надежда пермякова
Круглый стол для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формирование у родителей культуры поощрения и наказания ребёнка в семье.
Задачи. - Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспита-ния детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказа-ний и поощрений, переосмыслить их.
- Повысить педагогическую культуру родителей посредством пополнения знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье.
Публикация «Круглый стол для родителей „Поощрение и наказание ребёнка в семье“» размещена в разделах
- Содействовать сплочению педагогического и родительского коллектива.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: плакаты с высказываниями, памятки родителям, ручки, листы бумаги
Ход третьего заседания
Педагог. Уважаемые мамы и папы, я очень рада нашей новой встрече! Сегодня мы с Вами попробуем задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощ-рений, переосмыслить их. Для начала давайте выясним, как мы для себя определяем понятия «поощрение и наказание».
Мнения родителей.
Педагог. Мне по душе ваши мнения. На самом деле, поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Поощрение вызывает у детей чувство удовлетворения и возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной смысл поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Мы с Вами уже говори-ли, что существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Хотелось бы услышать сейчас какие поощрения вы используете при воспитании детей.
Родители. Ласковый взгляд, одобряющий жест, доброе слово, похвала, подарок и т. д.
Педагог. Видите, как много способов показать свой взгляд к действиям наших детей. Поощрение ребёнка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.
Особенно важно поощрять ребёнка за умение самостоятельно, по своей инициативе находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. «Ты стал совсем взрослым, или же какой ты молодец и. т. д.» - эти слова очень важны для ребёнка.
Но не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребёнка.
Говоря о поощрении, хотелось бы дать вам, уважаемые родители, дать несколько полезных на мой взгляд, советов «Как поощрять ребёнка в се-мье»
- Как можно чаще улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и ко-гда делает уроки, и когда общается с вами.
- Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время выполнения какого – либо задания, а па-па одобрительно обнимет и пожмёт руку.
- Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его их принимать.
- Учите своего ребёнка быть благодарными за любые знаки внимания, прояв-ленные к нему.
- Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядиться, и обсудите это с ним.
Формы и методы поощрения многообразны и важно не повторяться при их выборе, т. к. привыкание к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка. А если очень прибегать к поощрениям, дети привыкают к ним, и они перестают служить стимулом личностного роста ребёнка. Всего должно быть в меру.
Если не существует идеальных людей, то это же касается и детей. Все дети - некоторые часто, а другие иногда – поступают не совсем так, как хоте-лось бы. Именно тогда возникает вопрос о том, как можно наказать ребёнка за проступок.
В процессе воспитания дисциплинированности нередко доводится при-бегать к наказаниям. Прошу Вас поделиться формами наказания, к которым Вы прибегаете в необходимых случаях.
Родители: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д.
Педагог. Уважаемые родители! Большое спасибо, что вы приняли участие в разговоре, поделились своим опытом. Из Ваших высказываний выясняется, что причиной наказания, как правило, является непослушание ребенка. Интересно то, что Вы применяете к своим детям те же наказания, которые, в свою очередь, применяли и к Вам Ваши родители. Это значит, что модель поведения закладывается именно в детстве и переносится затем во взрослую жизнь. Вероятно, вы замечали, что дети используют опыт воспитания своих родителей в играх и собственных суждениях? Важно учитывать это, наказы-вая своих детей. Замечательно, что к физическим наказаниям Вы почти не прибегаете. Ведь физическое наказание – это признание собственного бесси-лия. Огорчает ссылка «не хватает терпения» в общении с собственными деть-ми. Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка. Следует пом-нить, чем больше родители используют авторитарные методы воздействия, тем меньше это оказывает влияние на поведение детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.
Наказание не должны быть слишком частыми. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в пове-дении ребёнка и допускать безнаказанность. А. С. Макаренко правильно ука-зывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».
При применении наказания просто необходимо учитывать индивиду-альные особенности детей.
Особого внимания требуют дети легко возбудимые. Они нередко в от-ношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют дерзость, резкость, развязность. Запрещения и замечания взрослых не всегда положи-тельно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.
Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень восприимчив к справедли-вости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Главный метод вос-питания – убеждение. Этот метод можно применять в любом возрасте и в любых ситуациях к детям с разными характерами. В процессе разговора с ребенком необходимо сначала выяснить мотивы его поступка, а потом объяс-нить, как надо поступать правильно и обязательно аргументировать свои объяснения. С ребенком необходимо разговаривать спокойно, уверенно и твердо. Помните!
Главное правило в воспитании – это любовь и восприятие ребёнка как личности. Не забывайте, что ваша цель – воспитать человека. И самая благо-приятная атмосфера для этого – любящие родители и счастливая семья.
Педагог. А сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вам небольшую прак-тическую работу по составлению Памятки «Искусство наказывать и поощрять». Ваша задача, из набранного текста оставить только те высказывания, которые соответствуют теме практической работы и будут являться Вашими помощниками в воспитании.
Практическая работа.
Педагог. Уважаемые родители, сегодня мы рассмотрели такие методы воспитания, как поощрение и наказание. К сожалению, есть родители, которые в воспитании детей пользуются исключительно только ними. Эти родители, можно сказать, действуют методом «кнута и пряника», они не заставляют де-тей задумываться над смыслом своего поведения, а просто заставляют их подчиняться, слушаться или из страха перед наказанием, или из желания по-лучить вознаграждения. А этого, конечно, недостаточно. В дальнейшем мы поговорим с Вами о том, что воспитывать – значит обязательно предъявлять требования. Без требований нет воспитания. А время нашей встречи сегодня подходит к концу, поэтому предлагаю перейти к нашему ритуалу прощания «Свеча по кругу». Напомню, передавая свечу, постараемся ответить на во-просы друг друга. Например, «Что понравилось и запомнилось сегодня больше всего? Какие испытываете сейчас чувства? Как ваши чувства изменя-лись на протяжении встречи? О чём бы вы хотели услышать при следующей встрече» и т. д.
Памятка родителям
1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
2. Наказание не должно восприниматься ребёнком как месть или произ-вол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообща-ется спокойным тоном; при этом особо подчёркивается, что наказыва-ется поступок, а не личность.
3. После наказания проступок должен быть «предан забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и наказании.
4. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нерви-руют ребёнка, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение.
5. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заяв-ляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.
6. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.