Папки-передвижки

Прием «Песочные часы грамотности» как способ развития читательской грамотности у младших школьников

Шевченко Любовь
Прием «Песочные часы грамотности» как способ развития читательской грамотности у младших школьников

"Песочные часы грамотности"

Цель: Развитие техники чтения, внимательности и понимания текста у младших школьников.

Материалы:

•  Небольшой текст, оформленный ярко и красочно, с крупным шрифтом (объемом примерно на 2 минуты чтения для целевой группы). Текст должен соответствовать возрасту и интересам детей.

•  Песочные часы на 2 минуты.

•  Набор вопросов по тексту (несколько вариантов для каждого текста, чтобы избежать повторений и повысить элемент неожиданности).

Описание приема :

Публикация «Прием „Песочные часы грамотности“ как способ развития читательской грамотности у младших школьников» размещена в разделах

1. Подготовка: Учитель заранее подготавливает тексты и вопросы к ним. Важно, чтобы вопросы охватывали разные аспекты понимания: фактическую информацию, причинно-следственные связи, основную идею.

2. Чтение: Каждый ученик получает текст и начинает читать его, как только учитель переворачивает песочные часы.

3. Время истекло: Через 2 минуты, когда песок в часах полностью пересыплется, учитель забирает тексты.

4. Проверка понимания: Учитель индивидуально подходит к каждому ученику и шепотом задает вопрос по тексту.

5. Результат:

  •  Если ученик правильно отвечает на вопрос, он считается "свободным" и может заниматься другим заданием или отдохнуть.

  •  Если ученик отвечает неправильно, он возвращается к чтению этого же текста и повторяет попытку после еще одного 2-минутного чтения.

Педагогическая ценность и обоснование:

•  Мотивация: Ограниченное время создает элемент соревнования и стимулирует детей читать внимательнее и быстрее. Желание "освободиться" и перейти к другим занятиям мотивирует детей на лучшее понимание текста.

•  Развитие техники чтения : Прием способствует развитию скорости чтения и беглости, так как ученики стараются прочитать как можно больше за отведенное время.

•  Повышение внимательности: Ограниченное время и необходимость ответить на вопрос заставляют детей концентрироваться на тексте и запоминать ключевую информацию.

•  Индивидуальный подход: Вопросы задаются индивидуально, что позволяет учителю учитывать особенности каждого ученика и задавать вопросы, соответствующие его уровню понимания.

•  Дифференцированное обучение: Ученики, которые быстрее усваивают информацию, получают возможность быстрее перейти к другим заданиям, в то время как ученики, нуждающиеся в дополнительной практике, получают возможность повторного чтения и осмысления текста.

•  Ненавязчивый контроль: Проверка понимания проходит в ненавязчивой форме, что снижает тревожность и создает более комфортную атмосферу для обучения.

•  Обратная связь: Немедленная обратная связь о правильности ответа позволяет ученикам сразу же скорректировать свои усилия и стратегии чтения.

•  Простота реализации: Прием не требует сложного оборудования и подготовки, что делает его доступным для использования в любом классе.

Рекомендации по применению:

•  Выбор текстов: Тексты должны быть интересными, соответствовать возрасту и уровню подготовки учеников. Важно использовать разнообразные тексты разных жанров и стилей.

•  Формулировка вопросов: Вопросы должны быть четкими, понятными и охватывать разные аспекты понимания текста. Важно избегать слишком сложных или двусмысленных вопросов.

•  Атмосфера в классе: Важно создать в классе атмосферу поддержки и сотрудничества, где ученики не боятся ошибаться и готовы помогать друг другу.

•  Индивидуализация: Учитывайте особенности каждого ученика при выборе текстов и вопросов.

•  Поощрение: Хвалите учеников за их усилия и достижения, даже если они не сразу отвечают правильно.

•  Регулярность: Используйте этот прием регулярно, чтобы поддерживать интерес к чтению и развивать навыки читательской грамотности.

Возможные модификации:

•  Работа в парах: Ученики могут читать текст в парах и задавать вопросы друг другу.

•  Использование таймера: Вместо песочных часов можно использовать таймер на телефоне или компьютере.

•  Дополнительные задания: Ученики, которые правильно ответили на вопрос, могут получить дополнительное задание, связанное с текстом, например, написать небольшой отзыв или нарисовать иллюстрацию.

Прием "Песочные часы грамотности" – это эффективный и увлекательный способ развития читательской грамотности у младших школьников, сочетающий в себе элементы соревнования, игры и индивидуального подхода. При правильном использовании он может значительно повысить интерес к чтению, улучшить технику чтения и развить навыки понимания текста.

Публикации по теме:

«Говорящая стена» как средство формирования читательской грамотности у дошкольников«Говорящая стена» как средство формирования читательской грамотности у дошкольников «Говорящая стена» как средство формирования читательской грамотности у дошкольников. Автор: Толстихина Ю. Г. Читательская грамотность – это.

Дидактическая игра-ходилка для развития речи у старших дошкольников и младших школьников «Буквы»Дидактическая игра-ходилка для развития речи у старших дошкольников и младших школьников «Буквы» Основа данной игры изготовлена из ткани. На основу последовательно пришиты буквы из вискозы. Дорожка из букв полностью повторяет алфавит,.

Фотоотчет «Песочные фантазии» для младших дошкольниковФотоотчет «Песочные фантазии» для младших дошкольников "Самая лучшая игрушка для детей – куча песка» К. Д. Ушинский Лето - самая веселая пора в детском саду. В это время мы знакомим детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Прием «Песочные часы грамотности» как способ развития читательской грамотности у младших школьников
Опубликовано: 9 июня 2025 в 22:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Прием «Песочные часы грамотности» как способ развития читательской грамотности у младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Шевченко Любовь (УИ 2906421) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 июня 2025 пятница
Всероссийский день поля
В рамках праздника проходят сельскохозяйственные мероприятия в регионах (фестиваль томатов в Ставропольском крае)
21 июня 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных