Лучший педагог года

«Пластилинография» Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5–7 лет. Часть вторая

Надежда Филиппова
«Пластилинография» Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5–7 лет. Часть вторая

Календарно-тематический план занятий по пластилинографии

с детьми 6-7 лет.

Неделя Тема Программное содержание Количество часов

Сентябрь

1-я "Листик кленовый" Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой. 2

Публикация «„Пластилинография“ Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5–7 лет, Часть вторая» размещена в разделах

2-я "Астры и хризантемы" Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы. 2

3-я "Дождик" Познакомить детей с разнообразным природным материалом и его свойствами (ломается, склеивается, слоится, плавает, намокает).

Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

2

4-я "Осеннее дерево" Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.

Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.

Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.

2

Октябрь

1-я "Букет из осенних листьев" Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой.

Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете. 2

2-я "Гроздь винограда" Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы. 2

3-я "Во дворе" Продолжать освоение приемов пластилинографии.

Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. 2

4-я

"Грибы-грибочки выросли в лесочке" Формировать у детей обобщенное понятие о грибах.

Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет.

Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, способный принимать заданную форму. 2

Ноябрь

1-я "Ежик с грибами" Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал.

Развивать детское творчество. 2

2-я "Солнышко на тарелке" Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.

Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания). 1

3-я " Кудряшки для овечки " Развивать согласованность в работе обеих рук.

Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином.

Учить детей для создания “кудряшек “ у овечки пользоваться вспомогательным приспособлением – круглой стекой. 2

4-я "Зимняя картина" Ознакомить детей с понятием "пейзаж".

Воспитывать интерес к природе в разное время года.

Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам.

Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. 2

Декабрь

1-я "Снежинка" Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения.

Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина. 2

2-я " Снеговик" Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал 2

3-я "Игрушка новогодняя" Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках.

Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. 2

4-я "Елка новогодняя огоньками светится " Учить создавать картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук. 2

Январь

1-я

2-я "Снегирь на ветке" Обобщить представления детей о зимующих птицах.

Разобрать особенности внешнего вида снегиря.

Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер. 2

3-я "Творю что хочу"

(самостоятельная

деятельность детей) Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины.

Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других. 2

4-я "Белая сова" Предложить самостоятельно составить композицию. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности птицы: форму и расцветку.

Развивать глазомер и цветовосприятие. 2

Февраль

1-я "Кактус в горшке" Расширять представления детей о комнатных растениях.

Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии.

Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. 2

2-я "Вьюга за окошком " Обобщить представления детей о зиме.

Побуждать детей точно передавать явления природы. 2

3-я "Открытка для папы" Побуждать детей к изготовлению подарков для близких.

Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы. 2

4-я "Сердечки" (самостоятельная работа детей) Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук. 2

Март

1-я "Украшение для мамы" Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов. 2

2-я "Цветы для мам" (коллективная работа детей) Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам.

Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков.

Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие. 1

3-я "Подводный мир" Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином : преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта.

Развивать эстетическое и образное мышление. 2

4-я "Для любимой мамочки" Развивать умение восхищаться природными формами живых цветов и преобразовывать их в декоративные.

Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином. Учить составлять композицию из цветов и листьев, ритмично располагая их на горизонтальной поверхности. 2

Апрель

1-я "Весенняя капель" Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе.

Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук. 2

2-я "Пасхальное яичко" Знакомить детей с историей праздника Пасхи, прививать интерес к старинным семейным традициям, донести до детей красоту, духовность народных традиций.

Продолжать учить детей проявлять свою фантазию и воображение в лепке. 2

3-я "Мой наряд" Развивать у детей эстетическое восприятие, красоту в своем творчестве. 2

4-я "Проснулись жуки, червячки и другие насекомые" Обобщить представление о насекомых.

Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей.

Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию 2

Май

1-я "Подснежник" Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать представление о первоцветах.

Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.

Развивать мелкую моторику рук. 2

2-я "Веселый зоопарк" Обобщить представления детей об обитателях зоопарка.

Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его.

Поощрять самостоятельную деятельность.

Оформить тематическую выставку работ "Наш веселый зоопарк" 2

3-я "Незабудки" Продолжить знакомство детей с миром природы.

Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями.

Стимулировать активную работу пальцев рук 2

4-я "Первые ягодки" Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений.

Закреплять познавательный интерес к природе.

Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины.

Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином. 2

Июнь

1-я "Одуванчик" Учить детей самостоятельно размазывать пластилиновый шарик в виде цветка. Продолжать развивать у детей умение изображать предметы на большом пространстве листа.

Развивать согласованность в работе обеих рук. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

1

2-я "Божья коровка,

улети на небо" Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе.

Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы. 1

3-я " Радужная страна " Развить умение снимать эмоциональное и телесное напряжение.

Способствовать развитию творческого мышления, фантазии и воображения.

Дать детям знания о разнообразии окружающего мира, с помощью элементов цветотерапии и музыкотерапии.

Упражнять детей в создании образа предмета, используя конструктивный способ лепки. 2

4-я " Ромашки для мамы " Учить создавать композицию на основе готовых элементов (лепестки ромашек, вдавливая их вокруг середки цветка.

Закреплять прием вдавливания.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Воспитывать отзывчивость, доброту.

2

ИТОГО: 72 часа.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Программа составлена с учё том реализации интеграции образовательных областей:

«Познание» - осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность.

Осуществляется развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

«Художественная литература» - используются произведения познавательной направленности.

«Коммуникация»- где осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.

«Здоровье»- дети выполняют упражнениями пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз.

«Социально – коммуникативное развитие» - осуществляется развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками; формируется готовность к совместной деятельности; формируется уважительное отношение и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в организации; формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества; формируются основы безопасного поведения на занятиях пластилинографией.

«Художественно-эстетическое развитие» - происходит становление эстетического отношения к окружающему миру; формируются элементарные представления о пластилинографии; осуществляется стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализуется самостоятельная творческая деятельность детей (изобразительная, конструктивно-модельная).

«Труд»- дети готовят материал к каждой деятельности, самостоятельно убирают его.

Содержание психолого-педагогической работы

1. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

2. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

3. Дополнительные занятия кружка ” Пластилиновое чудо” способствуют более успешному освоению образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные ими знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

4. В интересной игровой форме дети обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание ребенком речи окружающих.

5. Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми.

6. Развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

7. У детей воспитываются тактильные чувства пальцев. Необходимость тактильного чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

8. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.

9. Также данная программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

10. Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

11. Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательные и образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.

Методическое обеспечение программы

-Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем.

-методические пособия и книги по пластилинографии;

-литературные произведения (тематические).

Материалы для создания пластилиновой картины :

-Картон с контурным рисунком;

-Набор пластилина, стеки, доска, салфетки.

-Бросовый и природный материалы

Формы организации деятельности

: занятия, совместная деятельность; фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

Методы работы:

-Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение к художественной культуре).

-Метод эстетического выбора («убеждение красотой», направленный на формирование эстетического вкуса.

-Метод разнообразной художественной практики.

-Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).

-Метод эвристических и поисковых ситуаций.

-Метод игровых, творческих ситуаций.

Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приёмы занятий, которые помогают сформировать у дошкольников устойчивый интерес к данному виду деятельности:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой и т. д.);

-наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);

-практический (ролевые игры, изготовление изделий, экскурсии, игровой тренинг др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :

-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный – младшие дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

-исследовательский – самостоятельная творческая работа младших дошкольников.

Методы создания положительной мотивации:

-эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;

-волевые: предъявление образовательных требований, информирование о прогнозируемых результатах деятельности.

Программа предполагает совместную работу детей с воспитателем. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощь педагога каждому ребенку должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с пластилином в технике «пластилинография», меняется по мере развития овладения детьми навыками. Основная задача в освоении программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка

Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Список литературы.

1. Г. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"

2. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2004

3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ",2002

4. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т. С. Издательство " Российское педагогическое агентство",1997

5. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб. Детство-пресс,1999

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа «Учимся общаться» для детей 3–7 лет «Учимся общаться» для детей 3-7 лет дополнительная общеразвивающая программа направление: социально-педагогическое срок реализации: 4 года.

Дополнительная образовательная-дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста Представляю презентацию дополнительной образовательной – дополнительной общеразвивающей программы по робототехнике для детей дошкольного.

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа «Техно-детки» «ТЕХНО-ДЕТКИ» Дополнительная образовательная – дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 4–5 лет «Театр» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр» для детей 4 – 5 лет муниципального автономного.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей от 3 до 5 лет «Пластилинчик» Пояснительная записка В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных.

Дополнительная общеразвивающая программа «Говорушки-топотушки» для детей 5–7 лет .

Дополнительная общеразвивающая программа «Игровой калейдоскоп «Умнички»» для детей 3–4 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №135» муниципального образования города.

Дополнительная общеразвивающая программа «Подвижные игры» для детей школьного возраста Дополнительная общеразвивающая программа «Подвижные игры» для детей школьного возраста Кузякина Н. В., педагог дополнительного образования.

Дополнительная общеразвивающая программа «Настольный теннис» для детей школьного возраста Кузякина Н. В., педагог дополнительного образования МБУДО «Итатский детско- юношеский центр» Тяжинского муниципального района Кемеровской.

Дополнительная общеразвивающая программа по английскому языку «Эй-би-си» для детей 4–6 лет ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1411» ДО №1327 «Согласовано».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Пластилинография» Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5–7 лет. Часть вторая
Опубликовано: 19 июля 2019 в 01:50
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД