Папки-передвижки

«Почему не каждому даётся грамота?»

Роза Змановская
«Почему не каждому даётся грамота?»
▼ Скачать + Заказать документы

"Почему не каждому даётся грамота?"

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами. Вот таких детей, лишённых речевой одаренности, рано или поздно направляют к логопеду.

Стойкое нарушение чтения называется дислексией.

Публикация «„Почему не каждому даётся грамота?“» размещена в разделах

Если страдает письмо, то это дисграфия. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребёнка. При этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

Около 8 процентов школьников страдают дислексией. Это речевое расстройство чаще всего встречается у мальчиков. Дети с дислексией допускают следующие ошибки при чтении:

а) пропускают звуки;

б) добавляют ненужные звуки;

в) искажают произношение звуков;

г) иногда пропускают начальные слоги слов;

д) не различают звуки, имеющие акустико-артикуляционные сходство (б – п, д – т, к – г, с – з, ш – ж).

Ребята испытывают затруднения при выполнении таких работ, как пересказ, изложение.

Чтобы понять механизм дислексии, необходимо вспомнить о видах слуха.

Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы.

Вторая разновидность слуха – музыкальный слух.

Благодаря ему, мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и музыкой великих композиторов.

Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Речевой слух позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недоразвитии речевого слуха обращённая речь воспринимается искажённо. Если у ребёнка нарушен речевой слух, ему трудно овладеть грамотой. Он не сможет читать, так как нечётко различает звуки. Не в состоянии овладеть письмом, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Обучение грамоте детей с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного – двух звуков меняет смысл слова.

Сравните, например, следующие слова: «дочка – точка», «угол – уголь», «палка – балка», «чашка – Сашка».

Замена глухого звука звонким, твердого – мягким, шипящего – свистящим придаёт слову новое содержание. Наряду с фонематическим слухом люди обладают особым зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их облик. К сожалению, не все ребята хорошо запоминают буквы. Чаще всего логопедам массовых школ приходится обращать внимание на «зеркальный» характер письма учеников. При этом буквы перевёрнуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Закономерно встаё т вопрос: можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?

Да, если они будут настойчиво заниматься. Существенную помощь ребёнку окажет учитель-логопед. При проведении занятий он использует различные речевые игры, разрезную или магнитную азбуку. Ребёнок должен усвоить, как произносятся определённые звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Для запоминания букв широко используется наглядный материал. Логопатам может помочь и психоневролог, порекомендовав препараты, улучшающие память и обмен веществ мозга. Только тесное сотрудничество врача, логопеда, родителей поможет устранить такие речевые расстройства, как дислексия и дисграфия.

Публикации по теме:

Как преодолеть дисграфию у детей с ОНР Что такое Дисграфия? С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дисграфия - это.

Презентация «Графические ошибки в письменной речи детей 6–7 лет» На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Почему не каждому даётся грамота?»
Опубликовано: 26 ноября 2014 в 18:53
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Почему не каждому даётся грамота?»» (включая файлы) размещена пользователем Роза Змановская (УИ 267706) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД