МААМ-картинки

«Почемучка». Развитие познавательных процессов у старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности

Елена Смирнова
«Почемучка». Развитие познавательных процессов у старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности

«Почемучка»

(Совместная экспериментальная деятельность)

Цель: развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Задачи: расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

1. Развитие у детей представления о химических свойствах веществ (выделение веществ из однородной смеси путем оттаивания, фильтрования);

Публикация «„Почемучка“, Развитие познавательных процессов у старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности» размещена в разделах

2. Развитие у детей экспериментальных представлений и об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение, преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды, испарение, сила тяготения, трения, электричество, инерция);

3. Развитие представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;

4. Развитие элементарных математических представлений (о мере как способе измерения объема, массы, длины, о мерах измерения длины);

5. Развитие у детей элементарных представлений о Солнечной системе и космических явлениях (познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озер);

6. Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль и др.)

7. Развитие у детей умственных способностей:

а) мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

б) формирование способов познания путем сенсорного анализа.

Перспективное планирование

ОКТЯБРЬ

Тема Задачи Предполагаемая деятельность

«Живой кусочек» Помочь детям устанавливать, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растений Опыт с любимым корнеплодом

«Почему осенью желтеют листья» Показатель взаимосвязи между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора с понижением tо изменяется цвет листьев Опыт с листьями рябины (наблюдение)

«В тепле/холоде» Помочь детям выделить благоприятные для роста и развития растений Ветки любого дерева

(наблюдение)

«Экскурсия» в детскую лабораторию Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятием «наука», «гипотеза», о способах познания мира – эксперименте, о назначении детской лаборатории, дать представление о культуре поведения в детской лаборатории Беседа о правилах поведения в лаборатории, разговор об ученых. Опыт с водой.

НОЯБРЬ

Какая бывает вода? Уточнить представления детей о свойствах воды; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд Опыт с водой

Вода – растворитель.

Очищение воды. Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием, закрепить правила поведения в работе с разными вещами. Опыт с водой (способы фильтрования)

Сила тяготения Дать представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле. Глобус и различные предметы (показать силу тяготения)

«Упрямые предметы» Познакомить с физическими свойствами предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения Опыт с игрушками резиновыми, пластмассовыми, открытки или карточки, монеты

ДЕКАБРЬ

«Волшебные стеклышки» Познакомить с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем, объяснить для чего они нужны человеку Опыт с лупой, микроскопом, биноклем

«Почему предметы движутся» Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение», показать пользу трения, закрепить умение работать с микроскопом Опыт с различными предметами (свойства поверхностей)

«Хитрости инерции» Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной деятельности Опыт с водой и листом бумаги, сырым и вареным яйцом

«Что такое масса?» Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором чашечные весы, научить способам их использования Опыт с чашечными весами и различными предметами

ЯНВАРЬ

«Воздух» Расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается Познакомить с историей изобретения воздушного шара.

Опыт с различными предметами и воздушными шариками.

«Почему дует ветер Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, уточнить представление детей о свойствах воздуха Изготовление вертушки, опыт со свечой.

«Почему не тонут корабли Выявить зависимость плывучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом Опыт с водой и предметами из различных материалов

ФЕВРАЛЬ

«Путешествие капельки» Познакомить с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека Опыт с электрическим чайником, холодным стеклом

«Чем можно измерить длину?» Расширить представление о мерах длины: условная мерка, единица измерения. Познакомить с измерительными приборами. Знакомство с мерами длины и древности Измерение высоты стула разными мерками

«Твердая вода. Почему не тонут айсберги Уточнить представления о свойствах льда, дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства Опыт с водой и льдом

«Откуда взялись острова?» Познакомить с понятием «остров», причинами его образования Опыт с водой и глиной

МАРТ

«Как происходит извержение вулкана?» Познакомить с природным явлением – вулканом, причиной его извержения Модель извержения вулкана

«Как появляются горы?» Познакомить детей с причиной образования гор. Научить самостоятельно изготавливать соленое тесто Изготовление гор из соленого теста

«Испытание магнита» Познакомить с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями Опыт: выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Изготовление самостоятельно компаса

«О «дрожалке» и «пищалке»» Познакомить с понятием «звук», выявить причину возникновения звука Опыт с ученической линейкой, тонкой проволокой, спичечными коробками, нитками, спичками

АПРЕЛЬ

«Как сделать звук громче?» Обобщить представления о физическом явление - звуке Опыт с разными предметами (образование разных звуков)

«Почему в космос летают на ракете?» Уточнить представление о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета Опыт с воздушным шариком и листом бумаги

«Что такое молния?» Познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток», сформировать основы безопасного обращения с электричеством, объяснить причину образования молнии Опыт с воздушным шаром, шерстяной тканью, пластмассовой линейкой, пластилином, большой канцелярской скрепкой. Образование электрического заряда

«Почему горит фонарик Уточнить представления о значении электричества для людей, познакомить с батарейкой – хранителем энергии – и способом использования лимона в качестве батарейки Опыт по изготовлению батарейки

МАЙ

«Электрический театр» Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает Изготовление электрического театра

«Радуга в небе» Познакомить со свойством света превращаться в радужный спектр; расширить представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет Изготовление мыльных пузырей по схеме-алгоритму

«Как образуются метеоритные кратеры» Уточнить представления о Солнечной системе: о планетах, звездах, развить умение детей действовать по алгоритму Смоделировать метеоритный кратер, познакомить со способом его образования

«Забавные фокусы» Развивать у детей любознательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов Опыт с зеркалом и яблоками

Публикации по теме:

Дизайн-проект уголка экспериментирования в подготовительной к школе группе. Актуальность. На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности.

«О взаимосвязи природы и человека». Организация работы по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю». К. А. Тимирязев Особое значение для развития личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Почемучка». Развитие познавательных процессов у старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности
Опубликовано: 25 июня 2014 в 20:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД