Нина Струева
Опыт работы по формированию географических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно требованиям ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Кроме того, Стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников и трактует область «Познавательное развитие» следующим образом:
• развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
Публикация «Опыт работы по формированию географических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
География сопровождает каждого человека с момента его рождения. Ведь человек рождается в определенной стране, в каком-то городе, живет на определенной улице и доме. Вот здесь, у порога своего дома, и начинается география. Первые вопросы ребенка относятся к миру, в котором он живет, к Земле. Ребенок различает близких и чужих людей, предметы и объекты, которые окружают его дома, в группе, на улице. Ребенок младшего дошкольного возраста познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. В более старшем возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он бросает взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям дошкольного возраста все интересно, их все манит и привлекает. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!».
Познание детей младшего дошкольного возраста происходит в игровой деятельности, а в процессе познавательно- исследовательской деятельности дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность: Почему? Зачем? Как устроен мир? Ознакомление детей с широким кругом знаний, представление целостной картины мира – важнейшая задача для достижения цели общего развития детей.
Главная идея в цикле формирования географических представлений - неразрывная связь человека, природы и общества и определяющая роль общественного бытия в формировании личности человека. Занимаясь в этом направлении, дети получают первоначальные географические знания, некоторые умения по работе с картой и наблюдениям на местности, а также по работе с моделями природно-климатических зон.
Для решения этой задачи в нашей группе используются наглядные модели развития умственных способностей. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т. п., появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.
Для развития умения моделировать действительность применяем метод макетирования. Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов окружающего мира. Применение данного метода позволяет одновременно и параллельно решать несколько задач:
• Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).
• Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.
• Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
• Развитие монологической и связной речи.
• Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.
• Развитие общей и мелкой моторики рук.
• Развитие коммуникативных навыков
Макет должен максимально правильно отражать реальный мир, на основе качественного, реалистичного макета воспитанники могут изучать характерные особенности какой-либо среды, развивать свой кругозор и познавательную деятельность. Детали для любого макета играют очень важную роль, на основе деталей, создается характерный образ, сущность макета, именно это привлекает детей. Так же, макет действует как демонстрационный материал, педагог в начале занятия на его основе может продемонстрировать варианты выполнения заданий, или разыграть какой-либо сюжет или действие.
Работу по использованию макетов в детском саду начинаю со второй младшей группы. Наблюдая за тем какие любимые игрушки приносят дети из дома, я заметила, что все дети любят животных, особенно медведей, зайцев и лис, приняли решение сделать макет «Арктики», «Тайги».
В нашей группе созданы настольные макеты на тему:
• «Африка»
• «Арктика»
• «Степи» (наша климатическая зона)
• «Тайга»
Макеты используются для ознакомления детей с лексической темой, и тем самым расширяю их знания об окружающем мире. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. В процессе работы с макетом используются следующие методические приемы: беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, сравнение животных, отгадывание загадок, дидактические игры «Кто где живёт?», «Назови членов семьи», «Назови ласково», «Отгадай животное», «Четвёртый лишний», «Кто что ест?», и. т д., игры –имитации "Неуклюжий мишка" и. т. д.
Таким образом, можно сделать вывод, что игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения.