Светлана Шаталова
Конспект занятия «Поможем Клёпе»
Сценарий учебного занятия
по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП)
в средней группе на тему «Поможем Клёпе»
Цель: Формирование математических представлений у детей средней группы.
Задачи:
Обучающие: Закреплять количественный счет в пределах 5. Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5. Формировать умение сравнивать три предмета по длине; обозначать результаты сравнения ленточек словами: длинная, короче, самая короткая, короткая, длиннее, самая длинная. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Публикация «Конспект занятия „Поможем Клёпе“» размещена в разделах
Развивающие: Развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление; активизировать речь детей.
Воспитывающие: Воспитывать активность, самостоятельность, умение действовать сообща, умение доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа: счёт предметов в пределах 5; сравнение трёх предметов по длине; упражнялись в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; упражнялись в счёте звуков на слух в пределах 5.
Оборудование: телевизор, настенная магнитная доска, барабан, 2 деревянные ложки, 3 обруча.
Демонстрационный материал: 6 картинок А-4 с изображением лесных жителей; счетный материал: 5 белочек, 5 зайчиков; 3 ленточки одного цвета одинаковой ширины и разной длины; 15 плоскостных геометрических фигур разного размера и цвета (квадрат, треугольник, круг).
Раздаточный материал: карточки с нарисованными 5 треугольниками и 5 квадратами (по количеству детей, цветные карандаши красного и зелёного цвета (по количеству детей).
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приё мы:
- игровые (сюрпризный момент – приход клоуна Клёпы, музыкально-ритмическая пауза, МП игра «Найди свой домик»);
- наглядные (демонстрация картинок с животными, ленточки, геометрические фигуры);
- практические (закрашивание треугольников и квадратов);
- словесные ( указания по выполнению заданий: дидактическая игра «Разложи фигуры по порядку», загадки, вопросы к детям).
Ход ООД
1. Вводная часть
Организационный момент «Приветствие» :
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как мы играем и что мы знаем. Давайте с ними поздороваемся.
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Сегодня утром, мне позвонил наш знакомый – клоун Клёпа. Он хотел вам что – то показать.
Стук в дверь.
Воспитатель: Это наверно он. (Воспитатель открывает дверь, входит расстроенный клоун, в руках открытый портфель, из него торчат в беспорядке некоторые вещи.)
Воспитатель: Клёпа, что случилось? Чем ты так огорчён?
Клёпа : Я ходил в лес и фотографировал лесных жителей. Все фотографии моя старшая сестрёнка Кнопа разложила по порядку, приготовила игры для детей, но по дороге я поскользнулся, выронил портфель и всё перепуталось. Теперь не помню, как всё лежало.
Воспитатель: Клёпа, не переживай, мы тебе поможем. Ведь ребята в нашей группе уже много знают.
2. Основная часть
Дидактическая игра «Разложи картинки по порядку» :
Дети рассматривают «фотографии». Воспитатель предлагает детям помочь Клёпе разложить картинки по порядку: «Сначала, где изображено одно животное, потом два и так до 5». Уточняет последовательность расположения картинок. Коллективный счёт и по выбору.
Воспитатель: Клёпа, а это что за фотография?
Клёпа : Да на полянку потом ещё прибежали зайчики, а сколько их стало, я не знаю.
Воспитатель: Ребята, посчитаем, сколько зайчиков стало на полянке. (Четыре.)
Воспитатель: Давайте возьмём картинки с зайчиками и белочками и расположим их на доске. Белочек выкладываем сверху, а под ними зайчиков. «Сколько белочек? Сколько зайчиков? Что можно сказать о количестве белочек и зайчиков?
Воспитатель: Сравните, кого больше. (Пять белочек больше, чем четыре зайчика.) Четыре зайчика и пять белочек – кого меньше. (Четыре зайчика меньше, чем пять белочек.) Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы белочек и зайчиков стало поровну: по пять». Воспитатель уточняет, как получилось 5 зайчиков. (К 4 зайчикам добавили еще 1 зайчика). Затем восстанавливает неравенство и предлагает сделать равенство путем убавления. («Как еще можно сделать так, чтобы белочек и зайчиков стало поровну?»)
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо поработали.
Музыкально-ритмическая пауза «Белочкина зарядка» :
Клёпа : Ребята, а хотите, я покажу вам зарядку, которую делали белочки. (Ответы детей.)
Упражнение на сравнение трех предметов по длине:
Клёпа : Ребята, мама – белочка, попросила купить своим дочкам ленточки на хвостики. Старшей – длинную, средней – покороче, а самой маленькой – короткую. Как я теперь определю, кому какую ленточку надо дать?
Воспитатель: Не расстраивайся, Клёпа. Мы тебе поможем! Ребята, как определить, длину ленточек?
Он располагает на столе 3 ленточки одного цвета одинаковой ширины и разной длины и спрашивает: «Чем похожи ленточки?» (Цветом и шириной.)
Вызванному ребенку он предлагает наложить ленточки одну на другую и сравнить их по ширине: «Что можно сказать о ширине ленточек?»
Затем воспитатель обращает внимание на длину ленточек: «Чем отличаются длиной?» (Длиной.) Просит ребенка найти самую длинную ленточку путем сравнения её с другой ленточкой способами наложения или приложения. Выбранную ленточку ребенок располагает на доске горизонтально. Среди оставшихся ленточек воспитатель вместе с ребенком опять находит самую длинную и помещает её рядом с первой. Ребенок заканчивает ряд самой короткой ленточкой и рассказывает о длине лент, используя слова: длинная, короче, самая короткая, короткая, длиннее, самая длинная.
Клёпа : Молодцы, ребята! Вы мне очень помогли, я многому научился.
Дидактическая игра на развитие слухового внимания «Столько-сколько» :
Воспитатель: Клёпа, наши дети хорошо считают не только глазками, но и внимательно умеют слушать и считать звуки.
Клёпа : Это как?
Воспитатель: Садитесь за столы. У каждого лежит листок. Что на нём нарисовано? (Треугольники и квадраты).
Воспитатель: Сколько раз я ударю ложками, столько треугольников вы должны закрасить красным карандашом. Он 3 раза ударяет ложками и спрашивает: «Сколько звуков вы услышали?» Затем просит детей закрасить столько треугольников, сколько звуков они услышали. Аналогичное задание дети выполняют, слушая барабан (4 звука). Воспитатель уточняет: «Сколько квадратов вы закрасили? Почему вы закрасили столько квадратов?»
Клёпа : Ой, как интересно! Я обязательно поиграю в такую игру со своей сестрёнкой Кнопой.
Дидактическая игра «Геометрические фигуры» :
Воспитатель: Клёпа, что это за фигуры ты расположил на доске?
Клёпа : Не знаю. Они тоже были у меня в портфеле.
Воспитатель: Ребята, что это за фигуры? (Геометрические фигуры.)
Воспитатель: Какие геометрические фигуры здесь расположены?
Воспитатель выясняет у детей названия геометрических фигур и их отличительные признаки.
Малоподвижная игра «Найди свой домик» :
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Найди свой домик», но для этого вы должны превратиться, знаете в кого? (Нет.)
Воспитатель: Послушайте загадку и отгадайте.
По полю скачет -
Ушки прячет,
Встанет столбом -
Ушки торчком.
(Зайчик)
- Правильно. Вы превращаетесь в зайчиков. Вот вам карточки, с картинками ваших домиков. Но это не просто картинки, а изображение геометрических фигур. Дети по сигналу воспитателя начинают двигаться по группе, изображая зайчиков. По второму сигналу они занимают свои домики в соответствии с геометрическими фигурами, нарисованными на карточке. Воспитатель проверяет правильность выбора домика и предлагает детям обосновать его.
3. Заключительная часть
Клёпа : Спасибо, ребята, за помощь. Я так много узнал от вас. Побегу к своей сестрёнке и всё ей расскажу. (Уходит.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, помогли мы Клёпе? А чем мы ему помогли? Что мы с вами сегодня делали?
- Молодцы! Вы сегодня все были очень внимательными, правильно отвечали на вопросы.