Людмила Рассказова
«Порядок на планете». Программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы «Порядок на планете» :
1. Актуальность
2. Задачи программы
3. Экологическое образование в ДОУ и экологическая культура дошкольников
4. Нерегламентированная деятельность, ее формы, условия и средства формирования экологической культуры у дошкольников
Публикация «„Порядок на планете“, Программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
5. Система мероприятий по экологическому воспитанию дошкольников
6. Библиографический список
Актуальность
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. [7]
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. [1] Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. [3]
Данная программа направлена на полноценное экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы :
- во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Нерегламентированная деятельность, ее формы условия и средства формирования экологической культуры у дошкольников
Нерегламентированная деятельность экологической направленности - это организованная и целенаправленная образовательно-воспитательная работа детей, связанная с изучением окружающего мира, основанная на добровольных началах и проводимая вне занятий.
Виды нерегламентированной деятельности экологической направленности :
игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе;
трудовая и практическая деятельность по созданию условий для живых объектов в зеленой зоне;
художественно-творческая деятельность, создание изобразительной продукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
практическая познавательная деятельность — экспериментирование;
самостоятельная познавательная деятельность — наблюдение;
речевая деятельность;
природоохранительная деятельность;
комплексная деятельность — добровольный контакт с объектами растительного и животного мира, общение с природой, любование.
Нерегламентированная деятельность может быть эффективной в плане экологического воспитания, если ее рассматривать как систему воспитательных мероприятий, проводимых с целью формирования ответственного отношения к природе, осознания экологических проблем как общественно и лично значимых. [4]
В процессе организации нерегламентированной деятельности необходимо учитывать уровень знаний дошкольников, их возрастные особенности, познавательные возможности, устанавливать связь с обучающими занятиями с целью устранения дублирования информации, предусматривать преемственность содержания, а также осуществлять краеведческую направленность.
Процесс обучения закладывает основы понимания детьми экологической культуры, красоты природы, природоохранительной деятельности. Дальнейшее развитие процесс формирования экологической культуры получает в нерегламентированной деятельности.
Нерегламентированная деятельность открывает широкий простор для активности дошкольников, их самодеятельности и творчества. Она дисциплинирует детей, способствует развитию чувства ответственности, интереса к изучению наук о природе.
Нерегламентированная деятельность способствует всестороннему развитию детей, строится на основе принципов дидактики, которые определяют направление, содержание, формы и методы деятельности по экологическому воспитанию.
Формы нерегламентированной деятельности по экологическому воспитанию :
индивидуальная форма,
групповая форма,
массовая форма.
К групповым и массовым формам относят: экологические праздники, экологические игры, соревновательные экологические игры, ролевые экологические игры, имитационные экологические игры.
Все многообразие форм и методов организации нерегламентированной деятельности по формированию экологической культуры в современном ДОУ регламентируется учебно-методическими и программными документами.
Содержание экологических знаний охватывает следующее: неживая природа (вселенная, вода, воздух, почва, сезоны, растения и животные, их связь со средой обитания, жизнь растений и животных в сообществе, человек и природа. [6]
Все предложенное содержание требует определенных методов, приемов и форм работы, обусловленных, прежде всего, возрастными особенностями ребенка - дошкольника.
Игра — естественная потребность ребенка данного возраста. Игра стимулирует высокий уровень мотивации, интерес и эмоциональную включенность.
Ролевые экологические игры инсценируют условия воображаемой ситуации, в которой участники играют определенные роли. Выделяют две формы сюжетно-ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые педагогом.
Форму обучающей игры педагога с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, называют игровой обучающей ситуацией (ИОС). ИОС выступают как средство эмоционально-нравственного отношения к природе и ее богатствам.
Следующей формой, является дидактическая игра, которая служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановки и решения задач.
Имитационные экологические игры, мотив которых заключается не в результате, а в самом процессе. В процессе игр совмещаются знания и умения, в них ярко отражаются интересы детей, реализуются их стремления, игра приближает участников к условиям реальной жизни.
Экологический досуг включает в себя организацию театрализованной деятельности, в ходе нее дети инсценируют уже известные им литературные произведения природоведческого характера, а также разрабатывают собственные сценарии экологических сказок.
Экологическая тропа — это учебный, специально оборудованный маршрут в природу, охватывающий в себя интересные для наблюдения и исследования природные объекты.
Экскурсии или походы с детьми в природу — интересное и полезное педагогическое мероприятие. Они способствуют расширению экологического кругозора, обогащают личный опыт детей.
Фенологические прогулки в разные времена года позволяют дошкольникам пронаблюдать и усвоить сезонные изменения, происходящие в природе.
Экологические праздники — это расширенный вариант экологического досуга. Особое внимание обращено на использование в сценариях поэтических и музыкальных произведений, репродукций картин художников-пейзажистов.
Экологический музей — это специально отведенное место в групповой комнате, где выставлены различные экспозиции на экологическую тематику (гербарии, коллекции детей, модели, альбомы).
Экологические агитбригады. Работа в них направлена на пропаганду идей охраны природы с помощью иллюстративного материала. Дети выпускают «Экологические молнии», рисуют плакаты.
Природоохранительные акции. Социально значимые мероприятия, проводимые совместно педагогом, родителями и детьми. Они приурочены к каким-либо датам или событиям, имеющим общественное значение, поэтому имеют большое воспитательное воздействие на дошкольников.
КВН — соревновательный тип экологических игр, позволяющий стимулировать активность его участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.
Преимущества такого рода организации детской нерегламентированной деятельности экологической направленности заключается в том, что ребенок максимально реализует свои знания, способен творчески выполнить поставленные перед ним задачи, поделиться своим опытом со сверстниками и младшими друзьями. [5]
Система мероприятий по экологическому воспитанию дошкольников
Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих.
Цель этого блока игр:
Упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку, в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации; в выделений признаков и свойств объектов, в анализе "полезности" и "вредности" различных объектов живой и неживой природы. Подвести к пониманию природных взаимосвязей на основе диалектических законов, ответственности человека за сохранение природы.
"Природный мир бывает разный"
Материал: картинки с изображением природных объектов.
Ход игры: детям предлагается сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Попросить отделить картинки с изображением живой и неживой природы, сделать обоснование.
"Мир вокруг нас"
Материал: глобус, графическая "модель мира" - круг, разделенный на две цветные части (белую и голубую, предметные картинки (до 20 шт.).
Ход игры: детям представляется глобус, выясняется, что по форме планета круглая, по цвету - многоцветная, по составляющим - много всего, по размеру - огромная. Далее воспитатель на столе располагает "модель мира" и предметные картинки, объясняет детям, что голубая часть - природный мир, белая - рукотворный.
Дети должны распределить картинки в кругу. Например: цветок - в голубую часть, это природа. Автомобиль - в белую, это рукотворный мир. Если дети легко справляются с заданием, то проводится игра "Все в мире перепуталось" : дети закрывают глаза, воспитатель перемешивает картинки по секторам (п) и (р). Дети открывают глаза и исправляют ошибки, давая обоснование. [7]
"Назови одним словом"
Ход игры: воспитатель называет несколько объектов одного класса, дети называют их одним словом (береза, дуб, сосна - деревья и т. д.).
"Я знаю"
Материал: мяч.
Ход игры: подбрасывают мяч и говорят "Я знаю пять названий птиц, зверей и т. д. Произносят 5 названий птиц, зверей, растений или других объектов природы.
Второй вариант: воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы - "Звери". Ребёнок ловит мяч и называет пять зверей и пр.
"Съедобное - несъедобное"
Цель: упражнять в классификации по выбранному признаку.
Материал: мяч.
Ход игры: водящий бросает мяч и называет предмет. Если предмет съедобный, то ловящий удерживает мяч, если нет, то отбрасывает.
"Рыбы - птицы - звери"
Материал: мяч.
Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово "птица". Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, "воробей".
"Цепочка"
Материал: мяч, картинки объектов.
Ход игры: воспитатель сначала показывает картинку с изображением объекта, затем передает мяч. У кого в руках мяч, тот называет один из признаков объекта и передает мяч другому. Нужно назвать как можно больше признаков объекта и не повториться.
"Такой листок, лети ко мне"
Материал: опавшие листья различных деревьев (осенью) или их силуэты, вырезанные из цветной бумаги.
Ход игры: детям раздаются силуэты листьев (по одному). Воспитатель становится в противоположном углу комнаты или площадки, показывает детям лист и командует: "Кленовый (осиновый, берёзовый и т. д.) листок, лети ко мне". Подбежавшие дети должны убедиться, что у них в руках лист с названного дерева, затем рассказать о его признаках.
Усложнение - команда: "Такой листок лети ко мне". Признак принадлежности к какому - то растению не называется. Если среди подбежавших окажется ребёнок с листом другого дерева, он должен найти общий признак между своим и показанным листочком. [4]
"Теремок"
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: разыгрывается ситуация - в чистом поле теремок, в котором поселяются объекты окружающего мира. Объект (картинку) можно поселить только тогда, когда ребёнок найдёт не менее пяти схожих признаков между своей картинкой и картинкой "хозяина" теремка. Например: в теремке первым поселился зонтик. У ребёнка картинка с вишенкой. Общие признаки - округлые формы, косточка в вишенке и костяная ручка у зонтика, общий цвет и т. д.
Усложнение - нужно назвать схожие признаки не только с "хозяином" теремка, но и с каждым из его обитателей, которые уже там поселились.
"Хорошо - плохо"
Ход игры: воспитатель называет природное явление или объект, а дети сначала перечисляют его полезные свойства, а потом - вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т. д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т. д.
Усложнение - задать детям "точку зрения", с позиции которой они будут обосновывать свои доводы. Например, когда дождь - это хорошо или плохо для дерева, кошки и т. д.
"Кто где живет"
Материал: картинки с животными у воспитателя, картинки с изображениями разных мест обитания - у детей (дерево, река, нора и т. д.)
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением животного, а ребенок должен определить, где он обитает, и "поселить" у себя на нужной карточке.
"Летает, плавает, бегает"
Материал: мяч.
Ход игры: водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.
Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает.
Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребё нок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает.
Примечание: следует называть объекты, а не целый класс. Например, следует говорить "воробей", "сойка", "стриж", а не "птичка".
"Один - хорошо, много - плохо".
Ход игры: взрослый называет природный объект, обладающий ярко выраженными полезными свойствами. Дети должны доказать, что большое количество таких объектов или свойств даст противоположный результат. Пример: солнце, это хорошо: тепло, всё расцветает, можно загорать и купаться и т. д. Но когда солнца очень много, это плохо, потому что можно обгореть, получить солнечный или тепловой удар, начинается засуха и т. д.
" Что будет, если. "
Ход игры: взрослый задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в которой показывает необходимость соблюдения меры и действие закона перехода количества в качество.
Например: "Что будет, если в речку капнуть одну капельку мазута? А две капельки? А если туда целый завод сольёт отработанное топливо?" "Что будет, если один ребёнок сорвёт просто так лист с дерева? А если это сделают двое детей? А если сто человек? А если это станет делать каждый?" "Что будет, если один день прожить в местности с загрязнённым воздухом? А если неделю, месяц? А если человек там живёт постоянно?"
Примечание: важно не только показать зависимость количественных и качественных характеристик, но и в последующей работе вывести детей на осознание способов предотвращения вредных результатов. [7]
"Берегите природу"
Материал: игровое поле, картинки (сектора) со схемами.
Ход игры: воспитатель показывает детям круг, разделенный на сектора - "квартиры". И предлагает в каждую "квартиру" заселить из природного мира какую-либо часть: растения, животных (звери, птицы, рыбы, человека. Дети распределяют картинки с указанными изображениями по секторам. Далее воспитатель убирает одно из изображений и уточняет у детей, что произойдет с оставшимися живыми объектами на Земле при отсутствии спрятанного объекта. Например: если убрать растения, что произойдет с птицами, зверями и т. д. (доходят до человека). Изображение человека убирают из круга в последнюю очередь. Детей подводят к выводу : если человек исчезнет с Земли, то природа не погибнет, но если хотя бы один из других элементов живой природы исчезнет, может погибнуть и оставшийся мир, в том числе и человек. Все взаимосвязано в природе, и человек должен бережно относиться к окружающему миру. [3]
Игры на развитие чувственного восприятия (Работа анализаторов).
Цель этого блока игр:
Развивать чувственное восприятие, упражнять в восприятии и описании многообразия ощущений, выделять отдельные, определять анализатор, задействованный в этом виде восприятия, формировать навыки сенсорного обследования объектов материального мира.
"Мир звуков"
Материал: магнитофонная запись шума моря, леса и т. д.
Ход игры: предложить детям послушать запись. Дети вслушиваются в звуки, только затем высказываются о том, что они услышали, что почувствовали (вой ветра, шум листьев, пение птиц, жужжание пчел и т. д.).
Усложнение первого уровня - определить место, где можно услышать эти звуки.
Усложнение второго уровня - вычленить в многообразии звуков, какие воспроизводятся объектами живой природы. Какие - неживой. Есть ли там звуки "рукотворного" происхождения".
"Узнай по запаху".
Материал: объекты материального мира с ярко выраженным запахом (предметы парфюмерии, пряности, овощи, фрукты и т. д., шарфик или платок из непрозрачной ткани.
Ход игры: ребёнку завязывают глаза и предлагают по запаху определить, какой объект ему дали в руки. Затем описать характер своих обонятельных ощущений и положить этот объект на один из подносов по признаку "съедобное" или "несъедобное".
"Чудесный мешочек"
Материал: мешочек из непрозрачного материала, мелкие предметы (до 10 шт.)
Ход игры: на ощупь, не заглядывая в мешочек. Определить, что там спрятано, описать свои тактильные ощущения.
"Угадай, кто позвал"
Ход игры: водящий ребёнок становится спиной к группе детей. Один из детей окликает его по имени. Водящий должен отгадать, кто его окликнул.
Усложнение - игра "Колобок". Правила те же, но водящий принимает на себя роль Колобка, а тот, кто его окликает, может изменять тембр голоса. Разыгрывается следующий диалог: "Колобок, Колобок, я тебя съем!" "Не ешь, меня, Саша (Петя и т. д., я тебе песенку спою". [1]
"Волшебные звуки"
Материал: предметы, изготовленные из различных материалов (металл, стекло, дерево и т. д., непрозрачная ширма.
Ход игры: воспитатель за ширмой постукивает по одному из предметов деревянной палочкой, а дети должны определить материал, который издаёт подобный звук.
Усложнение первого уровня - не только определить материал, но и назвать как можно больше предметов из этого материала.
Усложнение второго уровня - назвать явления или объекты природного мира, которые издают звуки, схожие по звучанию с рукотворными материалами. Например: звон стекла - звон капели.
"Какой овощ, фрукт ты съел"
Материал: тарелочка с нарезанными кусочками фруктов и овощей.
Ход игры: ребёнок закрывает глаза. Взрослый кладёт ему в рот кусочек фрукта или овоща. Ребёнок должен определить по вкусу, чем его угостили.
Усложнение первого уровня - определить не только продукт, но и способ его обработки (сырой, вареный, солёный и пр.)
Усложнение второго уровня - назвать как можно больше других продуктов, вкус которых схож с тем, которым угостили.
Примечание: в качестве игрового материала используются любые предметные картинки, как специально изготовленные для использования в дошкольных учреждениях, так и вырезанные из старых иллюстраций и открыток. [7]
Методика рассматривания картин природоведческого содержания. (На основе методики И. Н. Мурашковской "картинка без запинки" и Т. А. Сидорчук "Обучение творческому рассказыванию по картине").
Одним из направлений экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста является рассматривание сюжетных картин природоведческого содержания.
Сюжетные картины природоведческого содержания, созданные специально для использования в детском саду имеют свою специфику:
• они близки пониманию и опыту детей,
• представляют собой доступную модель отражения действительности,
• в большинстве своём касаются вопросов природоохранной деятельности человека.
Сюда относятся картины для детского сада из серий "Домашние и дикие животные", "Наша Таня", "Времена года", "Мы играем" и некоторые другие.
Наиболее технологичной системой работы с сюжетной картиной на наш взгляд является методика И. Н. Мурашковской "Картинка без запинки", а также система тренингов, созданных на основе этой методики (Т. А. Сидорчук, А. В. Кузнецова). Этот подход не только позволяет помочь детям понять содержание картинки, но способствует формированию у них системного восприятия мира, упражнению в выведении причинно-следственных связей между природными объектами и явлениями, формированию навыков творческого рассказывания. [3]
Библиографический список
1. Ашиков, В. И. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. [Текст]/ В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова - М, 1997.
2. Ашиков, В. Природа, Творчество и Красота [Текст]// В. Ашиков, С. Ашикова. - Дошкольное воспитание, 2005.- N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54.
3. Бобылева, Л., Дупленко, О. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] // Л. Бобылева, О. Дупленко. - Дошкольное воспитание, 2005. - N 7. - с. 36-42.
4. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу. [Текст]/ А. И. Васильева. – М, 2002. – с. 56.
5. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст]// В. Зебзеева. - Дошкольное воспитание, 2004.- N 7. - с. 45-49.
6. Зерщиков, Т., Ярошевич, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст]// Т. Зерщиков, Т. Ярошевич. - Дошкольное воспитание. 2005. - N 7.
7. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]/ А. И. Иванова. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.