Получи документы

«Порядок на планете». Программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Людмила Рассказова
«Порядок на планете». Программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание программы «Порядок на планете» :

1. Актуальность

2. Задачи программы

3. Экологическое образование в ДОУ и экологическая культура дошкольников

4. Нерегламентированная деятельность, ее формы, условия и средства формирования экологической культуры у дошкольников

Публикация «„Порядок на планете“, Программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

5. Система мероприятий по экологическому воспитанию дошкольников

6. Библиографический список

Актуальность

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. [7]

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. [1] Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. [3]

Данная программа направлена на полноценное экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы :

- во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Нерегламентированная деятельность, ее формы условия и средства формирования экологической культуры у дошкольников

Нерегламентированная деятельность экологической направленности - это организованная и целенаправленная образовательно-воспитательная работа детей, связанная с изучением окружающего мира, основанная на добровольных началах и проводимая вне занятий.

Виды нерегламентированной деятельности экологической направленности :

игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе;

трудовая и практическая деятельность по созданию условий для живых объектов в зеленой зоне;

художественно-творческая деятельность, создание изобразительной продукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

практическая познавательная деятельность — экспериментирование;

самостоятельная познавательная деятельность — наблюдение;

речевая деятельность;

природоохранительная деятельность;

комплексная деятельность — добровольный контакт с объектами растительного и животного мира, общение с природой, любование.

Нерегламентированная деятельность может быть эффективной в плане экологического воспитания, если ее рассматривать как систему воспитательных мероприятий, проводимых с целью формирования ответственного отношения к природе, осознания экологических проблем как общественно и лично значимых. [4]

В процессе организации нерегламентированной деятельности необходимо учитывать уровень знаний дошкольников, их возрастные особенности, познавательные возможности, устанавливать связь с обучающими занятиями с целью устранения дублирования информации, предусматривать преемственность содержания, а также осуществлять краеведческую направленность.

Процесс обучения закладывает основы понимания детьми экологической культуры, красоты природы, природоохранительной деятельности. Дальнейшее развитие процесс формирования экологической культуры получает в нерегламентированной деятельности.

Нерегламентированная деятельность открывает широкий простор для активности дошкольников, их самодеятельности и творчества. Она дисциплинирует детей, способствует развитию чувства ответственности, интереса к изучению наук о природе.

Нерегламентированная деятельность способствует всестороннему развитию детей, строится на основе принципов дидактики, которые определяют направление, содержание, формы и методы деятельности по экологическому воспитанию.

Формы нерегламентированной деятельности по экологическому воспитанию :

индивидуальная форма,

групповая форма,

массовая форма.

К групповым и массовым формам относят: экологические праздники, экологические игры, соревновательные экологические игры, ролевые экологические игры, имитационные экологические игры.

Все многообразие форм и методов организации нерегламентированной деятельности по формированию экологической культуры в современном ДОУ регламентируется учебно-методическими и программными документами.

Содержание экологических знаний охватывает следующее: неживая природа (вселенная, вода, воздух, почва, сезоны, растения и животные, их связь со средой обитания, жизнь растений и животных в сообществе, человек и природа. [6]

Все предложенное содержание требует определенных методов, приемов и форм работы, обусловленных, прежде всего, возрастными особенностями ребенка - дошкольника.

Игра — естественная потребность ребенка данного возраста. Игра стимулирует высокий уровень мотивации, интерес и эмоциональную включенность.

Ролевые экологические игры инсценируют условия воображаемой ситуации, в которой участники играют определенные роли. Выделяют две формы сюжетно-ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые педагогом.

Форму обучающей игры педагога с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, называют игровой обучающей ситуацией (ИОС). ИОС выступают как средство эмоционально-нравственного отношения к природе и ее богатствам.

Следующей формой, является дидактическая игра, которая служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановки и решения задач.

Имитационные экологические игры, мотив которых заключается не в результате, а в самом процессе. В процессе игр совмещаются знания и умения, в них ярко отражаются интересы детей, реализуются их стремления, игра приближает участников к условиям реальной жизни.

Экологический досуг включает в себя организацию театрализованной деятельности, в ходе нее дети инсценируют уже известные им литературные произведения природоведческого характера, а также разрабатывают собственные сценарии экологических сказок.

Экологическая тропа — это учебный, специально оборудованный маршрут в природу, охватывающий в себя интересные для наблюдения и исследования природные объекты.

Экскурсии или походы с детьми в природу — интересное и полезное педагогическое мероприятие. Они способствуют расширению экологического кругозора, обогащают личный опыт детей.

Фенологические прогулки в разные времена года позволяют дошкольникам пронаблюдать и усвоить сезонные изменения, происходящие в природе.

Экологические праздники — это расширенный вариант экологического досуга. Особое внимание обращено на использование в сценариях поэтических и музыкальных произведений, репродукций картин художников-пейзажистов.

Экологический музей — это специально отведенное место в групповой комнате, где выставлены различные экспозиции на экологическую тематику (гербарии, коллекции детей, модели, альбомы).

Экологические агитбригады. Работа в них направлена на пропаганду идей охраны природы с помощью иллюстративного материала. Дети выпускают «Экологические молнии», рисуют плакаты.

Природоохранительные акции. Социально значимые мероприятия, проводимые совместно педагогом, родителями и детьми. Они приурочены к каким-либо датам или событиям, имеющим общественное значение, поэтому имеют большое воспитательное воздействие на дошкольников.

КВН — соревновательный тип экологических игр, позволяющий стимулировать активность его участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.

Преимущества такого рода организации детской нерегламентированной деятельности экологической направленности заключается в том, что ребенок максимально реализует свои знания, способен творчески выполнить поставленные перед ним задачи, поделиться своим опытом со сверстниками и младшими друзьями. [5]

Система мероприятий по экологическому воспитанию дошкольников

Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих.

Цель этого блока игр:

Упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку, в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации; в выделений признаков и свойств объектов, в анализе "полезности" и "вредности" различных объектов живой и неживой природы. Подвести к пониманию природных взаимосвязей на основе диалектических законов, ответственности человека за сохранение природы.

"Природный мир бывает разный"

Материал: картинки с изображением природных объектов.

Ход игры: детям предлагается сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Попросить отделить картинки с изображением живой и неживой природы, сделать обоснование.

"Мир вокруг нас"

Материал: глобус, графическая "модель мира" - круг, разделенный на две цветные части (белую и голубую, предметные картинки (до 20 шт.).

Ход игры: детям представляется глобус, выясняется, что по форме планета круглая, по цвету - многоцветная, по составляющим - много всего, по размеру - огромная. Далее воспитатель на столе располагает "модель мира" и предметные картинки, объясняет детям, что голубая часть - природный мир, белая - рукотворный.

Дети должны распределить картинки в кругу. Например: цветок - в голубую часть, это природа. Автомобиль - в белую, это рукотворный мир. Если дети легко справляются с заданием, то проводится игра "Все в мире перепуталось" : дети закрывают глаза, воспитатель перемешивает картинки по секторам (п) и (р). Дети открывают глаза и исправляют ошибки, давая обоснование. [7]

"Назови одним словом"

Ход игры: воспитатель называет несколько объектов одного класса, дети называют их одним словом (береза, дуб, сосна - деревья и т. д.).

"Я знаю"

Материал: мяч.

Ход игры: подбрасывают мяч и говорят "Я знаю пять названий птиц, зверей и т. д. Произносят 5 названий птиц, зверей, растений или других объектов природы.

Второй вариант: воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы - "Звери". Ребёнок ловит мяч и называет пять зверей и пр.

"Съедобное - несъедобное"

Цель: упражнять в классификации по выбранному признаку.

Материал: мяч.

Ход игры: водящий бросает мяч и называет предмет. Если предмет съедобный, то ловящий удерживает мяч, если нет, то отбрасывает.

"Рыбы - птицы - звери"

Материал: мяч.

Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово "птица". Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, "воробей".

"Цепочка"

Материал: мяч, картинки объектов.

Ход игры: воспитатель сначала показывает картинку с изображением объекта, затем передает мяч. У кого в руках мяч, тот называет один из признаков объекта и передает мяч другому. Нужно назвать как можно больше признаков объекта и не повториться.

"Такой листок, лети ко мне"

Материал: опавшие листья различных деревьев (осенью) или их силуэты, вырезанные из цветной бумаги.

Ход игры: детям раздаются силуэты листьев (по одному). Воспитатель становится в противоположном углу комнаты или площадки, показывает детям лист и командует: "Кленовый (осиновый, берёзовый и т. д.) листок, лети ко мне". Подбежавшие дети должны убедиться, что у них в руках лист с названного дерева, затем рассказать о его признаках.

Усложнение - команда: "Такой листок лети ко мне". Признак принадлежности к какому - то растению не называется. Если среди подбежавших окажется ребёнок с листом другого дерева, он должен найти общий признак между своим и показанным листочком. [4]

"Теремок"

Материал: набор предметных картинок.

Ход игры: разыгрывается ситуация - в чистом поле теремок, в котором поселяются объекты окружающего мира. Объект (картинку) можно поселить только тогда, когда ребёнок найдёт не менее пяти схожих признаков между своей картинкой и картинкой "хозяина" теремка. Например: в теремке первым поселился зонтик. У ребёнка картинка с вишенкой. Общие признаки - округлые формы, косточка в вишенке и костяная ручка у зонтика, общий цвет и т. д.

Усложнение - нужно назвать схожие признаки не только с "хозяином" теремка, но и с каждым из его обитателей, которые уже там поселились.

"Хорошо - плохо"

Ход игры: воспитатель называет природное явление или объект, а дети сначала перечисляют его полезные свойства, а потом - вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т. д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т. д.

Усложнение - задать детям "точку зрения", с позиции которой они будут обосновывать свои доводы. Например, когда дождь - это хорошо или плохо для дерева, кошки и т. д.

"Кто где живет"

Материал: картинки с животными у воспитателя, картинки с изображениями разных мест обитания - у детей (дерево, река, нора и т. д.)

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением животного, а ребенок должен определить, где он обитает, и "поселить" у себя на нужной карточке.

"Летает, плавает, бегает"

Материал: мяч.

Ход игры: водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.

Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает.

Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребё нок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает.

Примечание: следует называть объекты, а не целый класс. Например, следует говорить "воробей", "сойка", "стриж", а не "птичка".

"Один - хорошо, много - плохо".

Ход игры: взрослый называет природный объект, обладающий ярко выраженными полезными свойствами. Дети должны доказать, что большое количество таких объектов или свойств даст противоположный результат. Пример: солнце, это хорошо: тепло, всё расцветает, можно загорать и купаться и т. д. Но когда солнца очень много, это плохо, потому что можно обгореть, получить солнечный или тепловой удар, начинается засуха и т. д.

" Что будет, если. "

Ход игры: взрослый задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в которой показывает необходимость соблюдения меры и действие закона перехода количества в качество.

Например: "Что будет, если в речку капнуть одну капельку мазута? А две капельки? А если туда целый завод сольёт отработанное топливо?" "Что будет, если один ребёнок сорвёт просто так лист с дерева? А если это сделают двое детей? А если сто человек? А если это станет делать каждый?" "Что будет, если один день прожить в местности с загрязнённым воздухом? А если неделю, месяц? А если человек там живёт постоянно?"

Примечание: важно не только показать зависимость количественных и качественных характеристик, но и в последующей работе вывести детей на осознание способов предотвращения вредных результатов. [7]

"Берегите природу"

Материал: игровое поле, картинки (сектора) со схемами.

