МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «По следам русского народного фольклора»

Балданова Елизавета
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «По следам русского народного фольклора»

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе

Тема: «По следам русского народного

фольклора».

Цель: Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.

Задачи:

1. Расширить знания детей русском народном фольклоре :жеревьевка, считалки, потешки, зазывалки, скороговорки, пословицы и небылицы.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „По следам русского народного фольклора“» размещена в разделах

2. Развивать речевые умения, любознательность.

3. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Материал к занятию : Игрушка Домовенок, выставка книг, пазлы по потешкам, макет книги:«На златом крыльце сидели…», атрибуты для инценировки небылицы: «Про двух медвежат»».

Предварительная работа: Чтение и разучивания русских народных считалок, знакомство с жеревьевками и зазывалами, потешек, разучивание чистоговорок, небылиц и создание книги: «На златом крыльце сидели…».

Ход занятия:

Воспитатель:Зазывалки на праздник

Гости желанные, званные и незваные!

Худые и тучные, весёлые и скучные!

Все скорей спешите к нам!

Рады всяким мы гостям мальчишка - непоседам,

Девчонкам - сладкоежкам

Милости просим на наш праздник!

Воспитатель:Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Предлагаю отправиться в путешествие по страницам большой книги: «На златом крыльце сидели…». Согласны?

Воспитатель: Кто помнит, что мы собрали в эту книгу? Как называется наша книга? Ответы детей. (Фольклор).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в книге отсутствуютстранички. Они раскиданы по полу и тут записка.

Записка от Жучки:

Ни зверушка, ни ребенок,

Я–щеночек Жучка.

Я живу в теплом конуре

Охраняю дом днем и ночью,

Знаю заветные словечки.

Научите меня красиво говорить,

Буду с вами играть и дружить.

Воспитатель: Так вот значит, кто книгу уронил. (Жучка лежит на коврике в уголочке группы.) Дети, надо нам книгу собрать. Первая страница скороговорок и считалки. Все, скороговорки не переговоришь и не выговоришь. Назовите скороговорки и считалки, которые вы знаете.

Страница скороговорок и считалок:

1. Черной ночью, черный кот,

Прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе чернота,

Отыщите, там кота.

2. Плыл по морю чемодан

В чемодане спрятан слон

Кто, не верит, выйдет вон.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Ваши, язычкихорошо поиграли, мы добавляем страничку в книгу.

Жучка: Вот беда, беда, огорчения. Мне так век не проговорить.

Страница пословиц.

Воспитатель: А теперь страничка пословиц. Надо нам в кузовок пословицы собрать.

Игра: «Собери букет пословиц» (дети поочередно цветочки с пословицами.)

• Делу время, потехе час.

• Кто много читает, тот много знает.

• Сделал дело- гуляй смело.

• Скучен день до вечера, когда делать нечего.

Воспитатель: Вот и эта страничка готова.

Жучка: Дружно вы взялись за дело и работа закипела.

Воспитатель: Наши дети, Кузя, на все руки мастера.

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Воспитатель: Вы ребята, не скучайте, да гостей поразвлекайте. Присаживайся и ты Жучка. Да, послушай наши небылицы.

Ребенок: Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай, дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Ребенок: У козла в бороде,

Живут две лягушки.

На спине сидит медведь,

Держится за ушки.

Ребенок: Филя! Есть хочешь.

Инценировка небылицы: «Про двух медвежат».

(Двое детей в шапочках медведей, у одного ребенка крынка с венчиком – взбивает сметану, у другого – чашка с деревянной ложкой, в чашке мука).

Сидели два медведя,

На тоненьком суку.

Один сбивал сметану,

Другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку –

Оба шлепнулись в муку!

Нос в муке, рот в муке,

Ухо в кислом молоке!

(Показывают касанием руки «нос в муке, рот в муке, ухо в кислом молоке»).

Воспитатель: Вот посмешили вы нас, ребята! Я тоже знаю потешку:

Чепуха, чепуха,

Это просто враки!

«Куры съели петуха», –

Говорят собаки.

Воспитатель: Отлично, эту страничку мы тоже вернули в книгу.

Жучка: Вот потеха, так потеха. Давно так не смеялся. Хочу вам помочь странички из книги собрать. У меня в моем волшебном сундучке припасеныфизкультминутки: «Вот такие чудеса»

Физкультминутка: «Вот такие чудеса»

Старый заяц сено косит (косят сено,

А лиса сгребает (сгребает).

Муха сено к возу носит (несет, делает шаги,

А комар кидает (кидает).

Довезли до сеновала (руками крутят колеса).

С воза муха закричала (головой крутит) :

-На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду (шагает на месте,

Ноженьку сломаю (прыгают 4 раза,

Буду я хромая (хромает).

Воспитатель: Детям очень понравилось твоя игра. В книге еще одна страничка появилась.

Жучка :А теперь игра «Собери потешку». Думаю, с ней справятся все. В каждом конверте картинка. Дети собирают разрезные картинки: «Потешки»

Потешка:«Мыши».

Ребенок: Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите

Вот проснётся Васька-кот.

Воспитатель:Ребята, предлагаю поиграть хороводную игру: «Мыши водят хоровод», нам нужно выбрать «кота» считалкой.

Ребенок:

Ехала карета темным лесом

За каким-то интересом

Инте – инте-интерес —

Выходи на букву «эс».

Ребенок:

Начинается считалка:

На берёзу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Ребенок:

Плыл по морю чемодан

В чемодане спрятан слон,

Кто не верит, выйдет вон.

Жучка:Молодцы, ребята порадовали меня, отдам вам последнюю страничку. Страничка: «Приговорки». К заклинкам примыкают приговорки (приговоры) — короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям.

Ребенок:

Бабочка-красавица,

Что ж тебе не нравится?

Кружишься, не садишься,

Чего же ты боишься?

Вот тебе ладошка,

Отдохни немножко!

Ребенок:

Баба сеяла горох,

Прыг-скок, прыг-скок!

Обвалился потолок,

Прыг-скок, прыг-скок!

И сказала деду: «Ох!»

Рассыпался горох —

На семьдесят дорог!

Воспитатель: Вот мы и собрали нашу книгу. Поставим ее на полочку и будем беречь. А тебе Жучка дети напомнят правила обращения с книгами.

• Книгу нельзя брать грязными руками или класть ее на грязный стол.

• Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, так как от К этого страница портится. задерживается пыль, грязь.

• Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно нечаянно испачкать книгу,.

Воспитатель: Кончилось веселье –

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!

Воспитатель: Я вам дети хочу вручить медали за хорошее знание устного народного творчества и угостить чаем с сушками.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей «Малые формы фольклора» Воспитатель второй младшей группы Костылева Наталья Валерьевна Актуальность – возраст от 3 -4 лет имеет особое значение для речевого.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «По медвежьим следам» Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе: «По медвежьим следам» Гаврилова Т. В. Цель: Обобщить знания детей. Задачи:.

Конспект НОД по речевому развитию с использованием русского фольклора. Знакомство с потешкой «Уж ты котик-коток…» Конспект НОД по речевому развитию с использованием русского фольклора. Тема: Знакомство с потешкой «Уж ты котик – коток…» В разновозрастной.

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Быт русского народа» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской.

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора «Волшебный сундучок» Цель: приобщение детей к истокам народной культуры. Задачи: Образовательные. Познакомить с фольклорными произведениями (устным народным.

Конспект занятия по развитию речи «Культура и традиции русского народа» Конспект занятия. Развитие речи. Тема: «Культура и традиции русского народа» Цель: Закрепить знания детей о названии страны, в которой.

Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». Речь в жизни человека - это наиважнейшая.

Презентация «Развитие речи детей посредством народного фольклора» Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника»Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Изучение русского народного фольклора имеет огромное значение для развития общего кругозора ребят. Для.

Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет Консультация для воспитателей Тема: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 2- 3 лет» Одной из главнейших задач детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «По следам русского народного фольклора»
Опубликовано: 21 августа 2019 в 11:40
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД