«Поисково-познавательная деятельность как средство формирования предпосылок УУД»

Нина Тарасова
«Поисково-познавательная деятельность как средство формирования предпосылок УУД»

Термин «Универсальные Учебные Действия «означает умение учится, способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.

К основным видам УУД, соответствующих ключевым целям общего образования можно отнести: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Сейчас процесс обучения это поиск, дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Именно на этой основе формируются коммуникативные, и познавательные учебные действия. Чтобы подготовить ребенка к школе необходимо обеспечить условия для формирования предпосылок универсальных учебных действий уже в дошкольном возрасте. Дети 6-7 лет при соответствующих условиях, и совместной деятельности со взрослыми в детском саду способны овладеть данными умениями.

Мне, как педагогу детского сада, важно смоделировать такой образовательный процесс в ДОУ, который бы явился одним из условий успешного и результативного развития ребенка. Внедрение поисково-познавательной работы в образовательный процесс является одним из методов развивающего обучения и самообразования, который направлен на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение эксперимента, анализ полученных результатов.

Через поисковую познавательную деятельность дошкольник вовлекается в различные ситуации, сам того не подозревая, ребенок решает разнообразные задачи и проблемы, которые помогают ему развиваться всесторонне.

Свою работу по организации познавательной деятельности я начала в начале учебного года. Помогли мне в этом: Семья Данила Полушина. Данил мальчик очень интересный, его волнует и космос и все что происходит на земле. Много интересного знает Данил,но и много у него возникает вопросов. Мама, Людмила Викторовна купила ему интересные книги «Маленький биолог», «Юный химик», «Юный физик». Данил принес книги в группу и дети буквально завалили меня вопросами, просили провести опыты. И работа закипела.

Я поставила цель: Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у старших дошкольников через поисково - познавательную деятельность.

Для достижения поставленной цели наметила следующие задачи:

1. Практически ознакомить с отдельными явлениями живой и неживой природы. Учить наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.

2. Развивать любознательность, желание узнавать новое.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающему, желание оберегать и создавать красивое.

В познавательной работе мы опираемся на основной вид детской деятельности – игру. Вся работа проводится поэтапно:

1 этап.

Анализ природного явления. Осознание проблемной ситуации заканчивается постановкой познавательной задачи: «Что происходит с водой?» например: «Почему вода уменьшает в аквариуме?» «Как происходит извержение вулкана?», «Можно ли вырастить огурцы на окне в детском саду?»? «Почему зимой вода превращается в лёд?», «Можно, ли вырастить кристаллы?» Она требует установления причин явлений, связей.

2 этап.

В результате анализа проблемной ситуации выдвигаются предположения о возможных причинах наблюдаемых явлений. Далее проводится обсуждение высказанных детьми предположений и выбор способов их проверки. Дети делают разные предположения, часто они бывают противоречивыми. Можно искусственно создать противоречивые суждения и предложить проверить, чье из них правильнее. Если дети не высказывают предположений, то я побуждаю их к этому или сама высказываю необходимые предположения.

3 этап

Это важнейший этап, на котором происходит проверка выдвинутых предположений. Для решения познавательной задачи используются элементарные опыты или эксперименты. Я рассказываю детям условия опыта. Все условия должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат, должно быть выделено, показано детям и осознано ими. Опыт предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.

4 этап.

На этом этапе я побуждаю детей к самостоятельному формулированию выводов на основе полученных результатов.

В ходе работы я использую следующие методы и приёмы организации экспериментально-исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения

Прежде чем показать детям эксперимент, происходит большая предварительная работа. При подготовке к тому или иному эксперименту мы вместе с детьми изучаем энциклопедическую литературу, смотрим видеофильмы.

Публикации по теме:

Формирование у воспитанников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса Основной принцип дошкольного образования - полноценное прожива-ние ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста,.

Мониторинг сформированности УУД «Первое полугодие. III класс» Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий в 3 б классе (2013-2014 учебный год I полугодие) В классе 17 человек.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
«Поисково-познавательная деятельность как средство формирования предпосылок УУД»
Опубликовано: 12 марта 2015 в 11:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кнопка +1 теперь с бонусами
Теперь звёздочка может подарить не только +1, но и 2, 3, а в редких случаях и 10 баллов рейтинга.
13 ноября. Всемирный день доброты

Доброта объединяет народы и спасает мир, ведь это качество по умолчанию заложено в нашей природе и доступно каждому человеку. С целью распространения доброты по планете был учрежден ее официальный...

12 ноября. Выставка кормушек на МААМ

Вновь в детских садах и школах начинается сезон заботы о пернатых друзьях. Акцию «Покормите птиц зимой!», как всегда, поддерживают и дети, и взрослые. Около домов, на школьных дворах и участках для...

Фотоотчёт о работе осеннего лагеря при школе искусств на каникулах
Уважаемые, гости моей страницы! Предлагаю вашему вниманию посмотреть не большой фотоотчёт о работе осеннего лагеря"Мастер" при школе искусств имени А. И....
Фотозарисовка «Тоннельный океанариум в Геленджике». Часть 2
Уважаемые коллеги! Продолжая тему тоннельного океанариума на берегу Черного моря, хотела рассказать вам о том, что на втором этаже в здании океанариума...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Человек. Части тела»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме "Человек. Части тела". ОО «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,...