Папки-передвижки

Построение предметно-развивающей среды с учетом индивидуальных особенностей контингента воспитанников группы

Татьяна Анатольевна Петрова
Построение предметно-развивающей среды с учетом индивидуальных особенностей контингента воспитанников группы

Развитие дошкольников зависит от организации пространства, от размещения игрового, дидактического оборудования в развивающей среде. Построение предметно-развивающей среды должно осуществляться исходя из следующих особенностей :

1. Возраста детей;

2. Количественного состава мальчиков и девочек;

3. Психологической характеристики группы;

4. Уровня речевого развития детей;

5. Состояния здоровья воспитанников

Публикация «Построение предметно-развивающей среды с учетом индивидуальных особенностей контингента воспитанников группы» размещена в разделах

1. Возрастные особенности.

Безусловно, что предметно-развивающая среда в группах младшего возраста будет отличаться от среды групп старшего возраста. В группах детей младшего возраста предусматривается большое пространство для двигательной активности, в которое включено физкультурное оборудование, игрушки-качалки, каталки, игрушки-забавы. Должен имеется дидактический стол, где дети действуют с предметами, стол для игр с песком и водой, крупная бытовая мебель для игр с куклами, гардероб для дидактической куклы. В группах старшего дошкольного возраста предметно-развивающая среда должна быть ориентирована на поддержку способностей ребенка, его самореализацию.

2. Гендерные особенности.

Эти особенности необходимо учитывать при построении предметно-пространственной среды. В группах, где преобладает «мужской контингент», необходимы предметы-двигатели, дополнительное места для строительных игр, большее количество машин и игрушек-трансформеров, детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Для девочек следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам, большее количество кукол, колясок, предметов быта. Для развития творческого замысла в играх требуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики, ленточки.

3. Психологические особенности.

Учет психологических особенностей детей является важной составляющей при построении среды. Для гиперактивных детей в зоне настольно-печатных игр необходимо предусмотреть игры для снижения психоэмоционального напряжения и воспитания усидчивости : игры-шнуровки, паззлы, различные мозаики и т. п.

Для повышения самооценки, отработки навыков уверенного поведения у тревожных детей в театральном уголке необходимо наличие масок для проигрывания этюдов на имитацию страха, театров «Золотая рыбка», «Снегурочка», «Жар-птица» для сказкотерапии. Наличие разнообразных кукол для занятий с элементами куклотерапии позволяют детям удовлетворить свою потребность в желаемой для ребенка модели поведения.

Для преодоления застенчивости, замкнутости и нерешительности у застенчивых детей полезны такие игры как «В мире эмоций», «Угадай настроение» В уголке книги должны быть произведения о героях смелых и ловких.

Агрессивных детей необходимо обучать умению выражать свой гнев приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих. Для снятия уровня личной тревожности полезны занятия художественной деятельностью, поэтому в уголках необходимо достаточное количество разнообразных материалов для изобразительной деятельности. А в уголке по социально-коммуникативному развитию необходимо наличие фотоальбомов, отражающих различные эмоциональные состояния, а так же иллюстраций с проблемными ситуациями для придумывания историй и нахождение способов выхода из нее.

4. Речевое развитие.

Для коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи и общего недоразвития речи у воспитанников группы в зоне дидактических игр должны быть следующие пособия : комплексы «Артикуляторные сказки» и «Артикуляционная гимнастика», игры «Поймай звук», «Придумай слово, которое начинается со звука (А)», «Назови ласково», «Подбери признак», «Сосчитай», «Жадина», «Назови одним словом» и т. д, сюжетные картины, схемы-модели для развития связной речи.

При дизартрии для развития двигательной сферы в зоне «Здоровьесбережения» необходимы комплексы упражнений, регулирующих мышечный тонус, самомассажа, массажа карандашами, грецкими орехами, мячами, катушками, игры с прищепками.

Для постановки и развития навыков правильного дыхания используются различные предметные ресурсы (конфетти, бумажные кораблики, бабочки, птички, самолётики, шарики для пинг-понга, ватные шарики, мыльные пузыри, свечи и т. д.)

5. Состояние здоровья воспитанников.

При наличии в группе детей, имеющих заболевания органов зрения в зоне «Здоровьесбережения» необходимо иметь комплексы «Зрительной гимнастики», спортивный инвентарь для развития глазомера, точности движений, ориентировки в пространстве. При заболевании органов дыхания у воспитанников для повышения сопротивляемости детского организма болезням, предупреждения рецидивов должны быть комплексы «Дыхательной гимнастики» (игры для развития воздушной струи, конфетти, бумажные кораблики, бабочки, птички, самолётики, шарики для пинг-понга, ватные шарики, мыльные пузыри, свечи и т. д,«Дыхательной гимнастики по Стрельниковой», коррегирующие дорожки для закаливания.

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, деформация стопы, плоскостопие) должны быть комплексы «Оздоровительная гимнастика после сна», «Пальчиковая гимнастика», «Самомассаж»(массажные мячики, карандаши, грецкие орехи, различные коррегирующие дорожки, веревки, гимнастические палки. Для укрепления костно-мышечного аппарата, формирования правильной осанки необходимо наличие в спортивном уголке игр с элементами спортивных упражнений, таких как городки, бадминтон, настольный теннис, боулинг.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов необходимо обеспечить свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям для развития всех основных видов детской активности.

Таким образом, при построении предметно-развивающей среды необходимо учитывать все индивидуальные особенности контингента воспитанников группы.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Построение предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС» Понятия предметно – развивающая среда Термин «среда» рассматривается в 2-х значениях: макросреда, как общественно-экономическая.

Опыт работы «Построение предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» СОГЛАСНО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ утвержден приказом Министерства образования и.

Организация предметно-развивающей среды разновозрастной группы.Организация предметно-развивающей среды разновозрастной группы. Организация предметно-развивающей среды разновозрастной группы. Согласно годовому плану оснащения предметно-развивающей среды Детского сада.

Организация предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детейОрганизация предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей Именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС до Образовательная среда – часть совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития.

Особенности проектирования развивающей предметно — пространственной среды с учетом ФГОС дошкольного образования Мышкина Ирина Александровна Воспитатель МБДОУ д/с «Солнышко» Особенности проектирования развивающей предметно – пространственной среды с.

Построение предметно-развивающей среды для детей раннего возраста в соответствии с ФГОС до Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Жигунова Е. А., воспитатель группы раннего возраста, хочу поделиться своим опытом построения предметно-развивающей.

Построение предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОСПостроение предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОС Построение предметно-развивающей среды в старшей группе "Почемучки" в соответствии с ФГОС. МБДОУ № 104/СП г. Красноярск Воспитатель: Олимова.

Построение развивающей образовательной среды с учетом ФГОС в средней группе детского садаПостроение развивающей образовательной среды с учетом ФГОС в средней группе детского сада .

Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования Сообщение на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Слайд 2. Реальная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Построение предметно-развивающей среды с учетом индивидуальных особенностей контингента воспитанников группы
Опубликовано: 28 сентября 2016 в 18:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД