Елена Лобынцева
«Последовательность овладения детьми с ФФН различными формами звукослогового анализа»
▼ Скачать + Заказать документы
Всю систему логопедической работы по освоению звуко-буквенного анализа можно условно разделить на два основных этапа:
1. Подготовительный этап.
Основными задачами подготовительной работы к овладению детьми навыками звуко-буквенного анализа и синтеза являются :
- развивать у детей фонематический слух;
- устранять ошибки, связанные с артикуляцией звуков;
-сформировать представления о конкретной фонеме, связанные с акустическими и артикуляционными ее особенностями;
- формировать процессы дифференциации звуков.
2. Основной этап.
Публикация «„Последовательность овладения детьми с ФФН различными формами звукослогового анализа“» размещена в разделах
А) подготовка к звуковому анализу и синтезу (предполагает различные операции на уровне предложения: определение количества слов и их порядка в предложении, составление схем предложения);
Б) звукобуквенный анализ и синтез, предполагающий операции на уровне звука.
А) На этом этапе идёт работа, направленная на формирование простейших операций по звуковому анализу. Необходимо начинать с выделения слова, как наиболее конкретизированной единицы речи. Далее вводится термин «предложение». Составленное предложение делится на слова. Составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами.
Б) Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа : умения определять количество звуков и слогов в слове; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.
а) отдельный звук и звук, выделенный из состава слова.
Прежде всего, мы должны научить детей слышать звуки нашей речи. Основной задачей становится формирования способа интонационного выделения звука в слове. Выделять гласные не составляет труда – они поддаются протяжному произнесению. Существует два приема выделения согласных звуков в слове : первый – длительное и протяжное произнесение заданного звука (мммак); второй – громкое и подчеркнутое произнесение звука (рыБка).
На этом этапе можно использовать упражнения в выделении заданного звука на слух и «на глаз». Упражнения первого вида хорошо известны. А суть выделения «на глаз» заключается в том, что логопед предлагает ученикам внимательно смотреть на его губы и попытаться понять, есть ли в артикулируемом слове заданный звук. Для этих упражнений используются губно-губные, губно-зубные согласные и гласные звуки (кроме ы, э). Произнося отдельные звуки речи, дети убеждаются в том, что они имеют разные артикуляционные образы. Воспроизводя отдельные звуки, дети определяют их акустическую и артикуляционную характеристики. По собственным ассоциациям ребенок описывает на что похож звук, отбирая необходимые символы. Так формируется чувственная основа понятия «звук речи».
б) определение порядка звуков в слове, схема слова.
Провести звуковой анализ слова – это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся. С этой целью используется картина-схема звукового состава слова. На ней изображается предмет, слово – название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове. Очень важно на этом этапе работы сформировать представление о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
Разработана определенная последовательность овладения детьми различными формами фонемного анализа :
- умение выделять начальный ударный гласный звук из начала слова;
- анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных звуков первого ряда;
- анализ и синтез обратного слога типа ГС;
- выделение ударного гласного из положения после согласного в словах типа СГС;
- выделение последнего звука из слов типа СГС;
- выделение первого согласного звука из слов;
- анализ и синтез прямых слогов типа СГ;
- анализ и синтез слов типа СГС.
Определение количества звуков в группе (каждый звук обозначается фишкой) :
- сравниваются один и два звука : а-ам, а-ма;
- анализируется группа из двух согласных тянущихся звуков в сравнении с первым из них: з-зн, м-мл;
- анализируется группа из трех далеких по артикуляции звуков, которые можно тянуть: ола, сом, шла, авн;
- в группу из трех звуков включается один краткий звук, стоящий в конце: ост, мак, унт;
- краткий звук включается в середину группы из трех звуков : аку, ицо, зда;
- краткий звук вводится в начало группы из трех звуков : там, кла.
Затем дети разбирают вначале трехзвуковые слова, потом четырех- и пятизвуковые.
Классическая последовательность усложнения структуры слов из четырех звуков :
- «лиса» (все звуки тянуться,
- «лапа» (второй согласный краткий,
- «кожа» (первый согласный краткий,
- «знай» (стечение согласных в начале слова, все звуки тянуться,
- «стан» (стечение согласных в начале слова, второй из них краткий,
остальные тянуться)
- «плен» (стечение согласных в начале слова, первый из них краткий,
остальные тянутся).
Далее стечение согласных перемещается в конец слова, которое начинается с тянущегося согласного, алгоритм структуры повторяется с пункта «знай» : «холм», «мост», «ветвь». Затем добавляется блок структур, начинающихся с кратного согласного:
- «пунш» (вначале кратный согласный, остальные звуки тянутся,
- «темп» (краткие согласные в начале и в конце слова,
- «кекс» (краткие согласные на первом и третьем месте).
Пятизначные слова аналогично разделены на 14 структурных групп.
в) гласные и согласные звуки.
На этом этапе дошкольников нужно познакомить с гласными и согласными звуками. С этого момента гласные звуки обозначаются красными фишками.
г) твердые и мягкие согласные звуки.
Выделение согласных звуков осуществляется по принципу сопоставления их пар (л-ль, р-рь, б-бь и т. д., твердых и мягких согласных. Дети дают им названия двух братцев. Поэтому им легко усвоить, что «старший братец» звучит твердо и называется твердым согласным звуком, а «младший братец» звучит мягко и называется мягким согласным. С этого момента твердые согласные обозначаются синими фишками, а мягкие согласные – зелеными. На занятиях по звуковой дифференциации мягких и твердых согласных можно подключить тактильный и зрительный анализаторы : в руки детям дают синий твердый кубик (твердый звук) и небольшую мягкую зеленую подушечку (мягкий звук). Вот теперь звуковая модель, представленная в цвете (красные, синие, зеленые фишки, отражает качественные характеристики звуков и дает детям наглядно воспринимать различные звуковые структуры.
д) глухие и звонкие согласные звуки.
На этом этапе объясняется разница между глухими и звонкими согласными звуками. При произнесении звонкого звука голос участвует в его образовании. А при глухом – нет. Можно попросить детей приложить к горлу ладонь. При произнесении звонких звуков чувствуется вибрация
(горлышко дрожит). А при произношении глухих звуков горлышко молчит.
Здесь также можно подключить дополнительные анализаторы. Детям предлагается две одинаковые закрытые емкости, наполненные различными «звонкими» и «глухими» материалами.
е) словесное ударение.
В процессе обучения звуковому анализу детям предлагается еще одна задача – определение словесного ударения и различение ударных и безударных гласных звуков. Когда мы произносим слово, то по одному гласному звуку мы как бы ударяем голосом как молотком. Это и есть ударный гласный звук.
Если изменить ударение в слове, то изменится смысл сказанного. Например, поменяй ударение в словах «кружки», «плачу», «мука» и посмотри, какие новые получились слова.
ж) слоги.
Неправильное слогоделение вредит чтению и письму. Поэтому необходимо учить детей правильно делить слова на слоги.
Детей знакомят, что слова состоят из частей, которые мы произносим попеременно то открывая, то закрывая рот. Эти частички называют слоги. В каждом слоге есть один гласный звук.
з) знакомство с буквами.
Здесь надо исключить смещение понятий звука и буквы. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Звук можно только произнести и услышать. Букву можно увидеть, прочитать и написать. Понятия “звук” и “буква” на первый взгляд весьма простые. И дети обычно бывают искренне убеждены в том, что они хорошо представляют себе эти понятия, в то время как на самом деле они не различают в своем сознании представления о звуке и букве, смешивают их, принимают графический язык за язык произносительный. А подобное смешение звука и буквы недопустимо.
Вся система работы по звуко-буквенному анализу проводится в русле общего речевого развития детей.