Лучший педагог года

«Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению»

Лариса Казеева
«Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению»

Повышение эффективности лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы у детей дошкольного возраста с нарушением зрения является актуальной проблемой офтальмологии и тифлопедагогики. Особенно важным является восстановление зрения у таких детей с помощью специальных медицинских аппаратах.

Публикация «„Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению“» размещена в разделах

Лечение косоглазия и амблиопии в специализированном детском саду, каким является наше учреждение, проводится: во-первых, ортоптическими методами, предполагающими применение специальной аппаратуры, и, во-вторых, с помощью комплекса целенаправленно разработанных коррекционно-педагогических игр и упражнений.

Подготовительная работа предусматривает формирование у детей адекватных зрительных восприятий и представлений, зрительного внимания и памяти, образного мышления, т. е. восприятия предмета в целом и в соотношении его частей. Все это – задачи педагогического характера, поэтому методика подготовки к аппаратному лечению разрабатывается тифлопедагогами совместно с врачом – офтальмологом и входит в комплексную программу помощи ребенку с нарушением зрения. Совмещение медицинских и педагогических усилий позволяет, с одной стороны, проводить лечебные мероприятия без ущерба для учебно-воспитательной работы, а с другой – извлекать из последней лечебный эффект. Важной задачей является предаппаратная подготовка, где удаётся сформировать и развить умение детей воспринимать сложные объекты и их изображения. Эта способность является залогом успешных занятий на офтальмологических аппаратах.

Существует комплексная система лечения, которая включает следующие этапы лечения:

плеоптическое лечение – лечение, включающее методы и средства по развитию зрения при амблиопии.

Для первого этапа (плеоптический - лечения амблиопии) характерны медицинские мероприятия, направленные на повышение остроты зрения амблиопичного глаза посредством окклюзия, коррекции очками, всевозможные раздражения сетчатки глаза под средством различных стимулов.

Для лечения в плеоптический период используются медицинские аппараты: локолизатор-корректор или амблиотренер, макулотестер, иллюзион, специальные компьютерные программы.

Ортоптический период – (второй этап) занимает важное место в комплексном лечении косоглазия.

Переход к ортоптическому лечению осуществляется при разнице в остроте зрения обоих глаз после достижения амблиопичным глазом остроты зрения не менее 0,4 и угол косоглазия при этом может быть любым.

Диплоптический период (третий этап) проходит на заключительной стадии лечения косоглазия, когда восстановилось симметричное положение глаз и есть бифовеальное слияние в искусственных условиях т. е идет восстановление бинокулярного зрения.

Предлагают детям некоторые аппараты и оборудования: синоптофор, хейроскоп, монобиноскоп, компьютерные программы.

Самым необходимым шагом в предаппаратном лечении детей с нарушением зрения является знакомство с таблицей картинок для исследования остроты зрения Орловой.

Цель: учить узнавать предметы в разных модальностях (цветном, контурном, силуэтном). Упражнять в назывании картинок таблицы. Различать, выделять, называть, сравнивать величину размеров. Соотносить цветные и силуэтные изображения.

Макулотестер

(макуло- + англ. tester испытательный прибор, тестер)

Цель: учить соотносить и подбирать предметы по величине на глаз без нарушения пропорций. Развивать координацию движений по схеме «глаз-рука». Учить целостно прослеживать контур предметов сложной конфигурации.

Игры:

«Лабиринты».

«Обкалывание булавочкой или шилом по контуру».

«Найди 5 (10) отличий».

«Сравни и заполни, не нарушая закономерности».

«Составь план или схему пути, план кабинета»

Иллюзион

Макулостимулятор (иллюзион) предназначен для лечения амблиопии у детей, начиная с раннего возраста. Действие макулостимулятора основано на предъявлении глазу вращающейся частотно-пространственной контрастной решетки с изменяющейся пространственной частотой (по Кэмпбеллу). При наблюдении такой картины подключается визомоторная деятельность амблиопичного глаза, активизируются функционально заторможенные нейроны.

Цель: учить различать и правильно называть ахроматические и хроматические цвета, называть белый, черный цвет. Узнавать и различать предметы в разных модальностях. Рассказывать о порядке выполнения действий, осмысливать и закреплять в слове результат своих действий.

Игры:

«Найди отличия по цвету».

«Плетение коврика».

«Зажги огоньки, как у меня».

Бивизотренер

Предназначен для повышения остроты зрения при амблиопии с центральной фиксацией, развития и закрепления одновременного и бинокулярного зрения. Прибор представляет собой зеркальный разделитель полей зрения. Характер и суть упражнений зависит от клинической формы косоглазия. При сходящемся содружественном косоглазии задача упражнений – расслабить конвергенцию, что предполагает направление взора ребёнка вдаль вверх. Можно использовать упражнения: «Зажги фонарик», «Подбрось вверх воздушный шарик», «Покажи, какой мяч большой, а какой маленький» и др.

При расходящемся содружественном косоглазии упражнения предназначены усилить аккомодацию, что предполагает направление взора в близь и вниз. Здесь можно использовать мозаику, строительные игры, занятия аппликацией, лепкой, конструированием и др. Эти игры и упражнения используются в коррекционно-педагогической деятельности тифлопедагогом и воспитателями групп.

Занятия на бивизотренере помогают восстановить одновременное и бинокулярное зрение.

Мускулатренер

(Мускул + англ. trainer тренер)

Прибор для тренировки глазодвигательных мышц с целью повышения подвижности глаз. Мускултренер офтальмологический предназначен для лечения амблиопии высокой степени, тренировки мышц глаза при мышечных парезах и улучшения глазодвигательных функций

Цель: укрепить мышцы и улучшить глазодвигательные функции глаз.

Игры: гимнастика для глаз, следить за полетом бабочки.

Амблиотренер

амблио (пия) + англ. train обучать, тренировать

Предназначен для упражнений при амблиопии, сочетающих зрительные раздражения с осязательными и звуковыми.

Цель: повысить зрительную функцию амблиопичного глаза и, что особенно важно при лечении косоглазия, повысить зрительную функцию макулярной области глазного дна.

В предаппаратном лечении на амблиотренере можно использовать ряд дидактических игр и упражнений: «Соедини точки», «Обведи по точкам», «Обводка через кальку», «Соотнесение силуэта с контуром или самим предметом».

Цвето-тест

Цвето-тест предназначен для определения характера и степени расстройств бинокулярного зрения. С его можно: исследовать характер зрения (бинокулярное, одновременное, монокулярное); определить ведущий глаз; определить величину угла косоглазия при нормальной корреспонденции сетчатки; установить характер аномальной корреспонденции сетчатки.

Цель: формирование у детей способности удерживания и воссоздания целостного зрительного образа, представления о цвете, форме, расположении предметов относительно друг с другом на микроплоскости, счетных операций.

Игры и упражнения на развитие цветовосприятия: узнавание, называние, локализация зеленого, желтого и красного цвета:

«Выбери все кружки зеленого цвета»

«Выбери среди других карточек заданную» (с определенным количеством кружков или заданным цветом)

Игры и упражнения на ориентировку на микроплоскости, в частности, зрительные и слуховые диктанты, предполагающие научить детей запомнить и воспроизводить местоположение, группировку кружков как по цвету, так и по количеству:

«Посмотри, запомни, расположи так же»

«Выбери среди нескольких комбинаций заданную»

«Наложить на цветовые кружки - кружочки такого же цвета»;

«Наложить кружочки по заданию в контурные изображения кружков»;

Опираясь на результаты наблюдений в лечении детей, имеющих нарушения зрения, можно сделать несколько рекомендации:

1. Предаппаратную подготовку следует начинать с младшего дошкольного возраста, предусмотрев для этого серию коррекционно-педагогических упражнений соответствующего характера.

2. Выполнять все рекомендации врача-офтальмолога;

3. Закреплять результаты ортоптического лечения косоглазия и плеоптического - амблиопии коррекционно-педагогическими играми, упражнениями, входящими в общий комплекс учебно-воспитательной работы дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

Использование наглядного моделирования в коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. (1 слайд) Использование наглядного моделирования при коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зренияИспользование развивающих игр В. В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения Развитие дошкольника осуществляется в процессе воспитания и обучения, то есть в активной содержательной деятельности, организуемой педагогом.

Конспект занятия для детей с нарушением зрения по социально-бытовой ориентировке «Подготовка новогоднего стола» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ. Тема : Подготовка новогоднего стола. Задачи: 1. Упражнять детей в умении воспроизводить накопленные на занятиях знания.

Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога в группе раннего возраста для детей с нарушением зрения Тема "Поиграй с Петрушкой" Основное направление: Формирование сенсорных эталонов и развитие тактильных ощущений. Коррекционные задачи:.

Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога в группе раннего возраста для детей с нарушением зрения Основное направление: Формирование и закрепление знаний о предметных представлениях по теме «одежда» и развитие мелкой моторики рук. Коррекционные.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Развлечение по ПДД для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Дорожный волшебник» Цель: Освоение детьми способов безопасного поведения на дорогах. Задачи: В игровой форме закрепить знания детей о правилах дорожного движения,.

Статья: «Особенности детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку во время его развития поступает через орган зрения. Заболевание.

Тренажёры для развития остроты зрения детей с нарушением зрения (средняя группа)Тренажёры для развития остроты зрения детей с нарушением зрения (средняя группа) Тренажёры для развития остроты зрения детей с нарушением зрения (средняя группа).Отражение действительности посредством зрительного анализатора.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению»
Опубликовано: 15 августа 2015 в 05:57
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД