Татьяна Шерстнева
«Подружимся с язычком»
▼ Скачать + Заказать документы
Доброе утро, добрый день, добрый вечер!
О значении гимнастики для язычка уже сказано довольного много. Ведь артикуляционная гимнастика - это поле для полета фантазии и развития творчества педагога.
В своей работе стараюсь использовать всё многообразие игровых приемов при выполнении гимнастики для язычка. Учитывая частую повторяемость артикуляторных движений, необходимо постоянно быть в поиске, стараться работать под девизом "Весело и интересно, а главное полезно".
Давно доказано, что усваивается то, что интересно.
Публикация «„Подружимся с язычком“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Хочу поделиться с Вами своими наработками.
1."Веселый зоопарк"
( для малышей: ребенок выбирает понравившуюся игрушку, логопед читает стихотворение, затем совместное выполнение артикуляционного упражнения)
"К НАМ ЛОШАДКА СКАЧЕТ, ЧТО ЖЕ ЭТО ЗНАЧИТ!"
(дети широко открывают и закрывают рот)
"ОБЕЗЬЯНКА – ОЗОРНИЦА МОЖЕТ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ДРАЗНИТЬСЯ!"
(дети, улыбаясь, произносят «пя-пя-пя», зажимая губами широкий кончик языка) и т. д.
2."Тренируем пальчики, развиваем речь"
(ребенок крутит юлу и на выпавшую картинку выполняет артикуляционное упражнение; логопед читает стихотворение, ребенок выполняет упражнение)
3. Кубик "Артикуляционная гимнастика"
(на гранях кубика символы упражнений)
Перед выполнением упражнений ребенок или подгруппа детей произносит слова: "1,2,3,4,5 - будем кубик мы вращать"
4."Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках"
(благодаря возможностям Интернета и домашнему принтеру оформлена папка, в которой находятся яркие картинки, стихотворное сопровождение и на обороте показ правильного выполнения упражнения)
5."Смотрим внимательно, выполняем старательно"
(дети по иллюстрациям в книге выполняют гимнастику для язычка перед индивидуальными зеркалами. Они с интересом оценивают собственные движения языка с картинками в пособии)
6."Артикуляционные сказки" (на все группы звуков; по лексическим темам).
После прочтения сказки, выполнения движений, обязательно беседуем с детьми по содержанию сказки.
Картотеку артикуляционных сказок могу выслать по электронной почте.
7. Как один из вариантов работы - на магнитной доске картинки по содержанию артикуляционной сказки; ребенок последовательно выполняет серию артикуляционных движений.
8. Биоэнергопластика - это развитие координации мелкой и артикуляционной моторики. Логопед читает стихотворени, а дети выполняют движения руками и язычком. На начальном этапе возникают сложности. Но по мере усвоения, дети достаточно свободно выполняют эти задания.
"Рыбка плавала в пруду" (текст произносит взрослый)
Рыбка плавала в пруду,
Хвостиком виляла.
Корм глотала на ходу, ротик открывала.
Лягушонок мимо плыл, щеки раздувая.
Ножкой дрыгал вправо – влево,
Устали не зная.
Движения или статичная поза
рук
Руки согнуть в локтях и выполнять волнообразные движения.
Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец каждой руки соединить, затем придвигать их к большим пальцам.
Руки согнуть в локтях и выполнять волнообразные движения.
Соединить ладони: правая снизу, левая сверху. Разводить пальцы в стороны, затем соединять
(4 раза)
Положение рук поменять. Повторить движения.
Движения или статичная поза
губ и языка
Выполнять движения языком вверх – вниз.
Округлить губы, как при произнесении звука /о/, закрыть рот.
Поочередно надувать щеки.
Выполнять движения языком влево – вправо.
Повторить движения языком.
9. Вариативность приемов позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка.
Больше возможностей в этом отношении имеют загадки. Отгадываем загадку, выполняем упражнение.
10. Применяю на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные презентации с целью разнообразия приемов работы. Изучив логопедические сайты, нашла интересную презентацию (автор Матыкина, где систематизированы игровые упражнения для работы по развитию моторики артикуляционного аппарата ("В гостях у крокодила Гены", "запоминай - ка", "Чего нет?", "матрешки", "Облака", "Парочки", "Фрагменты", "Бабочки", "Закономерности", "Бусы").
В совокупности, всё это дает возможность поддерживать живой интерес детей к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения.