Екатерина Поздина
Педагогические аспекты изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Поздина Екатерина Семеновна, воспитатель МОУ «СОШ им. А. П. ЧЕХОВА» корпус 1-20
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему, на наш взгляд, одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в ДОУ является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога – научить манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения в изобразительном искусстве.
Публикация «Педагогические аспекты изобразительной деятельности» размещена в разделах
Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности, этот вопрос о развитии восприятий является одним из основных в методике обучения детей рисованию, лепке, аппликации.
В научной литературе существует множество определений восприятия.
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями. [3. С135]
Наиболее эффективным для формирования изобразительных умений и навыков у дошкольников, на наш взгляд, является сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Необычные способы рисования, так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия:
• изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• внимания и усидчивости;
• формируются навыки контроля и самоконтроля.
• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
В нашем ДОУ мы проводим такие занятия, начиная с младшей группы, по Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Педагогами нашего детского сада разработана парциальная программа по программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой ориентируясь на которую, мы и проводим занятия по нетрадиционным техникам рисования.
В процессе обучения мы обращаем внимание ребят не только на изобразительные умения и навыки, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учим детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовые сочетания в рисунке. При организации занятия, выборе материала и темы, мы учитываем индивидуальные особенности детей, уровень сформированной у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно).
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на ООД. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Мы стараемся разнообразить и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.
Обучение изобразительной деятельности строится с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета мы начинаем с предметных изображений : сначала отрабатываем все основные элементы сюжетного рисунка, а затем – переходим к более сложным компо-зициям. Работа проводится со всей группой детей. Иногда используется частичное выполнение задания, например, дорисовывали изображения. В процессе работы используем игровые моменты и физкультминутки (дина-мические паузы). На ООД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие. В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных ма-териалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания рисунков у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Чтоб заинтересовать детей мы используем различные методы и приемы:
• сюрпризный момент;
• нравственный аспект - просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• музыкальное сопровождение и т. д.
В детском саду мы создали следующие условия внедрения нетрадиционных техник:
1. Последовательность и систематичность (нами был составлен комплекс занятий с учётом постепенного нарастания сложности материала, где соблюдалась последовательность от простого к сложному);
2. Необычное начало работы, новизна обстановки.
3. Разнообразие и вариативность работы с детьми на занятия (мы подбирали цвет и фактуру бумаги, так как это влияет на выразительность рисунка, разнообразили организацию занятий).
4. Сюрпризный момент (сказочный герой).
5. Возможность выбора материала (краски, карандаши, бумага разная по цвету и форме, листья разных деревьев, нитки, крупа, трафареты, штампы, тычок, поролон, свеча и т. д.).
6. Интересные для детей, неповторяющиеся задания.
7. Возможность и интерес каждого ребёнка (учитывали возрастные и индивидуальные особенности, задания были понятны и доступны детям);
8. Дидактические игры на закрепление материала («Собери пейзаж», «Времена года», «Части суток», «Узнай по профилю», «Животные» и др.).
В своей работе мы используем следующие нетрадиционные способы рисования:
• Кляксография; (игра в кляксы) увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается;
• Рисование пальчиками, ладошками;
• Мятой бумагой, салфеткой;
• Различными тычками;
• Обрывной бумагой;
Мы используем различные формы работы для обучения детей нетрадиционным техникам рисования:
• Организованная образовательная деятельность;
• Индивидуальная работа;
• Дидактические игры;
В нашем Детском саду создан музей декоративно-прикладного искусства, где проходит знакомство детей с народным искусством. Мы с детьми посетили выставку народного искусства, где познакомились с глиняными филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины. И для закрепления на ООД мы рисовали орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки «Петушок» использовали технику «Рисование красками»
Большое значение мы уделяем воспитанию у детей чувства товарищества и взаимоподдержки. Дети с удовольствием занимаются коллективным творчеством. Вот несколько тем коллективных работ детей: «Золотая осень», «Зимушка – зима», «Узор на окне», «Зимний лес», «Покормите птиц зимой».
На мой взгляд, хорошим средством развития у детей творчества, фантазии, формирования личностного отношения к действительности является метод современного проектного обучения. За последнее время мы совместно с детьми, регулярно проводим выставки детских работ. Организуются выставки в группах.
Успешно ведется работа с родителями. Это и показ практической работы детей по изобразительной деятельности, и консультации для родителей, и выставки работ родителей нетрадиционной техникой рисования – это «Дымковский узор», «Цветы для мамы» поздравительные открытки.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учиться преодолевать страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Таким образом, использование разнообразных нетрадиционных техник рисования в ДОУ способствуют повышению уровня сформированности изобразительных умений и навыков у дошкольников. Педагог должен научить манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения в изобразительном искусстве. Использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.
Какими бы ни были виды, формы, способы изобразительной деятельности, главное чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результативности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны воспитателей, научился мыслить свободно и смело.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014
2. И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
3. Гамезо М. В., Домашенко И. А. // Атлас по психологии. - М. : Пед. общество России, 1999. -135с.