«Пластилинография». Семинар-практикум для воспитателей

Пашкова Светлана Геннадьевна
«Пластилинография». Семинар-практикум для воспитателей

Содержание:

1. Из истории пластилина.

2. Его особенности.

3. Рекомендации используемого материала.

4. Программные задачи.

5. Используемые материалы.

6. Составление конспекта.

7. Из опыта работы.

Литература

«Рисование и лепка» О. В. Григорьева.

«Пластилинография» Г. Н. Давыдова.

«Развитие творчества у детей» Страунинг

«Лепим, фантазируем, играем» И. А. Лыкова.

Из истории пластилина.

Пластилин очень удобный материал для лепки. Изготавливается из глины, воска, сала и других веществ. Но что мы знаем о происхождении пластилина?

Более ста лет назад учитель по изобразительному искусству англичанин Уильям Харбат, испытывая недовольство от работы с глиной, начал экспериментировать.

Ему захотелось получить более пластичный и легкий материал. Он стал смешивать различные вещества, и вот, однажды, приблизительно в 1887 году, у него получился податливый, удобный в работе материал, который он назвал пластилином.

Особенности используемого материала.

Пластилин – мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную ему форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:

Старый пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками.

В состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумаге со временем появляются жирные пятна.

Рекомендации по работе с пластилином.

Твердый пластилин разогреть перед занятием.

При работе с пластилином использовать плотный картон, чтобы не происходило деформации при выполнении приёмов придавливания, промазывания, сглаживания поверхности создаваемых предметов.

Что бы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен. Работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.

На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук.

Работа с пластилином требует физических усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и разминок.

Занятия пластилинографией научат детей создавать своими руками интересные тематические картинки, которые они смогут поставить на стол, повесить на стену, преподнести своим близким и друзьям.

Программные задачи.

1. Расширить представления детей об окружающем мире природы.

2. Учить сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

3. Прививать детям основы экологической культуры, развивать познавательный интерес к ней.

4. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.

5. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

6. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

7. Расширение знаний в области скульптуры малых форм.

8. Изучение технических приемов в исполнении рельефа и создании композиции.

Во избежание переутомления занятия можно разделить на две части: 1- тематическая беседа; 2- практическое выполнение работы.

Рельефная лепка.

Рельеф- это объемное изображение на плоскости. Если круглую скульптуру мы видим со всех сторон, то рельеф можно увидеть только прямо. Это металлические монеты, медали, в музее на потолке есть рельефные изображения цветов, листьев, все они имеют объем, но изображены на плоскости.

Способ рельефной лепки может быть самостоятельным или вспомогательным (дополнительным). В зависимости от несовпадения с плоскостью различают следующие виды рельефа: барельеф, в котором изображение выступает менее, чем на половину своего объема; горельеф – это объемное изображение на плоскости, выполненное на половину объема или более; контррельеф, в котором изображение не выступает над объемом, а напротив, углубляется в него.

Архитектура.

Цели занятия:

1. Закрепить и расширить знания детей об архитектуре зданий.

2. Учить украшать здания.

3. Расширить словарный запас.

4. Учить детей изображать разные строительные материалы (кирпич, дерево, камень).

5. Развивать у детей творческое воображение.

6. Развивать умение создавать здания, передавая особенности их строения, характерные детали.

7. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

Предварительная работа.

Беседа о жилищах разных стран с учетом климата и других факторов.

Просмотр фотографий и репродукций.

Вспоминание сказок (теремок, три поросенка и т. д.).

Культовые сооружения разных конфессий. Беседа.

Рисование, бумагопластика, аппликация.

Материалы:

Иллюстрации по заданной теме с вариативными изображениями крыш, окон, дверей, картон формата А4, пластилин, стека, салфетка для рук.

Ход занятия:

1 часть (организационная):

Можно начать с игры: «построй свой дом» или «построй дом сказочного героя». Можно отправиться в путешествие по заданной эпохе (путешествие в сказочный город, деревню и т. д.)

2 часть (практическая):

Этапы выполнения работы:

1. Нанести рисунок сооружения.

2. Начинаем покрывать пластилином основную часть здания.

3. Форму крыши, окон, дверей детям предлагается выбрать самостоятельно.

4. Дополнить оформление сооружения дополнительными деталями (труба, причелина, ставни и т. д.)

Кирпичное здание.

По поверхности здания стекой нанести рисунок в виде кладки кирпичиков.

Бревенчатое здание.

Взять брусок пластилина соответствующего цвета, раскатать из него колбаски одинакового размера и сложить их на плоскости друг на друга.

Черепица.

Скатать шарики одинаковой величины, расплющить их и укладывать на плоскости снизу вверх, так, чтобы предыдущий ряд находил на нижний.

Оформление пространства вокруг зданий.

Дорога (асфальт, мостовая, проселочная, деревья, кустарники, цветы, водоемы.

Оформление пространства вокруг зданий можно выполнить гуашевыми красками.

Физкультурная минутка.

3 часть (заключительная:

Анализ работ.

Натюрморт.

Цели занятия:

1. Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественному изображению в натюрморте.

2. Закреплять представления детей о натюрморте.

3. Учить оформлять композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием.

4. Закреплять умения детей работать пластилином на плоскости.

Материалы:

часть затонированного картона формата А4, пластилин, стека. Можно использовать натуру (овощи, фрукты, посуду и т. д.)

Ход занятия:

1 часть (организационная):

Детям предлагается составить натюрморт с использованием муляжей овощей, фруктов, посуды. Обсудить композиционное, цветовое решение, форму предметов. Выслушать предложения детей. Дополнить беседу поэтическими образами, загадками.

Физкультурная минутка.

2 часть (практическая):

Этапы выполнения работы:

1. Нанести рисунок простым карандашом.

2. Начинать работу следует с выполнения самого сложного элемента композиции.

3. Наносим пластилин так, как бы мы рисовали красками, по форме контура.

4. Чтоб работа была выразительнее, наносим блики и падающую тень.

Физкультурная минутка.

3 часть (заключительная):

Анализ работ.

Портрет.

Цели занятия:

1. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом.

2. Развивать образное мышление, умение создавать знакомые образы с опорой на жизненный опыт.

3. Добиваться реализации выразительного, яркого образа.

4. Использовать данный вид работы, как источник, доставляющий радость не только ребёнку, но и окружающим его людям.

Материалы:

картон формата А4, пластилин, стека, салфетка для рук, репродукции с изображениями портретов разных форматов (во весь рост, до пояса, бюст, группой портрет).

Ход занятия:

1 часть (организационная):

Создать ребенком словесный образ. Отметить его характерные черты, определить его настроение.

Физкультурная минутка с использованием мимических упражнений.

2 часть (практическая):

Этапы выполнения работы:

1. Выполнить эскиз.

2. Розовым цветом пластилина покрыть область лица, шеи и рук (если они предполагаются).

3. Затем пластилин наносится на изображение туловища.

4. Зрительно поделить голову пополам для изображения глаз.

5. Изображаем брови.

6. Нижнюю часть лица зрительно делим пополам для изображения носа.

7. Затем изображаем губы.

8. Дополняем одежду разными аксессуарами.

9. Фон можно выполнить заранее, в зависимости от задуманного изображения или после выполнения портрета (можно использовать гуашь с мылом).

Физкультурная минутка.

3 часть (заключительная):

Анализ работ.

Для выполнения работы можно использовать 2-3 занятия, в зависимости от формата портрета.

Пейзаж.

Цели занятия:

1. Продолжать знакомить детей с жанром «пейзаж».

2. Вызывать у детей яркие эмоциональные впечатления средствами художественного слова, произведений живописи.

3. Обучать детей приёмам работы в технике: пластилинография.

Материалы:

часть затонированного картона формата А4, пластилин, стека, салфетка для рук.

Ход занятия:

1 часть (организационная):

В организационной части можно предложить детям загадки, обсудить признаки, характерные для данного времени года, рассмотреть репродукции известных художников, прослушать музыкальные фрагменты, прочитать стихи.

Физкультурная минутка.

2 часть (практическая):

Этапы выполнения работы:

1. Определить с детьми строение дерева: ствол к вершине постепенно утончается, ветки отходят от ствола с двух сторон, начиная от середины. Чем выше ветки, тем они тоньше и меньше.

2. Нарисовать простым карандашом на картоне силуэты двух-трех деревьев.

3. Раскатать колбаску для ствола, выложить её по нарисованному контуру дерева, слегка прижать верхушку, не расплющивая, чтобы она осталась тонкой. В нижней части ствола следует прижать колбаску к картону, чтобы она стала шире.

4. Накатать тонких колбасок для веток, длину которых регулировать стекой, отрезать слишком длинные части.

5. Крону создаем в зависимости от вида дерева: круглая, треугольная, овальная.

Физкультурная минутка.

3 часть (заключительная):

Анализ работ.

Декоративно-прикладное искусство.

Цели занятия:

1. Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.

2. Расширять знания о народных промыслах.

3. Учить отражать характерные особенности данного промысла.

4. Воспитывать детей на народных традициях.

5. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Материалы:

Картон или силуэтная заготовка, соответствующая цвету данного промысла, пластилин, стека, салфетка, образцы декоративно-прикладного искусства.

Ход занятия:

1 часть (организационная):

Беседа о промысле, его история, символика. Желательно, занятие обогатить фольклорными элементами, стихами, сюрпризными моментами.

Физкультурная минутка.

2 часть (практическая):

Этапы выполнения работы:

1. Предложить продумать композицию рисунка.

2. Затем наносятся основные элементы, заполняется центр.

3. Оформляется края, углы, кайма.

4. При помощи стеки дополнить орнамент точечками, прожилками.

Физкультурная минутка.

3 часть (заключительная):

Анализ работ.

В ходе анализа предложить детям выбрать наиболее понравившуюся работу (кроме своей) и рассказать чем она привлекла его внимание.

«Пластилинография». Семинар-практикум для воспитателей
Публикации по теме:

«Интеграция театральной деятельности в детском саду». Семинар-практикум для воспитателей Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста. Оборудование и материалы: элементы.

Семинар практикум для педагогов «Пластилинография как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей» Семинар – практикум по теме: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей» Цель: 1. Знакомить.

Семинар-практикум для воспитателей Чдоу «Инновационные формы работы с родителями» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 открытого акционерного общества «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» Московская область,.

Семинар-практикум для воспитателей «Гимнастика после дневного сна» МАДОУ «Детский сад № 14» Семинар - практикум для педагогов на тему: «Гимнастика после дневного сна» Владимирова Ксения Владимировна.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Семинар-практикум для воспитателей на тему «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческой личности» Развитие творческой личности ребёнка, его эмоционального здоровья- является приоритетным направлением в содержании воспитательного процесса.

Семинар-практикум для воспитателей «Развиваем речь детей» Воспитатель. Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать.

Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями» Цель: • повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: -Уточнить.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольника» Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Экологическое воспитание дошкольника».Экологический тренинг для педагогов. Экологический тренинг.

Семинар-практикум «Нравственное воспитание посредством игры» для воспитателей Добрый день, уважаемые коллеги! Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо улыбнуться,.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
«Пластилинография». Семинар-практикум для воспитателей
Опубликовано: 18 декабря 2018 в 13:56
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...

14 мая. День радуги на МААМ

После весеннего дождя так приятно увидеть в небе радугу – чудесное явление природы, в котором семь цветов плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков. Очередной тематический день...


Горячие темочки