Ход игры: воспитатель показывает детям круг, разделенный на сектора - "квартиры". И предлагает в каждую "квартиру" заселить из природного мира какую-либо часть: растения, животных (звери, птицы, рыбы, человека. Дети распределяют картинки с указанными изображениями по секторам. Далее воспитатель убирает одно из изображений и уточняет у детей, что произойдет с оставшимися живыми объектами на Земле при отсутствии спрятанного объекта. Например: если убрать растения, что произойдет с птицами, зверями и т. д. (доходят до человека). Изображение человека убирают из круга в последнюю очередь. Детей подводят к выводу : если человек исчезнет с Земли, то природа не погибнет, но если хотя бы один из других элементов живой природы исчезнет, может погибнуть и оставшийся мир, в том числе и человек. Все взаимосвязано в природе, и человек должен бережно относиться к окружающему миру. [3]

Игры на развитие чувственного восприятия (Работа анализаторов).

Цель этого блока игр:

Развивать чувственное восприятие, упражнять в восприятии и описании многообразия ощущений, выделять отдельные, определять анализатор, задействованный в этом виде восприятия, формировать навыки сенсорного обследования объектов материального мира.

"Мир звуков"

Материал: магнитофонная запись шума моря, леса и т. д.

Ход игры: предложить детям послушать запись. Дети вслушиваются в звуки, только затем высказываются о том, что они услышали, что почувствовали (вой ветра, шум листьев, пение птиц, жужжание пчел и т. д.).

Усложнение первого уровня - определить место, где можно услышать эти звуки.

Усложнение второго уровня - вычленить в многообразии звуков, какие воспроизводятся объектами живой природы. Какие - неживой. Есть ли там звуки "рукотворного" происхождения".

"Узнай по запаху".

Материал: объекты материального мира с ярко выраженным запахом (предметы парфюмерии, пряности, овощи, фрукты и т. д., шарфик или платок из непрозрачной ткани.

Ход игры: ребёнку завязывают глаза и предлагают по запаху определить, какой объект ему дали в руки. Затем описать характер своих обонятельных ощущений и положить этот объект на один из подносов по признаку "съедобное" или "несъедобное".

"Чудесный мешочек"

Материал: мешочек из непрозрачного материала, мелкие предметы (до 10 шт.)

Ход игры: на ощупь, не заглядывая в мешочек. Определить, что там спрятано, описать свои тактильные ощущения.

"Угадай, кто позвал"

Ход игры: водящий ребёнок становится спиной к группе детей. Один из детей окликает его по имени. Водящий должен отгадать, кто его окликнул.

Усложнение - игра "Колобок". Правила те же, но водящий принимает на себя роль Колобка, а тот, кто его окликает, может изменять тембр голоса. Разыгрывается следующий диалог: "Колобок, Колобок, я тебя съем!" "Не ешь, меня, Саша (Петя и т. д., я тебе песенку спою". [1]

"Волшебные звуки"

Материал: предметы, изготовленные из различных материалов (металл, стекло, дерево и т. д., непрозрачная ширма.

Ход игры: воспитатель за ширмой постукивает по одному из предметов деревянной палочкой, а дети должны определить материал, который издаёт подобный звук.

Усложнение первого уровня - не только определить материал, но и назвать как можно больше предметов из этого материала.

Усложнение второго уровня - назвать явления или объекты природного мира, которые издают звуки, схожие по звучанию с рукотворными материалами. Например: звон стекла - звон капели.

"Какой овощ, фрукт ты съел"

Материал: тарелочка с нарезанными кусочками фруктов и овощей.

Ход игры: ребёнок закрывает глаза. Взрослый кладёт ему в рот кусочек фрукта или овоща. Ребёнок должен определить по вкусу, чем его угостили.

Усложнение первого уровня - определить не только продукт, но и способ его обработки (сырой, вареный, солёный и пр.)

Усложнение второго уровня - назвать как можно больше других продуктов, вкус которых схож с тем, которым угостили.

Примечание: в качестве игрового материала используются любые предметные картинки, как специально изготовленные для использования в дошкольных учреждениях, так и вырезанные из старых иллюстраций и открыток. [7]

Методика рассматривания картин природоведческого содержания. (На основе методики И. Н. Мурашковской "картинка без запинки" и Т. А. Сидорчук "Обучение творческому рассказыванию по картине").

Одним из направлений экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста является рассматривание сюжетных картин природоведческого содержания.

Сюжетные картины природоведческого содержания, созданные специально для использования в детском саду имеют свою специфику:

• они близки пониманию и опыту детей,

• представляют собой доступную модель отражения действительности,

• в большинстве своём касаются вопросов природоохранной деятельности человека.

Сюда относятся картины для детского сада из серий "Домашние и дикие животные", "Наша Таня", "Времена года", "Мы играем" и некоторые другие.

Наиболее технологичной системой работы с сюжетной картиной на наш взгляд является методика И. Н. Мурашковской "Картинка без запинки", а также система тренингов, созданных на основе этой методики (Т. А. Сидорчук, А. В. Кузнецова). Этот подход не только позволяет помочь детям понять содержание картинки, но способствует формированию у них системного восприятия мира, упражнению в выведении причинно-следственных связей между природными объектами и явлениями, формированию навыков творческого рассказывания. [3]

Библиографический список

1. Ашиков, В. И. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. [Текст]/ В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова - М, 1997.

2. Ашиков, В. Природа, Творчество и Красота [Текст]// В. Ашиков, С. Ашикова. - Дошкольное воспитание, 2005.- N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54.

3. Бобылева, Л., Дупленко, О. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] // Л. Бобылева, О. Дупленко. - Дошкольное воспитание, 2005. - N 7. - с. 36-42.

4. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу. [Текст]/ А. И. Васильева. – М, 2002. – с. 56.

5. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст]// В. Зебзеева. - Дошкольное воспитание, 2004.- N 7. - с. 45-49.

6. Зерщиков, Т., Ярошевич, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст]// Т. Зерщиков, Т. Ярошевич. - Дошкольное воспитание. 2005. - N 7.

7. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]/ А. И. Иванова. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

Публикации по теме:

«Коапп за чистоту и порядок на планете Земля» (совместное творчество родителей и детей). Фотоотчет«Коапп за чистоту и порядок на планете Земля» (совместное творчество родителей и детей). Фотоотчет «КОАПП за чистоту и порядок на планете Земля» (совместное творчество родителей и детей) Какую боль мы причиняем, Когда хамим земле родной,.

Метод проекта как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Мои воспитанники очень любят образовательную деятельность по экологическому воспитанию. Систематические наблюдения за природой, рассказы,.

Академия естественных наук как форма экологического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Картотека физкультминуток «Весна шагает по планете» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Все воспитатели знают, как важны физкультминутки для предупреждения и снятия утомления детей, во время занятия или другой однообразной деятельности.

Конспект физкультурного-экологического досуга «Зов джунглей» для детей старшего дошкольного возраста Цели: • закрепить знания детей о природе, как части окружающей среды; • создать у детей положительный эмоциональный настрой; • развивать.

Мастер-класс «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Ыныргинская средняя общеобразовательная школа» Детский сад «Солнышко» «Игры и эксперименты,.

Программа воспитания толерантности для детей старшего дошкольного возраста «И мир добрее станет» I. Пояснительная записка Актуальность. В настоящее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так назы-ваемом мире без насилия.

Сценарий развлекательного мероприятия о ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к Планете Здоровья» Сценарий развлекательного мероприятия о ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста: «Путешествие к Планете Здоровья» Цель: пропаганда здорового.

Сезонные наблюдения на прогулке как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости: воспитания молодого.

«Встреча жаворонков». Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста Управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Порядок на планете». Программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 июля 2016 в 16:08
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Порядок на планете». Программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Рассказова (УИ 745638) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД