Папки-передвижки

Урок литературы в 7 классе «Образ Петра и тема России в поэме «Полтава»

Мариам Насибян
Урок литературы в 7 классе «Образ Петра и тема России в поэме «Полтава»

«Русский язык и литература»

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 7 КЛАССА

НА ТЕМУ:

«ПОЛТАВА». ОБРАЗ ПЕТРА И ТЕМА РОССИИ В ПОЭМЕ

Выполнил: Насибян Мариам Усиковна

)

Подольск

2022

ТЕМА УРОКА : «ПОЛТАВА». ОБРАЗ ПЕТРА И ТЕМА РОССИИ В ПОЭМЕ.

Цель: Помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петра 1-ого, и выявить основную мысль произведения.

Публикация «Урок литературы в 7 классе „Образ Петра и тема России в поэме „Полтава“» размещена в разделах

Задачи: Выяснить роль Петра 1 в Полтавском сражения и отношения автора к нему; произвести подробный анализ текста ;прививать учащимся гордость и уважения к деятельности великих людей и историческому прошлому своей страны.

Литературоведческая и методическая основы урока :

1. Богданова О. Ю., Леонов С. Д., Чертов В. Ф. Методика преподавания литературы. - М. ,2003.

2. Методика преподавания литературы. Под ред. Рез З. Я. - М., 1986.

3. Рыбникова М. Н. Избранные труды, 1988.

I. Организационный момент.

Наглядность и оборудование; портрет Петра 1-ого; план отрывка (на доске); текст поэма.

II. Проверка домашнего задания.

А. С. Пушкин «Песня о вещем Олеге». Судьба Олега о летописном повествование.

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

«У каждого возраста свой Пушкин», – писал С. Я. Маршак. Мы привыкаем к чуду поэзии А. С. Пушкина если не с детства, то с младших классов. Седьмой класс приоткроет нам еще одну страницу, введет нас в круг мыслей и переживаний юного поэта, познакомит с Пушкиным-лицеистом.

2. Рассказ подготовленного ученика (индивидуальное домашнее задание) О Пушкине-лицеисте, сопровождаемый разбором картины И. Е. Репина и показом фотографий Царскосельского парка.

Учитель. Именно тогда, в Лицее, Пушкин понял, что музой его станет Свобода. Тема Родины, ее судьба, историческое прошлое России, желание воскресить минувший век, вновь и вновь заставят поэта обратиться к изучению «дел давно минувших дней».

IV. Работа над поэмой «Полтава».

1) Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696 г., Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695–1696) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).

Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700–1721) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

2) Рассматривание репродукций.

Учебник, с. 77. «Полтавская баталия». В поэме «Полтава» описывается эта баталия.

3) Чтение отрывка из поэмы, беседа по вопросам.

– Какие картины предстают перед нами, когда мы читаем слова и выражения: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит, к небесам», «рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье… служить… начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Шлепаются о землю ядра, свистят пули, солдаты готовы в штыковую атаку «нависли хладные штыки». Шведы рвутся вперед. Поле битвы – поле «роковое» (рок – судьба). От победы на поле или поражения зависит судьба солдат, страны.

Но русские солдаты сдерживают натиск врага и оттесняют противника «Уходит …», «сдается Шлиппенбах». Бог Брани (войны, Марс) на стороне русских.)

Учитель:

Объяснить: «Как пахарь, битва отдыхает»?

П/О

- Наступает затишье перед боем, готовятся к главному сражению, как пахарь отдыхают перед началом тяжелой и необходимой работы (пахоты, пахарь – труженик и воин – труженик. Идет перегруппировка сил, молчит боевая музыка, молчат пушки «голодный рев» – требование жертв.

Учитель:

– Как автор рисует начало генерального сражения?

П/О

- «Сошлись в дыму», «под градом раскаленным» – пули, ядра; стена наступающих и отражающих нападение падает, следующая стена смыкает штыки – вступает в рукопашный бой, «летучая» конница – быстрое перемещение, звенят сабли, рубят, «бросая груду тел на груду» – новых погибших на уже погибших. Горячие ядра шлепаются в погибших, шипят в крови. Жестокость боя и его стремительность усиливаются употреблением глаголов – «колет, рубит, режет», а затем только существительных – «бой», «клики», «скрежет», «гром», «топот», «ржанье», «стон».

Учитель:

– Какие строчки, какое сравнение еще более подчеркивают жестокость сражения?

П/О

- Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».

Учитель:

– Каким мы видим Петра I, Карла XII? Как автор относится к ним? П/О

- Автор влюблен в своего героя, в Петра I. Петр возбужден перед боем. Эпитет «ужасен» рифмуется с «прекрасен», ужасен – необыкновенен, грозен для врага. Глаголы передают волнение – «мчится», «промчался», «вослед неслись». Глаза сияют, лик его ужасен, «он весь, как божия гроза» – сравнение, готов метать и гром и молнии, движения порывисты. Полки рады видеть своего полководца. Даже верный конь гордится седоком.

Карл, накануне вечером осматривая издалека лагерь русских, на-ткнулся на дозор казаков. Одного казака он убил, другой тяжело ранил его в ногу. Поэтому он «бледен», «недвижим» в «качалке… несомый верными слугами». «Слабым манием руки» – неуверенное, слабое движение руки, казалось, что он не понимает, что происходит, у него нет сил, боль не дает ему возможности сделать то, что нужно – воодушевить свои войска.

Учитель:

– Как понимаете «В шатре своем он (Петр) угощает… вождей чужих…»? П/О

- Гордость испытывает Петр за силу русского оружия, смелость солдата. Одолеть Карла XII и его воинов («сквозь огнь окопов рвутся шведы») – великая честь. Петр великодушен к побежденным шведским генералам, которые, побеждая, учили его воевать!

V. Вывод.

А. С. Пушкин не сторонник войн: он знал, какие беды они несут стране, народу. Но победу Петра I под Полтавой он приветствовал, потому что от нее зависела судьба России, ее роль в мире. Поэт славит русского солдата, его полководца Петра, его сподвижников.

VI. Домашнее задание:

- выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава» А. С. Пушкина.

Публикации по теме:

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Фотоотчет «2015 год — Год литературы в России, или Знакомство с творчеством П. П. Ершова»Фотоотчет «2015 год — Год литературы в России, или Знакомство с творчеством П. П. Ершова» Прошедшая неделя у нас в Тюмени выдалась морозной, мы не ходили на прогулку, активно готовились ко Дню матери, но свободного времени все.

2015 год — год литературы в России. Конкурс книг-самоделок (средняя группа)2015 год — год литературы в России. Конкурс книг-самоделок (средняя группа) Как человек безгранично любящий книги, чтение, всемирную классическую и современную литературу, я не могу пройти мимо такого события в жизни.

Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина» .

Конспект урока изобразительного искусства во 2 классе «Сказочный мужской образ» Технологическая карта урока изобразительного искусства Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 12.02.2014 г. Класс 2в Тема.

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение.

Урок окружающего мира в 4 классе «Природные зоны России» Тема: Природные зоны России Цель: познакомить с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературы в 7 классе «Образ Петра и тема России в поэме «Полтава»
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 19:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД