровождения инструмента, на занятиях и вне их.

-Развивать музыкальный слух, приучать слушать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки.

-Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, монотонное «гудение» у детей, которые поют низко и неточно.

-Помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детских музыкальных инструментах.

Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Музыкально- дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу. Иногда музыкально-дидактические игры проводится на занятиях как отдельный вид деятельности. Такие игры имеют обучающий характер. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры. Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду. Песня звучит на утренниках, развлечениях, спектаклях, в театральной деятельности, она сопровождает многие игры, танцы, хороводы. Играя, ребенок напевает свою незамысловатую мелодию. Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами удерживать его до конца.

Примеры музыкально-дидактических игр для развития творчества, слуха и певческого навыка.

Ступеньки (см. кадр № 5)

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик, детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

В игре участвует несколько детей.

Бубенчики (см. кадр № 6)

Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный —«дан», зеленый —«дон», желтый—«динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон.

Ход игры. Воспитатель-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет дo первой октавы) : дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы) : дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы) : динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

Громко-тихо запоем.

Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается. по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игру можно провести как развлечение.

Какая музыка?

Игровой материал. Проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.

Ход игры. Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель, исполняет на фортепиано (в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.

Птичий концерт (см. кадр № 8)

Дидактическая задача. Учить детей различать высоту звука.

Материал. Музыкальный инструмент для подыгрывания (металлофон, фортепиано, флейта).

Ход игры. Дети учатся воспроизводить по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты.

Ведущий или воспитатель поет, а дети отвечают.

Ведущий. На березовой верхушке

Целый день поет кукушка:

дети: Ку-ку-ку-ку!

Ведущий. А синица целый день

Поет громко:

Дети: Тень-тень, тень-тень!

Ведущий. Вторит дятел им: тук-тук-тук,

Долбя клювом старый сук.

Дети. Тук-тук-тук!

Примечание. Для создания игрового момента можно использовать шапочки-маски с изображением птиц. Игру можно выполнять по ролям: одни дети имитируют голосом кукушку, другие- синицу, третьи дятла. Тот, кто лучше выполнил имитацию, исполняют пляску.

Мама и детки (см. кадр № 7)

Дидактическая задача. Развивать звуковысотный слух.

Материал. Игрушки: гусь, курица, утка и шапочки-маски гусят, цыплят и утят.

Ход игры. Игрушки (гусь, курица, утка) расставлены в разных углах зала. Ведущий (педагог) поочередно выполняет роль мамы-гусыни, мамы- курицы, мамы- утки. При этом поет на звуке «ре» 1-ой октавы: «Где мой утята, милые ребята? Кря-кря-кря!» Дети, изображающие утят, бегут к утке и поют свой ответ на звуке «ля» 1-ой октавы: «Кря-кря-кря — мы здесь!». То же самое по очереди делают гусята, цыплята.

Примечание. В этой игре можно использовать импровизацию ответов от разных звуков. Затем можно предложить детям представить, как будут отвечать детки, если они испугались, веселятся, грустят.

Музыкальный домик (см. кадр № 10)

Игровой материал. Красочный домик, карточки с рисунками, иллюстрирующими название песен.

Ход игры. В домике помещаются 4-5 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя песню. Песни исполняют без музыкального сопровождения, если играют в группе и с музыкальным сопровождением, если играют в зале, могут исполнять всей группой и индивидуально.

Публикации по теме:

Педагогическая технология развития музыкально — ритмического и танцевального творчества старших дошкольников Педагогическая технология развития музыкально – ритмического и танцевального творчества старших дошкольников в музыкальных играх – этюдах.

Педагогическая технология развития музыкально — ритмического и танцевального творчества в играх — этюдах Цель: Развитие танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста и музыкально – ритмических движений в играх – этюдах. Краткое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая технология организации самостоятельного песенного творчества, посредством музыкально-дидактических игр
Опубликовано: 20 мая 2015 в 09:35
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД