Конспект занятия «Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Марина Катакова
Конспект занятия «Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Цель: Познакомить детей с событиями Великой Отечественной

войны. Объяснить, что значит термин «Великая Отечественная война».

Дать представление о том, что она была освободительной, велась

во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины. Расширить представления о разных видах деятельности людей во время войны на фронте и в тылу. Познакомить со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом. Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров. Привести примеры мужества и героизма советских воинов. Рассказать о героях Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы нашего города. Воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину. Воспитывать желание у детей расти сильными, храбрыми и мужественными, благородными защитниками своей Родины. Подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за Родину, что Россия стремиться к сохранению мира на Земле.

Словарная работа: фронт, тыл, партизанский отряд, блокада, герой, подвиг.

Предварительная работа: Чтение произведений о Великой Отечественной войне (С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»; Е. Благинина «Шинель»;Л. Касссиль «Памятник советскому солдату»;М. Пляцковский «Май сорок пятого года»; А. Митяев «Мешок овсянки»; А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др.) . Знакомство детей с родами войск. Проведение с детьми тематических занятий, бесед: «Что такое героизм?», «Дети в годы войны», «Мы помним героев». Рассматривание картин и репродукций на тему войны. Экскурсия к «Вечному огню» и почтение памяти всех погибших в годы Великой Отечественной Войны минутой молчания. Экскурсия в краеведческий музей – зала посвящённого Великой Отечественной войне. Посещение памятников погибшим героям, возложение цветов. Просмотр диафильмов, посещение памятников погибшим героям. Оформление тематических выставок: «Никто не забыт и нечто не забыто», «Слава героям-землякам!», «Летопись военных лет». Оформление альбомов: «Города-герои», «Награды ВОВ», «Оружие и техника ВОВ», «Блокада Ленинграда». Организация детского конкурса рисунка на асфальте на территории ДОУ «Мы помним - мы гордимся!»; «Миру – мир!». Вернисаж детского творчества «Салют над городом в честь праздника Победы», «Мы голосуем за мир!». Музыкально-литературный салон «Песни, с которыми мы победили».

Ход занятия.

Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали вой сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паек… Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…Эта война является историей нашей Родины, наших родных и близких. Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас. Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть. И наш долг – помнить об этом всегда. Во имя жизни на земле!

-Все люди нашей огромной Родины готовятся к великому празднику, к какому, кто скажет? (К дню Победы в Великой Отечественной войне)

- Когда отмечается этот праздник? (Этот праздник отмечается 9 мая).

- Сколько лет исполняется великой победе? (73 года).

Правильно, сегодня наше занятие будет посвящено этой знаменательной дате. Прежде, чем наступил День Победы, была длинная, кровопролитная война. Наши прадедушки защищали нашу Родину от захватчиков. Давайте вспомним, как это было.

1 слайд. 22 июня 1941 года в 4 часа утра, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с чёрными крестами на крыльях. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия, без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома.

2 слайд. К границам нашей Родины были стянуты отборные немецкие войска, получившие двухлетний боевой опыт ведения войны, имевшие на вооружении первоклассную по тем временам технику. Фашистские дивизии ринулись на нашу землю. Началась Великая Отечественная война. В те грозные дни начала Великой Отечественной войны, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война».

Звучит отрывок из песни «Священная война» (сл. В. Лебедева - Кумача, муз. А. Александрова).

3 слайд. В те времена во главе Германии стоял Адольф Гитлер. Он хотел завоевать Россию, ведь наша страна огромная и богатая. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны.

Богатства он хотел вывезти в Германию. А с народом поступить так: часть народа уничтожить совсем, остальных выселить далеко за Урал, в специальные поселения за колючей проволокой и сделать рабами.

Гитлером был разработан план «Барбаросса» - это детальный план немецкого командования на всю военную компанию против нашей Родины. План был рассчитан на молниеносную войну. Немецкие войска должны были завершить победоносную войну за несколько месяцев, но с нашей страной фашисты просчитались.

4 слайд. Многие города нашей страны захватили фашисты. Они стали убивать мирный наш народ, сжигать дома. В первые три недели войны немецкие войска продвинулись на 300 – 600 километров вглубь советской территории.

5. слайд. Несмотря на отчаянное положение, многие советские части вели упорные бои. Первыми приняли на себя удар пограничники. Они проявили чудеса героизма и стойкости.

11 дней держалась погранзастава лейтенанта А. В. Лопатина.

6. слайд. Упорно сопротивлялся малочисленный гарнизон Брестской крепости под командованием майора П. М. Гаврилова. Крепость, на захват которой по плану «Барбаросса» отводилось всего три часа, держала оборону 28 дней, почти месяц, ребята, наши солдаты, гарнизон Брестской крепости, удерживали фашистов, не пуская их на нашу землю. На одной из стен крепости сохранилась надпись: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 21 июля 1941 год».

7. слайд. Весь народ поднялся на защиту своей Родины. Каждый от мало до велика, знал, что Родина у каждого одна и готов был стоять за нее до конца. «Родина мать зовёт».

8. слайд. Война это горе, это запах огня и пепла, это несбывшиеся надежды это смерть невинных людей. В те дни десятиклассники оканчивали школу. Они строили планы на будущее, но война жестоко разрушила эти планы. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и шли на войну. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт.

Видеоклип «Вставай страна огромная».

- Как вы думайте: почему эту войну называют Великой Отечественной? Слово «великий» означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало очень много людей, она длилась долгих 4 года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения физических и духовных сил. Отечество - это Родина, а Отечественная это значит, что вся наша Родина сражалась с фашисткой Германией.

9. слайд. Почти все мужчины ушли на фронт воевать с фашистскими захватчиками, а их жёны и дети ковали победу в тылу, им приходилось работать в тяжёлых условиях. Для победы над врагом надо было снабдить армию всем необходимым: оружием, продовольствием, одеждой. Они собирали танки, вязали тёплые вещи, заботились о том, чтобы на фронте не голодали. Вера, надежда, любовь близких помогла в трудную минуту на передовой солдатам. Вся тяжесть жизни легла на женские плечи. Женщины и подростки копали противотанковые рвы, траншеи, сооружали заграждения, таскали мешки с песком, с землей и перекрывали все улицы, чтобы не подпустить врага к своему городу, селу

10. слайд. В деревнях косили сено, возили его, пахали на коровах и быках, т. к. лошадей тоже отправили на фронт. Женщинам, детям и старикам приходилось не только питаться самим, но и кормить армию, доставлять еду солдатам, выращивать для них хлеб, овощи. После того как машинными убирали рожь и пшеницу, на поля выходили дети, которые собирали оставшиеся колоски. Ни один колосок недолжен был пропасть «Все для фронта, все для победы над врагом!» - повторяли они друг другу. Своим самоотверженным трудом у станков, на пашне они тоже приближали день победы.

11. слайд. Ребята, в годы войны помогали старшим на полях, работали в цехах заводов. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Они делали снаряды, ружья, пушки для солдат, шили одежду. Были случаи, когда из-за малого роста подростки не доставали до станков и им ставили под ноги скамеечки. Они знали, что своей работой помогают отцам и братьям на фронте.

12. слайд. Приходили они и в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устраивали концерты. Многие бывшие фронтовики ещё долго помнили девчонок и мальчишек, помогавших им быстрее залечить раны. Также, ребята, помогали семьям фронтовиков: ухаживали за детьми, помогали по хозяйству. Школьницы вязали для бойцов тёплые носки и варежки, шили и вышивали кисеты - красивые маленькие мешочки, в которых солдаты хранили табак. Помогали школьники и почтальонам. В почтовых отделениях накопилось много не разобранных писем, в том числе и от фронтовиков. Как их ждали матери, сестры, жёны и дети бойцов! Ребята стали разбирать письма и носить их по домам.

13. Слайд. Гитлер хотел захватить наш главный город, нашу столицу - Москву. Он хотел затопить ее водой, чтобы от Москвы ничего не осталось. Осенью 1941 года враги подошли к нашей столице - Москве. Командовать обороной назначен был маршал Георгий Константинович Жуков. Во время Великой Отечественной Воины генерал Жуков проявил себя как талантливый полководец, сыгравший решающую роль в разгроме немецких войск в битве под Москвой, при прорыве Ленинградской блокады.

14. Слайд. Фашистские войска, подступали к Москве и было объявлено осадное положение. Из столицы стали вывозить детей, женщин и стариков. А жители, оставшиеся в городе, стали строить укрепления, рвы, заграждения вокруг Москвы. Между тем немцы бомбили город. От бомб возникали пожары. Москвичи дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы в ящиках с песком. Жизнь москвичей в те дни была трудной и тревожной. В домах не было тепла, хлеб выдавали по карточкам, потому что большую часть продовольствия отправляли на фронт.

15. Слайд. Битва за Москву длилась полгода, но наши прадеды не дали фашистам захватить и разрушить нашу столицу. Бойцы сражались за каждый клочок земли, не желая уступать его врагам. На исходе были снаряды, гранаты, бутылки с зажигательной смесью. Но атака наших солдат была такой сильной, что немцы не выдержали и в панике бежали.

Много подвигов совершили люди и ценой своей жизни добыли нам победу. Во время войны, многие воины стали героями.

- Как вы думаете, что такое «подвиг»? (Это смелый, отважный, хороший поступок).

- Как называют человека, совершившего подвиг? (Герой).

16. Слайд. Весь мир помнит легендарный подвиг жителей Ленинграда, которые оказались в окружении гитлеровских войск отрезанные от внешнего мира. 900 дней, почти 3 года продолжалась блокада Ленинграда. Не было топлива, не было еды, люди умирали от голода и зимой замерзали. Здесь вы видите суточный паёк хлеба на человека. В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана и советские войска освободили уцелевших жителей города.

17 слайд. 2 года хозяйничали фашисты в нашем родном городе. Освободить Вязьму от фашистских захватчиков пытались много раз, но дело это было очень сложное. Одну из попыток предпринял генерал-лейтенант Михаил Ефремов в апреле 1942 года. Оказавшись с частью сил 33-й Красной Армии в окружении, вместе с партизанскими отрядами более двух месяцев наносили врагу чувствительные удары врагу, истребляя его живую силу и технику. Не имея боеприпасов для артиллерии, горючего для транспорта, корма для лошадей и продовольствия для солдат, четыре дивизии два с половиной месяца вели оборонительные и наступательные бои. Под Вязьму лично за генералом Ефремовым Сталин послал самолет. Сесть в него генерал отказался: «Я с солдатами сюда пришел, с солдатами и уйду». Отстреливаясь от наседавших фашистов, несколько раз раненный М. Г. Ефремов, застрелился, не желая попасть в плен. Он предпочёл смерть немецкому плену. Он выполнил свой воинский долг до конца. Вместе с ним застрелились офицеры его штаба. В центре восстанавливаемой после войны Вязьмы в 1946 году был открыт памятник, посвящённый героическим событиям Великой Отечественной войны, - в честь генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова и воинов 33-ей армии. (Одна из ранних работ скульптора Евгения Вучетича и архитектора Я. Б. Белопольского).

18. слайд. Ожесточенный характер носили бои и в воздухе. Ради нанесения наибольшего урона врагу наши летчики сознательно направляли свои подбитые и горящие самолеты на скопления живой силы и техники противника. Так Николай Гастелло направил свой горящий самолет на середину моста, уничтожив находящихся там гитлеровцев и их боевую технику.

19. слайд. Марина Раскова, наша землячка. Во время Великой Отечественной войны, она подготовила первый в истории женский авиационный бомбардировочный полк. За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами». Командир полка майор Марина Михайловна Раскова погибла в 1943 году при исполнении служебных обязанностей за штурвалом боевого самолёта. Выдающиеся подвиги славной дочери России Марины Расковой будут служить вечным примером любви к Отечеству и преданности своему народу для настоящего и будущих поколений. Награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью «Золотая Звезда».

20. слайд. Также женщины были связистками, врачами, санитарками.

Пушки грохочут, пули свистят

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка, «давай, поддержу

Рану твою я перевяжу!»-

Всё позабыла: слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла,

Многих сестричка от смерти спасла.

21. слайд. Фашисты не знали покоя ни днем, ни ночью на захваченной земле. Наши партизаны взрывали мосты, вражеские эшелоны с техникой. В тылу врага шла партизанская война. И как верный друг, лес укрывал и помогал своим народным мстителям. На каждом шагу фашистам мерещились партизаны. Нанеся сокрушительный и неожиданный удар, партизаны словно испарялись, исчезали в лесной чаще, и найти их было достаточно трудно. Лес укрывал их от фашистов топями, болотами, непроходимыми чащобами.

22. слайд. Наши солдаты штурмом взяли столицу фашистской Германии — город Берлин. В центре города бои развернулись за каждый дом, за каждую улицу. Особенно тяжелым был штурм здания фашистского правительства — Рейхстага. И вот, наконец, штурмовые группы советских солдат поднялись на крышу. Знамя Победы развевалось над Берлином — это означало, что война окончена, завоевана долгожданная победа. Затем Знамя Победы перевезли в Москву для участия в Параде Победы.

23. слайд. Очень важный символ — это Знамя Победы. Давайте рассмотрим изображение Знамени Победы.

- Какого цвета знамя Победы? (Знамя Победы красного цвета.)

- Что изображено на знамени? (На Знамени Победы изображены: звезда, серп и молот, надписи.)

Серп и молот — это символы труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках и заводах, выращивает хлеб. Звезда — символ защитников Отечества. Надписи на Знамени Победы говорят о том, какому военному подразделению принадлежало это знамя.

Игра «Военная фуражка»

Ребята стоят в кругу. Выбирают водящего. Ведущая даёт кому-то из игроков военный головной убор (фуражку, пилотку, и дети начинают под музыку передавать его друг другу. Как только музыка остановится, у кого находится фуражка, то тот, надевает её на себя и проходит по кругу военным маршем, как солдат, под дружное хлопанье ладошками игроков.

- Скажите, какие виды техники помогали советскому солдату победить? Правильно, самолёты, танки, морские корабли.

24. слайд. Советскими конструкторами было разработано очень эффективное оружие против фашистских захватчиков - ракетная установка, которую назвали ласковым женским именем «Катюша». Это мощное оружие приблизило великую победу.

25. слайд. Самолет, о котором с уважением говорили фронтовики, - это ПО-2. Небольшая тихоходная машина была настоящим тружеником войны. На ней вели разведку, вывозили раненых, доставляли срочные заказы, летали к партизанам. Была у ПО-2 еще одна грозная специальность – ночной бомбардировщик.

26. слайд. 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. 20 миллионов жизней унесла она. И вот наступил май 1945 года. Самый радостный и счастливый день для многих людей. Это День Победы. В этот день все люди выходили на улицу, обнимали друг друга, смеялись и плакали, пели и плясали. Вот, это настоящий праздник! Посмотрите, как радуются люди, как они встречают Великую Победу и оставшихся в живых.

27. слайд. В жесточайших боях под Москвой мы выстояли и победили! Но эта победа далась нам, дорогой ценой. После завершения Великой Отечественной Войны на главной площади нашей страны в городе Москве состоялся Парад Победы. Посмотрите, ребята, как бросали наши солдаты немецкие флаги в центре Красной площади.

28. слайд Парад Победы в наше время.

29. слайд. Много героев полегло на полях сражений, но вместо погибших в строй вставали новые бойцы. Страна не забывает своих героев, повсюду теперь установлены памятники павшим воинам. И в нашем городе есть такие памятники, к которым мы всегда возлагаем цветы. Они напоминают нам о тех, кто отдал свою жизнь, героически сражаясь за Родину. Среди участников Великой Отечественной войны были люди, чьи имена будут жить вечно. Их именами названы улицы, площади, во многих городах нашей необъятной Родины.

30. слайд. Сегодня, во всех крупных городах, в честь героя освободителя горит вечный огонь. Вечный огонь - символ нашей памяти, символ того, что мы помним о тех событиях. Это война для нашего народа была очень тяжелая, но наш народ смог выстоять и победить.

Отрывок из песни «Вечный огонь» муз. Филимонова

- Как вы думаете, благодаря чему наша Родина смогла победить фашисткою Германию?

- Ребята, а как вы понимаете выражение «это праздник со слезами на глазах? (Потому, что трудно далась победа нашему народу. Почти каждая семья потеряла кого-то из своих близких. Сотни городов, тысячи сёл и деревень были сожжены и разрушены).

9 Мая в «День Великой Победы» я предлагаю вам вместе с родителями посетить «Вечный огонь» и возложить к нему цветы. Вспомнить добрым словом своих прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонится героям Великой Отечественной войны.

31. слайд. А вечером, в каждом городе нашей необъятной Родины прогремит праздничный салют, посвященный 73-летию Великой Победы. В этот день салют даётся в честь воинов и всех людей, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

32. слайд. Дорогой ценой было заплачено за свободу. На полях сражений погибли тысячи наших соотечественников. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве.

Поклонимся великим тем годам…

Тем славным командирам и бойцам.

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мертвым и живым,

Всем тем, которых забывать нельзя!

Поклонимся, поклонимся, друзья! (Н. Добронравов)

33. слайд. В канун празднования Дня Победы люди надевают себе на одежду Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам. Цвета ленты — чёрный и оранжевый — означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата, проявленной им в бою. На Георгиевской Ленточке носится медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г» - самая распространённая награда.

34. слайд Мир, в котором вы живете добрый. Ваши родители, любят вас, стараются сделать ваше детство ярким, красочным. И этот мир, нужен всем нам.

В какой бы мы хотели жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне,

В которой, люди счастливы всегда,

Друг друга не обидят никогда.

Всем нашим защитникам, ветеранам мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным чистым небом. Вечная им слава!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живём!

Публикации по теме:

Беседа «Детям о Великой Отечественной Войне» Цель: Воспитывать детей как патриотов своей Родины, знающих ее историческое прошлое. Задачи: создать условия для: Расширения знаний детей.

Беседа с детьми «Расскажите детям о Великой Отечественной войне» «Расскажите детям о Великой Отечественной войне» Уважаемые родители! Расскажите детям о войне! Расскажите ребенку об истории возникновения.

Конспект беседы со старшими дошкольниками о Великой Отечественной войне на тему «День Победы — 9 Мая» Цель: Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников; через ознакомление с событиями Великой Отечественной Войны. Задачи: Закреплять.

Конспект занятия к 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Бронзовый солдат» для подготовительной группыКонспект занятия к 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Бронзовый солдат» для подготовительной группы Конспект занятия к 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Бронзовый солдат» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить.

Консультация «Детям о Великой Отечественной войне» 9 мая весь российский народ празднует великий праздник – День Победы. В этот день в 1945 году закончилась самая страшная и кровопролитная.

Педагогический проект «Детям о Великой Отечественной Войне» Нашим родным и близким, дедам и прадедам, тем, кто выстоял, и тем, кто не вернулся с полей сражений, посвящается…. Актуальность проекта:.

Праздничное мероприятие «День Победы в Великой Отечественной войне»Праздничное мероприятие «День Победы в Великой Отечественной войне» Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей,создание условий для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения.

Сценарий посвященный Великой Отечественной войне «Ты же выжил, солдат» Сценарий посвященный Великой Отечественной войне «Ты же выжил, солдат» Цель: прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным.

Сценарий, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне Сценарий, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне. Задачи: 1) Продолжать знакомить детей с историей нашей страны (Великой.

В память о Великой Отечественной войнеВ память о Великой Отечественной войне Прошла война, прошла страда. Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем! …Затем, чтоб этого забыть Не смели.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия «Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»
Опубликовано: 7 мая 2018 в 11:37
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Детский мастер-класс по пластилинографии: «Осенние краски». Старшая группа
Кружит последний жёлтый лист И землю укрывает, А город скоро станет чист – Всё ветер подметает. Ведь в гости осень к нам идёт, За ней - зима седая....
Детский мастер-класс по конструированию из бумаги «Ежик»
Добрый день, дорогие друзья! Предлагаем вам смастерить ежика из бумаги. Поделка проста в исполнении и у детей вызвала интерес. Необходимые...
Конспект занятия кружка «Эколята» на тему «Как человек охраняет природу»
Цель. Формировать бережное отношение к родной природе. Задачи. Дать представления о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, рассказать о...