Получи документы

«Почемучка». Развитие познавательных процессов у старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности

Елена Смирнова
«Почемучка». Развитие познавательных процессов у старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Почемучка»

(Совместная экспериментальная деятельность)

Цель: развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Задачи: расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

1. Развитие у детей представления о химических свойствах веществ (выделение веществ из однородной смеси путем оттаивания, фильтрования);

Публикация «„Почемучка“, Развитие познавательных процессов у старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности» размещена в разделах

2. Развитие у детей экспериментальных представлений и об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение, преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды, испарение, сила тяготения, трения, электричество, инерция);

3. Развитие представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;

4. Развитие элементарных математических представлений (о мере как способе измерения объема, массы, длины, о мерах измерения длины);

5. Развитие у детей элементарных представлений о Солнечной системе и космических явлениях (познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озер);

6. Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль и др.)

7. Развитие у детей умственных способностей:

а) мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

б) формирование способов познания путем сенсорного анализа.

Перспективное планирование

ОКТЯБРЬ

Тема Задачи Предполагаемая деятельность

«Живой кусочек» Помочь детям устанавливать, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растений Опыт с любимым корнеплодом

«Почему осенью желтеют листья» Показатель взаимосвязи между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора с понижением tо изменяется цвет листьев Опыт с листьями рябины (наблюдение)

«В тепле/холоде» Помочь детям выделить благоприятные для роста и развития растений Ветки любого дерева

(наблюдение)

«Экскурсия» в детскую лабораторию Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятием «наука», «гипотеза», о способах познания мира – эксперименте, о назначении детской лаборатории, дать представление о культуре поведения в детской лаборатории Беседа о правилах поведения в лаборатории, разговор об ученых. Опыт с водой.

НОЯБРЬ

Какая бывает вода? Уточнить представления детей о свойствах воды; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд Опыт с водой

Вода – растворитель.

Очищение воды. Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием, закрепить правила поведения в работе с разными вещами. Опыт с водой (способы фильтрования)

Сила тяготения Дать представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле. Глобус и различные предметы (показать силу тяготения)

«Упрямые предметы» Познакомить с физическими свойствами предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения Опыт с игрушками резиновыми, пластмассовыми, открытки или карточки, монеты

ДЕКАБРЬ

«Волшебные стеклышки» Познакомить с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем, объяснить для чего они нужны человеку Опыт с лупой, микроскопом, биноклем

«Почему предметы движутся» Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение», показать пользу трения, закрепить умение работать с микроскопом Опыт с различными предметами (свойства поверхностей)

«Хитрости инерции» Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной деятельности Опыт с водой и листом бумаги, сырым и вареным яйцом

«Что такое масса?» Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором чашечные весы, научить способам их использования Опыт с чашечными весами и различными предметами

ЯНВАРЬ

«Воздух» Расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается Познакомить с историей изобретения воздушного шара.

Опыт с различными предметами и воздушными шариками.

«Почему дует ветер Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, уточнить представление детей о свойствах воздуха Изготовление вертушки, опыт со свечой.

«Почему не тонут корабли Выявить зависимость плывучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом Опыт с водой и предметами из различных материалов

ФЕВРАЛЬ

«Путешествие капельки» Познакомить с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека Опыт с электрическим чайником, холодным стеклом

«Чем можно измерить длину?» Расширить представление о мерах длины: условная мерка, единица измерения. Познакомить с измерительными приборами. Знакомство с мерами длины и древности Измерение высоты стула разными мерками

«Твердая вода. Почему не тонут айсберги Уточнить представления о свойствах льда, дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства Опыт с водой и льдом

«Откуда взялись острова?» Познакомить с понятием «остров», причинами его образования Опыт с водой и глиной

МАРТ

«Как происходит извержение вулкана?» Познакомить с природным явлением – вулканом, причиной его извержения Модель извержения вулкана

«Как появляются горы?» Познакомить детей с причиной образования гор. Научить самостоятельно изготавливать соленое тесто Изготовление гор из соленого теста

«Испытание магнита» Познакомить с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями Опыт: выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Изготовление самостоятельно компаса

«О «дрожалке» и «пищалке»» Познакомить с понятием «звук», выявить причину возникновения звука Опыт с ученической линейкой, тонкой проволокой, спичечными коробками, нитками, спичками

АПРЕЛЬ

«Как сделать звук громче?» Обобщить представления о физическом явление - звуке Опыт с разными предметами (образование разных звуков)

«Почему в космос летают на ракете?» Уточнить представление о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета Опыт с воздушным шариком и листом бумаги

«Что такое молния?» Познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток», сформировать основы безопасного обращения с электричеством, объяснить причину образования молнии Опыт с воздушным шаром, шерстяной тканью, пластмассовой линейкой, пластилином, большой канцелярской скрепкой. Образование электрического заряда

«Почему горит фонарик Уточнить представления о значении электричества для людей, познакомить с батарейкой – хранителем энергии – и способом использования лимона в качестве батарейки Опыт по изготовлению батарейки

МАЙ

«Электрический театр» Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает Изготовление электрического театра

«Радуга в небе» Познакомить со свойством света превращаться в радужный спектр; расширить представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет Изготовление мыльных пузырей по схеме-алгоритму

«Как образуются метеоритные кратеры» Уточнить представления о Солнечной системе: о планетах, звездах, развить умение детей действовать по алгоритму Смоделировать метеоритный кратер, познакомить со способом его образования

«Забавные фокусы» Развивать у детей любознательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов Опыт с зеркалом и яблоками

Публикации по теме:

Дизайн-проект уголка экспериментирования в подготовительной к школе группе. Актуальность. На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности.

«О взаимосвязи природы и человека». Организация работы по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю». К. А. Тимирязев Особое значение для развития личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Почемучка». Развитие познавательных процессов у старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности
Опубликовано: 25 июня 2014 в 20:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Почемучка». Развитие познавательных процессов у старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Смирнова (УИ 207089) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД