МААМ-картинки

«Письмо Деду Морозу. Дифференциация [С]-[З]». Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР

Земфира Чепайкина
«Письмо Деду Морозу. Дифференциация [С]-[З]». Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР

Цель: Дифференциация звуков С-З

Задачи:

- Закрепить навык различения и правильного произношения звуков С-З на материале слов, словосочетаний, предложений, стихов и чистоговорок.

- Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова ЗАЙКА, анализа словесного состава предложения.

- Активизировать словарь притяжательных прилагательных (заячьи, лисьи,. , предикативный словарь (трещит, чирикает, ухает,.)

- Учить правописанию сомнительных согласных в конце слова.

Публикация «„Письмо Деду Морозу, Дифференциация [С]-[З]“, Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР» размещена в разделах

- Развивать мимическую мускулатуру, общую и мелкую моторику, артикуляционный праксис посредством пальчиковой гимнастики, массажа языка, рук, БАЗ.

- Развивать воображение, логическое мышление, посредством отгадыва-ния загадки, решением проблемных ситуаций по ходу занятия.

- Воспитывать школьные навыки, культуру общения, доброжелательное отношение, стремление придти на помощь сказочным героям.

Материал: игрушки: Снеговик, Зайка, сигнальные карточки для самомассажа языка изображение лисы, сороки, заячьих и лисьих следов, схема анализа звука, фишки, кассы, карточки для письма, ручки, листы с домашним заданием.

Предварительная работа:

- Чтение сказки В. Сутеева «Елка».

- Просмотр мультфильма по прочитанной сказке.

- Написание коллективного письма Деду Морозу.

1. Оргмомент. Развитие воображения.

Л: (читает стихотворение)

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро – солнцу и птицам,

Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Ребята, давайте пожелаем доброго утра нашим гостям и увидим их улыбчивые, добрые лица.

Д: Доброе утро!

Л: Ребята, вспомните, какой сейчас наступил месяц? (Декабрь) Правильно, это первый месяц зимы, но последний месяц года. А какое сегодня число? (3-е декабря) А не пора ли нам отправить наше письмо Деду Морозу, ведь до Нового года осталось совсем немного времени? (Да, пора) Как вы думаете, кому мы можем доверить наше письмо? Кто доставит его лично Деду Морозу? (Рассуждения детей)

А я предлагаю наше письмо отправить со Снеговиком-почтовиком, совсем как в сказке Владимира Григорьевича Сутеева «Ёлка». Вы согласны? (Да)

Тогда поскорее слепим Снеговика.

2. Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза,

Шляпа

Дети показывают, как лепят снежки (то одна рука сверху, то другая).

Разводят руки в стороны, показывая большой ком.

Ставят руки на пояс.

Показывают руками на лице улыб-ку

Показывают руками глаза

Кладут одну ладонь на голову.

Нос,

Метла

Приставляют ладошки с растопыренными пальцами к носу (как у Петрушки).

Поднимают одну руку вверх и раз-двигают широко пальцы.

Л: Молодцы, ребята, присаживайтесь за столы. А вот и наш Снеговик-почтовик! (вносится игрушка-снеговик)

Какой первый звук вы услышали в слове Снеговик? (С)

Снеговик, Снеговик,

Храбрый снежный почтовик,

В темный лес ты пойдешь?

И письмо наше снесешь?

Д: Пожалуйста!

3. Сообщение темы занятия. Развитие мышления.

С: Хорошо, ребята, но одному мне скучно идти, да и боязно. Возьму-ка я с собой своего друга. А кто он, угадайте сами.

По снегу бежит – петляет.

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно –

Волку и лисе обидно! (Заяц)

(Вносится музыкальная игрушка Зайка)

З: Я зайчик, я хороший,

Я добрый и смешной,

Капуста и горошек,

Любимый завтрак мой.

Со мной легко поладить,

Достаточно погладить.

Л: Какой милый Зайка! (дети гладят его) Какой первый звук вы услышали в слове Зайка? (З) Ребята, вы догадались, какие звуки мы сегодня будем повторять, и учиться различать? (Мы будем повторять, и учиться различать звуки

С-З).

Удачи вам, Снеговик и Зайка! Мы с нетерпением будем вас ждать. (игрушки выносятся). Пока Снеговик и Зайка несут письмо мы продолжим наше занятие.

4. Дифференциация С-З по артикуляционным и акустическим признакам. (по таблице-схеме)

Сходство: согласные, твердые, имеют мягких братцев Сь и Зь, одинако-вое положение языка и губ: рот слегка приоткрыт, губы в улыбке, язык упирается в нижние зубки, свистящие.

Отличие: С,Сь – глухие, З,Зь – Звонкие.

Л: А чтобы наш язычок правильно произносил эти звуки и не путал их нам нужно его помассировать.

5. Самомассаж языка.

(используются сигнальные карточки)

Язычок погладим ласково губами,

А затем постукаем бережно губами,

Язычок погладим ласково зубами,

Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами,

И опять погладим ласково зубами,

А потом похлопаем бережно губами

И в конце погладим ласково губами.

Л: Понравился вашему язычку такой массаж? Какой он стал спокойный, расслабленный, готов вас слушаться. Теперь он будет четко произносить звуки С-З и не будет их путать.

6. Дифференциация С-З в словах, соотнесение звука с буквой.

Л: Ребята, возьмите карточку с цифрой 1. Определите, какой звук живет в названии каждой картинки С или З и соедините линиями с соответствующей буквой.

7. Ф/М. Произношение С-З в чистоговорках.

(На мольберте появляются изображения Лисы, заячьих и лисьих следов)

Л: Ребята, это кто к нам подкрадывается? (Лиса) Где вы услышали звук С в слове Лиса? (В середине слова) Вставайте и повторяйте за мной.

Чистоговорка «Лиса»

Са-Са-Са – идет рыжая лиса. (Дети мягко вытягивают поочередно ру ки вперед)

За-За-За – щурит хитрые глаза. (Прикасаются указательными пальцами к уголкам глаз)

Ицу-Ицу-Ицу – мы заметили лисицу. (Приставляют ладонь к глазам)

Се-Се-Се – подошли мы к лисе. («Проходятся пальцами по бедрам)

8. Образование притяжательных прилагательных: заячьи, лисьи следы.

Л: Лиса, Лиса – всему лесу краса, а что ты здесь вынюхиваешь?

Лиса: Не мешайте мне, я по заячным, т. е. по зайцевым следам иду, уж очень хочется зайчатиной полакомиться.

Л: Ребята, правильно назвала лиса следы зайца? Научите ее говорить правильно. Чьи это следы? (Показывает на картинку) (Заячьи следы. Ответы нескольких детей)

А Марина знает стишок про заячьи следы.

Ребенок: Заячий след

В лесу не долго до беды,

Но заяц – не простак.

Умей запутывать следы –

Вот так!

Туда, сюда петляет след,

Вперед, назад и вбок.

Где заяц был, там зайца нет –

Прыг – скок!

А. Аким

Л: Лисичка, а твои следы как называются?

Лиса: Лисичные, т. е. лисовые у меня следы.

Л: Верно, ребята? Чьи это следы? (показывает на картинку)

Д: Лисьи следы. (Проговаривают несколько детей)

Л: Ребята, а чьи еще следы мы можем увидеть в лесу на снегу?

Д: Беличьи, волчьи, лосиные, рысьи.

Л: Лисичка-сестричка, ты, пожалуйста, не гонись за нашим зайкой, у него очень важное задание.

Лиса: Какое еще задание?

Л: Ребята, расскажите Лисе.

9. Развитие связной речи.

Д: Зайка со Снеговиком должны доставить наше письмо Деду Морозу. В письме мы просим подарить нам самую красивую елочку на Новый год.

Л: Лисонька, ты лучше останься с нами, да поучись у ребят, а они научат тебя составлять полную схему слова зайка.

10. Звукобуквенный анализ слова ЗАЙКА

Л: Ребята, научим лисичку? Кто будет лисе у доски помогать? (Один ребенок выполняет у доски, остальные на местах)

Молодцы, ребята, все справились.

Лисичка, а наши ребята еще и писать умеют, сейчас и тебя научат, только прежде ручки разогреют, ведь на улице зима, совсем холодно стало.

11. Массаж рук «Зимняя разогревалочка»

Если замерзают руки,

Дети медленно растирают одну

Начинаем их тереть,

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке, разогреть.

Сначала ладошки,

Совсем как лепешки,

Потом как лягушки,

Потом как подушки,

Но вот понемножку

Согрелись ладошки,

Горят, и взаправду,

А не понарошку.

ладонь о другую.

Растирают ладони все быстрее

и быстрее.

Я горю, как от огня,

Вот, потрогайте меня.

Вытягивают вперед раскрытые ладони.

12. Письмо. Правописание сомнительных согласных в конце слова.

Л: Ребята, возьмите карточку с цифрой 2. В этих словах нужно вписать последнюю букву С или З. А чтобы правильно определить, какую нужно вписать букву, нужно это слово проверить, поставив его во множественное число. Н-р: НОС - НОСЫ, слышится звук С, значит в слове НОС в конце напишем букву С. (Л. выполняет у доски, дети на местах)

13. Словесный состав предложения.

Л: Что-то задерживаются Снеговик с Зайкой.

(Звучит запись «Вой вьюги», «Трещание сороки»)

Слышите, кто это трещит? (Сорока) (Появляется изображение сороки)

Сорока затрещала. Сколько слов в этом предложении? (Два слова) Какое первое слово? Какое второе? В каком слове вы услышали звук З? (В слове Затрещала) А звук С? (В слове Сорока)

Сорока трещит, а что делает воробей? (Чирикает); синица? (Тинькает, ворона? (Каркает, сова? (Ухает)

Сорока: Ну вот, пока вы тут занимались, ваш Снеговик рассыпался от вьюги.

Л: Что же, ребята, нам теперь делать? Как выручить Снеговика? (Рассуж-дения детей) А давайте, мы снова его слепим. (Дети выходят на ковер)

14. Массаж биологически активных зон «Снеговик»

Раз – рука, два – рука.

Вытянуть вперед одну руку, потом – другую.

Лепим мы снеговика.

Имитировать лепку снежков.

Три – четыре, три – четыре,

Погладить ладонями шею.

Нарисуем рот пошире.

Пять – найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз.

Кулачками растереть крылья носа.

Шесть – наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас

Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб.

Семь и восемь, семь и восемь –

Мы плясать его попросим.

Погладить колени ладошками.

15. Итог. (Появляется Снеговик с Зайкой)

С: Письмо ваше доставили Деду Морозу. Он велел передать, что обяза-тельно принесет вам к Новому году самую красивую и пушистую елочку. Ждите его с подарками.

Л: Большое спасибо вам, Снеговик и Зайка. Ребята, а какие звуки мы с вами повторяли на занятии? (Мы повторяли звуки С-З и учились их разли-чать)

С: Ах, чуть не забыл, Дедушка Мороз прислал вам домашнее задание как раз про эти звуки. (Л. достает из снеговика листы с заданиями на дифференциацию С-З и деление слов на слоги)

Публикации по теме:

Тематическое планирование по фонетике Дата Тема занятия Формирование фонематического восприятия Первый период 16.09.2013 Понятие о звуке Выделение начального гласного звука.

Обучение дошкольников звуковому анализу слов При планировании ставим 2 цели: 1. Произношения какого звука закрепить; 2. 2. Какие формы анализа предусмотрено провести. Речевой материал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Письмо Деду Морозу. Дифференциация [С]-[З]». Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР
Опубликовано: 19 сентября 2014 в 12:25
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД