План по самообразованию педагога «Развитие связной речи дошкольников в условиях внедрения и реализации ФГОС»

Алена Маслова
План по самообразованию педагога «Развитие связной речи дошкольников в условиях внедрения и реализации ФГОС»

Актуальность

Тема самообразования – «Развитие связной речи дошкольников в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО», выбрана мной не случайно. В современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей - всё это способствует увеличению количества детей с несформированной связной речью.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Это связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.

Тема: «Развитие связной речи дошкольников».

Цель: - Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения психолого-педагогической литературы по теме. Изучить методические рекомендации разных авторов по развитию связной речи.

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4. Организовать дополнительную работу с детьми по общеобразовательной программе: «Говорушки».

5. Оформить в группе речевой уголок посредствам предметно- развивающей среды.

6. Подготовить и вести работу с родителями и педагогами соответственно плану работы по данной теме.

Методы исследования:

теоретический анализ различной литературы;

наблюдение,

беседа,

диагностика, статистические методы обработки данных.

Форма отчетности

В результате работы над темой по самообразованию предусмотрены такие формы отчетности:

• картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;

• памятки и консультации, информационно-стендового материала для родителей по работе над развитием связной речи у детей;

• консультации для педагогов по теме самообразования;

• отчет- презентация на педсовете по итогам работы за учебный год;

Срок реализации

с 1 сентября 2018 по 30мая 2019года

Участники:

• Воспитатели. и специалисты ДОУ

• Дети средней группы

• Родители.

Прогнозируемые результаты

Деятельность по реализации темы самообразования направлена на достижение таких результатов:

совершенствование образовательного процесса;

активизация речевой деятельности дошкольников;

улучшение предметной среды, которая способствует развитию связной речи у детей;

достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;

повышение профессионального уровня и компетентности педагога.

Этапы реализации:

I этап. Подготовительный — Изучение психолого-педагогической литературы по данному вопросу; изучить сущность и структуру понятий по данной теме, сформировать цель и задачи, подбор методов и приёмов моделирования; разработать систему работы с детьми, родителями воспитанников и педагогами ДОУ. Проведение первичной диагностики.

В диагностике принимали участие дети детского сада средней группы. (21 чел.).

ДИАГНОСТИКА

УРОВНЕЙ ОСВОЕНИЯ связной речи по ПРОГРАММе ПОД РЕДАКЦИЕЙ

М. А. ВАСИЛЬЕВОЙ, В. В. ГЕРБОВОЙ, Т. С. КОМАРОВОЙ

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития:

3 балла — высокий, ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.

2 балла — средний (достаточный) получает ребенок, частично правильный; допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.

1 балл (ниже среднего) ставится ребенку, за неточный ответ, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 — уровень ниже среднего.

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ связной речью

1. Ребенку предлагают составить рассказ по картине «Моя семья»,

1) Составляет рассказ самостоятельно-3б.

2) рассказывает с помощью взрослого-2б.

3) отвечает на вопросы односложно-1б.

2. Расскажи об игрушке какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку. Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть -3б.

2) рассказывает по вопросам педагога -2б.

3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение-1б.

3. ребенку предлагается рассказать свою любимую сказку.

1) Ребенок пересказывает самостоятельно-3 б.

2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым -2б.

3) говорит отдельные слова -1б.

4. Рассказывание стихотворения наизусть.

1) Ребенок рассказывает самостоятельно-3 б.

2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым -2б.

3) говорит отдельные слова -1б.

задачи:

1. Обогащать жизненный опыт детей; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.

2. Дать детям представления о изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.

3. Учить детей располагать картинки в определенной логической последовательности, о последовательности действий персонажей в литературном произведении, в соответствии с развитием действий.

4. Развитие памяти, выразительности речи, эмоциональной раскрепощенности детей.

2 этап Практический

срок тема Содержание работы Практический выход

Сентябрь

Игры и упражнения

для развития речи

детей среднего

дошкольного

возраста.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.

Дифференциация звуков, слов,

предложений. Подготовка

дидактического

материала.

октябрь Работа по

составлению

рассказов по

сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать

картину и выделять ее главные

характеристики; учить детей

исследовательским действиям

при рассмотрении картины;

учить детей составлять связный рассказов по картине с опорой на

образец воспитателя.

Пополнять и активизировать

словарный запас детей. Посещение

родителями

деятельности

воспитателей и

детей по работе

над составлением

рассказов по

картинам.

ноябрь Работа над

пересказами с

использованием

опорных схем.

Обучение связному

последовательному пересказу с

наглядной опорой в виде

графических схем,

отображающих

последовательность событий;

Обучение детей приемам

планирования собственного

пересказа;

Активизация и обогащение

словарного запаса детей. Консультация для

родителей на тему:

«Возрастные

особенности

восприятия

литературных

произведений

дошкольниками и

задачи ознакомления

детей с книгой».

декабрь Развитие речи и

личности

дошкольника в

сказкотерапии.

«Зайка – зазнайка»,

«Волшебные слова»,

«Непослушный

Ваня».

Помочь детям представить

собственную позицию в выборе педагогов ДОУ способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение

составлять словесные описания

по восприятию

пантомимических этюдов;

активизировать в речи

фразеологизмы. Консультация для

педагогов ДОУ

«Сказкотерапия»

на занятиях по

развитию речи».

Январь Пересказ

сказок по сюжетным картинам.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям

При рассмотрении картины;

Учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на

образец воспитателя. Пополнять

словарный запас детей. Консультация

Для родителей: «Использование загадок,как

средство

выразительности

речи».

(папка передвижка)

Подготовка

сюжетных

картинок

к сказкам

Февраль Работа над развитием речи через театральную

деятельность.

Инсценирование

сказок: «Репка»,

«Колобок».

Развитие творческой

самостоятельности, эстетического вкуса в передаче

образа; развитие речи детей,

эмоциональной

направленности. Раскрытие

творческих способностей

детей. Показ сказки

«Колобок» детям

младшей группы.

Март Работа над

интонацией, дикцией,

выразительностью

речи во время

заучивания

стихотворений. Учить детей читать

выразительно стихотворения

перед слушателями. Вызвать

интерес к поэзии. Пополнять и

активизировать в речи

словарный запас детей на тему

«Весна». Конкурс чтецов.

Апрель Работа над

Развитием речи путем описывания предметов,игрушек Развитие творческой самостоятельности,

эмоциональной направленности. Художественное творчество, лепка из пластилина

май Проведение

Диагностики по

речевому

развитию

воспитанников

Рассмотрение

результатов

диагностики,

составление

плана по речевому развитию на следующий год

Получение результатов о

проделанной

работе.

Консультация

Для родителей

«Что и как

читать детям»

Эти задачи решались, главным образом, в процессе подгрупповых и индивидуальных занятий, на которых создавались условия для высокой речевой активности детей, формировался интерес к обучающим занятиям.

С помощью дидактических игр дети учились определять название предмета, его назначение и действие предмета.

С целью обогащения содержания речи проводились наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию.

По иллюстрациям сказок учились составлять предложения, находить иллюстрации, соответствующие тексту сказок и раскладывать их с последовательным развитием действия.

Затем дети должны были рассказать сказку или составить рассказ при помощи сюжетных картинок, которые располагались в определенной последовательности.

Для решения всех перечисленных задач связного речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр - это и подвижные, дидактические, пальчиковые игры.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала и провела с детьми беседы, открытые мероприятия и праздники, развлечений, конкурсы и выставки детских рисунков, индивидуальные и групповые консультации, родительское собрание. Родители привлекались к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам, неоднократно организовывала совместные выставки работ, регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности.

Изготовлены настольные и магнитные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».

В середине учебного года была проведена повторная диагностика детей.

Для обследования были отобраны те же виды заданий и средств наглядности, что и при начальном обследовании.

Диагностика показала, положительную динамику, что высказывания детей стали более связными, полными по объёму. Развитие выделенных речевых умений вызвало положительные изменения других показателей речи. Так, у большинства детей структура рассказов представлена всеми частями. В рассказах детей сократилось количество пауз и повторов. Речь их стала более плавной, ясной и доступной слушателям. Это доказывает и эффективность примененной нами методики.

Проанализируем высказывания детей дошкольного возраста, полученные в результате обучения по выделенным критериям.

1. Содержание. Из таблицы видно, что в результате обучения самостоятельно раскрыть содержание смогли 38% от всех детей, а с помощью воспитателя 43%.

2. Структура текста. Анализ текстов, составленных детьми, показал, что у дошкольников в основном сформированы умения и навыки, обеспечивающие общую структуру оформленности текста. Практически все дети выделили в тексте начальные и завершающие предложения, организующие текст.

3. Объём высказывания в ходе выполнения заданий представлен по-разному. Так при пересказе литературных произведений в тексте можно выделить в среднем на начало учебного года составляло 1-2 предложения с помощью воспитателя, то на середину года отдельные дети самостоятельно могли составить 3- 4 предложения.

4. Количество предложений. Анализ грамматического строя показывает, что дети начинают применять разнообразные конструкции предложений. Если на начало обучения дети пользовались однословными предложениями, неполными. То на середину года в речи детей появляются полные, распространенные предложения, увеличилось количество сложных и с прямой речью.

5. Связность высказывания. Анализ текстов в середине обучения показал, что дети стали чаще применять разнообразные виды связи. Если на начало эксперимента дети использовали в рассказах один вид связи (цепная местоименная, то к середине года появляется и формально-сочинительная связь.

6. Плавность. Высказывания детей стали более цельными. Они уже не прерывались так часто паузами, как было в начале года. Чаще за паузой следовало более точное, яркое слово, т. е. дети стремились к последовательному изложению текста, подбирали слова и фразы, которые больше подходили по содержанию и замыслу текста.

7. Самостоятельность высказывания. Увеличилось количество детей самостоятельно справившихся с заданием на 38 %.

Так, на начальном этапе диагностики

с помощью воспитателя справилось 47% (10 детей,

не справились с задание 53% (11 детей,

в середине обучения

самостоятельно справились 38% (8 детей,

с помощью воспитателя 43% (9 детей,

дети, которые не справились с заданием 19% (4).

Хочется сказать, что работа с детьми по развитию речи не закончилась, она продолжается. И это только половина пути.

3 этап

В конце учебного года было проведено итоговое контрольное обследование (диагностика) детей, сформулированы выводы по проделанной работе.

Цель обследования - выявить динамику овладения монологической речью повествовательного типа у детей дошкольного возраста в результате обучения.

Для обследования были отобраны те же виды заданий и средств наглядности, что и при начальном обследовании.

Полученные результаты представлены в таблице.

Диагностика показала, что высказывания детей стали более связными, полными по объёму. Развитие выделенных речевых умений вызвало положительные изменения других показателей речи. Так, у большинства детей структура рассказов представлена всеми частями. В рассказах детей сократилось количество пауз и повторов. Речь их стала более плавной, ясной и доступной слушателям. Это доказывает и эффективность примененной нами методики.

Проанализируем высказывания детей дошкольного возраста, полученные в результате обучения по выделенным критериям.

1. Содержание. Из таблицы видно, что в результате обучения самостоятельно раскрыть содержание смогли 62% от всех детей, а с помощью воспитателя 38%.

2. Структура текста. Анализ текстов, составленных детьми, показал, что у дошкольников в основном сформированы умения и навыки, обеспечивающие общую структуру оформленности текста. Практически все дети выделили в тексте начальные и завершающие предложения, организующие текст.

3. Объём высказывания в ходе выполнения заданий представлен по-разному. Так при пересказе литературных произведений в тексте можно выделить в среднем до 6-7 предложений. При составлении рассказов по сюжетной картинке на начало обучения тексты детей состояли из 1-2 предложений, к концу из 5-6.

4. Количество предложений. Анализ грамматического строя показывает, что дети начинают применять разнообразные конструкции предложений. Если на начало обучения дети пользовались однословными предложениями, неполными. То к концу года количество таких предложений сократилось, увеличилось количество двусоставных. В речи детей появляются полные, распространенные предложения. Сократилось количество простых предложений в тексте и в два раза увеличилось количество сложных и с прямой речью.

5. Связность высказывания. Анализ текстов в конце обучения показал, что дети стали чаще применять разнообразные виды связи. Если на начало эксперимента дети использовали в рассказах один, два вида связи (чаще это была цепная местоименная или формально-сочинительная связь, то к концу года два, три вида связи. В высказываниях можно было отметить еще и наличие формальной связи, но, вместе с тем, больше использовались цепная местоименная, лексический повтор, союзы "а", "и".

6. Плавность. Высказывания детей стали более цельными. Они уже не прерывались так часто паузами, как было в начале года. Чаще за паузой следовало более точное, яркое слово, т. е. дети стремились к последовательному изложению текста, подбирали слова и фразы, которые больше подходили по содержанию и замыслу текста.

7. Самостоятельность высказывания. Увеличилось количество детей самостоятельно справившихся с заданием на 63%.

Так, на начальном этапе диагностики

с помощью воспитателя справилось 47% (10 детей,

не справились с задание 53% (11 детей,

в конце обучения

самостоятельно справились 62% (13 детей,

с помощью воспитателя 38% (8 детей,

дети, которые не справились с заданием, отсутствуют.

Заключение

Итак, в ходе работы были раскрыты следующие вопросы:

понятие связной речи и ее значение для развития ребенка;

особенности развития связной речи в дошкольном детстве;

задачи и содержание обучения связной речи;

методические рекомендации разных авторов по развитию связной речи.

Экспериментальная часть работы показала, что дети дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. И именно тогда, когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний. Их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным.

Публикации по теме:

Развитие творческой активности и инициативности педагога в процессе работы с дошкольниками в условиях реализации ФГОС Что такое творчество? Творчество – это особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, неповторимых, оригинальных.

Презентация «Развитие творческой активности и инициативности педагога в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС» В данном опыте работы представлены методические продукты, соответствующие основным направлениям ФГОС. Это красиво, познавательно, развивает.

Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС  .

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях реализации ФГОС» Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Обобщение опыта работы по теме «Развитие связной речи дошкольников в условиях внедрения и реализации ФГОС» 1) Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает следующие компоненты:.

План по самообразованию воспитателя средней группы «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру» План по самообразованию воспитателя средней группы (Умнички) на 2018 - 2019 учебный год Тема: «Развитие связной речи дошкольников через.

План по самообразованию педагога по теме «Моделирование при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Моделирование при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста» “Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем.

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Старший воспитатель МБДОУ № 4 «Ласточка» Е. Г. Журавская Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
План по самообразованию педагога «Развитие связной речи дошкольников в условиях внедрения и реализации ФГОС»
Опубликовано: 14 марта 2019 в 13:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков...
Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют делать сами....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию — конструированию из...
Цель: учить детей приемам изготовления ёжика путем конструирования из бумажных конусов. Задачи: Образовательные: закрепить, уточнять и...
Мастер-класс изготовление игрушки  «Внучек» в технике оригами
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию изготовление игрушки- «Внучек» в технике оригами, для театрализованной деятельности в ДОО. Для работы нам...