Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «По следам русского народного фольклора»

Балданова Елизавета
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «По следам русского народного фольклора»

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе

Тема: «По следам русского народного

фольклора».

Цель: Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.

Задачи:

1. Расширить знания детей русском народном фольклоре :жеревьевка, считалки, потешки, зазывалки, скороговорки, пословицы и небылицы.

2. Развивать речевые умения, любознательность.

3. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Материал к занятию: Игрушка Домовенок, выставка книг, пазлы по потешкам, макет книги:«На златом крыльце сидели…», атрибуты для инценировки небылицы: «Про двух медвежат»».

Предварительная работа: Чтение и разучивания русских народных считалок, знакомство с жеревьевками и зазывалами, потешек, разучивание чистоговорок, небылиц и создание книги: «На златом крыльце сидели…».

Ход занятия:

Воспитатель:Зазывалки на праздник

Гости желанные, званные и незваные!

Худые и тучные, весёлые и скучные!

Все скорей спешите к нам!

Рады всяким мы гостям мальчишка - непоседам,

Девчонкам - сладкоежкам

Милости просим на наш праздник!

Воспитатель:Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Предлагаю отправиться в путешествие по страницам большой книги: «На златом крыльце сидели…». Согласны?

Воспитатель: Кто помнит, что мы собрали в эту книгу? Как называется наша книга? Ответы детей. (Фольклор).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в книге отсутствуютстранички. Они раскиданы по полу и тут записка.

Записка от Жучки:

Ни зверушка, ни ребенок,

Я–щеночек Жучка.

Я живу в теплом конуре

Охраняю дом днем и ночью,

Знаю заветные словечки.

Научите меня красиво говорить,

Буду с вами играть и дружить.

Воспитатель: Так вот значит, кто книгу уронил. (Жучка лежит на коврике в уголочке группы.) Дети, надо нам книгу собрать. Первая страница скороговорок и считалки. Все, скороговорки не переговоришь и не выговоришь. Назовите скороговорки и считалки, которые вы знаете.

Страница скороговорок и считалок:

1. Черной ночью, черный кот,

Прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе чернота,

Отыщите, там кота.

2. Плыл по морю чемодан

В чемодане спрятан слон

Кто, не верит, выйдет вон.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Ваши, язычкихорошо поиграли, мы добавляем страничку в книгу.

Жучка: Вот беда, беда, огорчения. Мне так век не проговорить.

Страница пословиц.

Воспитатель: А теперь страничка пословиц. Надо нам в кузовок пословицы собрать.

Игра: «Собери букет пословиц» (дети поочередно цветочки с пословицами.)

• Делу время, потехе час.

• Кто много читает, тот много знает.

• Сделал дело- гуляй смело.

• Скучен день до вечера, когда делать нечего.

Воспитатель: Вот и эта страничка готова.

Жучка: Дружно вы взялись за дело и работа закипела.

Воспитатель: Наши дети, Кузя, на все руки мастера.

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Воспитатель: Вы ребята, не скучайте, да гостей поразвлекайте. Присаживайся и ты Жучка. Да, послушай наши небылицы.

Ребенок: Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай, дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Ребенок: У козла в бороде,

Живут две лягушки.

На спине сидит медведь,

Держится за ушки.

Ребенок: Филя! Есть хочешь.

Инценировка небылицы: «Про двух медвежат».

(Двое детей в шапочках медведей, у одного ребенка крынка с венчиком – взбивает сметану, у другого – чашка с деревянной ложкой, в чашке мука).

Сидели два медведя,

На тоненьком суку.

Один сбивал сметану,

Другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку –

Оба шлепнулись в муку!

Нос в муке, рот в муке,

Ухо в кислом молоке!

(Показывают касанием руки «нос в муке, рот в муке, ухо в кислом молоке»).

Воспитатель: Вот посмешили вы нас, ребята! Я тоже знаю потешку:

Чепуха, чепуха,

Это просто враки!

«Куры съели петуха», –

Говорят собаки.

Воспитатель: Отлично, эту страничку мы тоже вернули в книгу.

Жучка: Вот потеха, так потеха. Давно так не смеялся. Хочу вам помочь странички из книги собрать. У меня в моем волшебном сундучке припасеныфизкультминутки: «Вот такие чудеса»

Физкультминутка: «Вот такие чудеса»

Старый заяц сено косит (косят сено,

А лиса сгребает (сгребает).

Муха сено к возу носит (несет, делает шаги,

А комар кидает (кидает).

Довезли до сеновала (руками крутят колеса).

С воза муха закричала (головой крутит):

-На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду (шагает на месте,

Ноженьку сломаю (прыгают 4 раза,

Буду я хромая (хромает).

Воспитатель: Детям очень понравилось твоя игра. В книге еще одна страничка появилась.

Жучка:А теперь игра «Собери потешку». Думаю, с ней справятся все. В каждом конверте картинка. Дети собирают разрезные картинки: «Потешки»

Потешка:«Мыши».

Ребенок: Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите

Вот проснётся Васька-кот.

Воспитатель:Ребята, предлагаю поиграть хороводную игру: «Мыши водят хоровод», нам нужно выбрать «кота» считалкой.

Ребенок:

Ехала карета темным лесом

За каким-то интересом

Инте – инте-интерес —

Выходи на букву «эс».

Ребенок:

Начинается считалка:

На берёзу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Ребенок:

Плыл по морю чемодан

В чемодане спрятан слон,

Кто не верит, выйдет вон.

Жучка:Молодцы, ребята порадовали меня, отдам вам последнюю страничку. Страничка: «Приговорки». К заклинкам примыкают приговорки (приговоры) — короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям.

Ребенок:

Бабочка-красавица,

Что ж тебе не нравится?

Кружишься, не садишься,

Чего же ты боишься?

Вот тебе ладошка,

Отдохни немножко!

Ребенок:

Баба сеяла горох,

Прыг-скок, прыг-скок!

Обвалился потолок,

Прыг-скок, прыг-скок!

И сказала деду: «Ох!»

Рассыпался горох —

На семьдесят дорог!

Воспитатель: Вот мы и собрали нашу книгу. Поставим ее на полочку и будем беречь. А тебе Жучка дети напомнят правила обращения с книгами.

• Книгу нельзя брать грязными руками или класть ее на грязный стол.

• Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, так как от К этого страница портится. задерживается пыль, грязь.

• Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно нечаянно испачкать книгу,.

Воспитатель: Кончилось веселье –

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!

Воспитатель: Я вам дети хочу вручить медали за хорошее знание устного народного творчества и угостить чаем с сушками.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей «Малые формы фольклора» Воспитатель второй младшей группы Костылева Наталья Валерьевна Актуальность – возраст от 3 -4 лет имеет особое значение для речевого.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «По медвежьим следам» Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе: «По медвежьим следам» Гаврилова Т. В. Цель: Обобщить знания детей. Задачи:.

Конспект НОД по речевому развитию с использованием русского фольклора. Знакомство с потешкой «Уж ты котик-коток…» Конспект НОД по речевому развитию с использованием русского фольклора. Тема: Знакомство с потешкой «Уж ты котик – коток…» В разновозрастной.

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Быт русского народа» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «По следам русского народного фольклора»
Опубликовано: 21 августа 2019 в 11:40
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 сентября. Всемирный день защиты слонов

По инициативе экологов и природоохранных организаций был учрежден экологический праздник – Всемирный день защиты слонов. Ежегодно его отмечают 22 сентября во многих странах. Оказывается и слоны нуждаются...

21 сентября. Всероссийский день бега «Кросс нации-2019»

Организация большого спортивного праздника в начале осени стала доброй традицией в столице и регионах. С 2004 года, когда кросс прошёл в первый раз, в нём многое поменялось. Неизменным осталось главное –...

Мастер-класс «Летнее дерево из ниток»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дерева из ниток совместно с детьми подготовительной к школе группы. Дерево было...
Мастер-класс рисования «Краски осени!» (Старший возраст)
Каждый день осенью дети наблюдают как меняется природа:постепенно желтеют и краснеют листья На занятиях по художественно-продуктивной деятельности мы...
Фотоотчет об акции «Подари улыбку» в подготовительной группе
Если друг не смеётся, ты включи ему солнце, Ты включи ему звёзды, это просто. Ты исправь ошибку, превращая в улыбку, Все грустинки и слёзы, это...