Получи документы

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи

Елена Карпусь
Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции.

Функцию – общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения.

Нарушения слуха, и как следствие – речевые нарушения откладывают отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах. Обследование неслышащих детей выявило, что у большинства воспитанников наряду с общей соматической ослабленностью, замедленным развитием моторных функций речи наблюдается отставание в двигательной сфере.

Публикация «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах

При формировании устной речи у детей с нарушениями речи важно помнить, что именно в дошкольный период звуковая сторона речи развивается наиболее интенсивно, а главное именно в это время она успешно поддаётся коррекции. С чего начать? У детей имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание.

В настоящее время педагоги, специалисты коррекционных учебных заведений, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Проблема развития общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга.

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Теорией и практикой дошкольного образования установлено также, что систематическое использование разнообразных форм работы, техник, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь. Для развития мелкой моторики мы предлагаем использовать пластилинографию.

Пластилинография – вид изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования. Понятие “пластилинографияимеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. А основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Рисование пластилином – занятие не только очень приятное, но и полезное. Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:

Развитию познавательной активности.

Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

Обогащению словаря.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином воспитатель проводит словарную работу с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание.

Развитию творческих способностей.

Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Развитию тактильной и термической чувствительности пальцев.

Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях по пластилинографии происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Формированию элементарных математических представлений о счете, размере, величине.

Развивитию сенсорных эталонов.

Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. На I – м году обучения происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.

Воспитанию усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

Развитию художественного творчества, эстетических чувств.

Техника доступна детям уже с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

При разработке годового тематического планирования по годам обучения отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться- – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, животные, обитатели подводного царства. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Каждая новая работа базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.

Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребность ребёнка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). При создании пластилиновых картин следует придерживаться определенной методики.

В пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование речи, художественно-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста.

Методическое пособие для педагогов дошкольных специальных (коррекционных) организаций образования состоит из:

1. Пояснительной записки.

2. Методических рекомендаций.

3. Годового тематического планирования по годам обучения.

4. Конспектов занятий с учетом специфики работы с неслышащими детьми дошкольного возраста.

5. Образцов работ.

Апробация показала, что дети достигли следующих результатов:

Возрос интерес к собственной изобразительной деятельности;

Совершенствовались изобразительные навыки;

Повысился уровень речевой активности;

Кисть приобрела хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста». Зачем нужны пальчиковые игры. «Руки – это.

Проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Паспорт проекта Название проекта: «Пластилиновая радуга» Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего.

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей Актуальность и проблемность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Актуальность работы по развитию мелкой моторики.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Проблема развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи занимает особое место в системе их подготовки к школьному обучению.

Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики кисти рук у младших дошкольниковПальчиковый театр как средство развития мелкой моторики кисти рук у младших дошкольников В нашей 1 младшей группе мы уделяем большое значение развитию мелкой моторики рук у детей. Пальчиковый театр представляет не только эту.

Пластилинография как метод развития мелкой моторики рук. Детские работыПластилинография как метод развития мелкой моторики рук. Детские работы Пластилинография- как метод развития мелкой моторики рук. Из всех видов изобразительного творчества детки, как правило, отдают предпочтение.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста 1 слайд. Добрый день. Вашему вниманию представляю творческую презентацию на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики, как средство подготовки руки к письму у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность: В последние годы в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с нарушениями речи. У всех детей, имеющих.

Пластилинография как средство развития восприятия, эстетического вкуса и мелкой моторики у детей Семинар – практикум для педагогов «Пластилинография как средство развития восприятия, эстетического вкуса и мелкой моторики у детей».

Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» Журнал для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» В этом выпуске:Значение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 12 января 2016 в 15:55
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД