Папки-передвижки

Консультация «Потягушечки-порастушечки или как общаться с маленьким ребенком»

Татьяна Лукьянчук
Консультация «Потягушечки-порастушечки или как общаться с маленьким ребенком»

«Потягушечки-порастушечки или как общаться с маленьким ребенком»

Какое счастье быть мамой несмышленого карапуза! Многим женщинам выпало на долю это счастье, в котором необыкновенным образом сплетаются и радость материнства и тревоги, особенно, когда стала мамой впервые.

Многие мамы первенцев задаются вопросом: как общаться с ребенком, когда он совсем маленький? Я тоже пыталась найти ответ на этот вопрос. Вспоминаю себя мамой новорожденного малыша. Как хотелось быть хорошей мамой! С утра до позднего вечера хлопотала: готовила, кормила, стирала, гладила, убирала. Хотелось, чтобы все было идеально. К вечеру падала с ног от усталости, и было одно желание: добраться скорее до постели. А если еще и беспокойная ночь выпадала (сын часто плакал, наверное, у него болел животик, то в этой ситуации просто хоть караул кричи. Тут уж не до игр.

Публикация «Консультация „Потягушечки-порастушечки или как общаться с маленьким ребенком“» размещена в разделах

Проходило время, все понемногу налаживалось: часть забот взял на себя муж, помогала свекровь. И вот пришло время для вопросов. А так ли уж важно создать вокруг ребенка стерильную чистоту, но не иметь времени на общение с ним? И вообще, как лучше общаться с малышом? Что ему нужно от мамы, кроме удовлетворения насущных потребностей в еде, чистоте, здоровом сне?

Некоторые ответы подсказала моя бабушка, мамина мама, когда мы приехали летом в деревню к ней погостить. Было удивительно приятно наблюдать, как она легко управляется с малышом, как разговаривает с ним: как будто он все понимает. Неудивительно, ведь бабушка вырастила четверых детей, да еще в такое тяжелое послевоенное время. Бабушка гладила тело правнучка и при этом приговаривала: «Потягушечки, порастушечки…». И вот казалось, сын сам вытягивает вверх свои ручонки, чтобы показать, какой он уже большой, при этом так весело смеется!

А еще бабушка пела малышу перед сном. Сначала – колыбельные песенки («Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…», «Люли-люли-люли, полетели куры…») и много других простых народных песен, а потом пела свои, военные… Артемка так внимательно слушал и под бабушкин голос незаметно сладко засыпал. Вспоминаю, как сын младенцем любил слушать разные звуки. Он мог уснуть под звук шуршания целлофановых пакетов, когда я перекладывала одежду в шкафу, под монотонное похлопывание ладонью по детской кроватке, под негромкий разговор в детской, напевание повторяющейся мелодии).

После летней поездки в деревню что-то изменилось в моем материнском восприятии. Я настолько прониклась душой к этим простым незатейливым словам народных песенок, пестушек, потешек, что стала собирать эти образцы и потом предлагать мамам и детям. Когда родилась дочка, то я уже знала, как мне общаться с малышкой, как с помощью игр развивать ребенка и в то же время поддерживать с ним эмоциональную связь. В этом мне помогла народная мудрость.

Теперь, когда мои дети выросли, я использую образцы народного игрового творчества в своей работе с маленькими детьми, которые приходят в наш детский сад. Работая психологом, зная механизмы развития детской психики, я понимаю, почему малыши так эмоционально реагируют на магические слова пестушек. Дело в том, что маленькие дети первые месяцы и даже годы своей жизни воспринимают окружающий мир, в основном, через телесные ощущения. А народные игры, основанные на манипуляциях с телом ребенка, не только удовлетворяют его потребность в ощущениях, но и передают малышу на эмоциональном уровне информацию о том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

В народных телесно-ориентированных играх в образной, лаконичной, такой доступной детскому пониманию форме собран многовековой опыт наших предков, рожденный не столько из знаний, сколько наблюдений за маленькими детьми, из практики общения с малышами любящих родителей. Отшлифованный столетиями, опыт сохранил образцы народного творчества, которые как нельзя лучше влияют на детское мировосприятие, способны вызывать эмоциональный отклик даже у самых маленьких детей. Народные игры развивают восприятие, общую и мелкую моторику ребенка, активизируют все психические процессы: внимание, память, мышление и речь. А образные, эмоционально насыщенные слова пестушек и потешек также способствуют развитию воображения и абстрактного мышления.

Но главное достижение заключается в том, что эти игры могут помочь наладить близкий контакт взрослого и малыша. Игры способны поддерживать эмоциональную связь мамы со своим ребенком – ту невидимую нить, которая связывает два любящих сердца, которая будет давать жизненную силу и уверенность, что все в этой жизни сложится хорошо. Так у маленького человека появляется доверие к миру, вера в свои силы, желание познавать этот прекрасный мир и каждый день делать новые открытия. Поэтому мне хочется поделиться этим народным «богатством» -находками мам прошлого с современными родителями для того, чтобы они нашли путь к сердцу своего сына или доченьки.

Народные потешки, пестушки

1) Игры, в которые можно играть, когда ребенок только проснулся, потягивается. Они сопровождаются приговорами и поглаживанием ребенка в соответствии со словами пестушки:

1. «Потягунюшки, порастунюшки…»

Потягунюшки, порастунюшки, поглаживают тело ребенка сверху

вниз от плечиков до ножек

Поперек толстунюшки, поглаживают животик

А в ножки – ходунюшки, поглаживают ножки

А в ручках – хватунюшки, поглаживают ручки

А в роток – говорок, дотрагиваются до ротика

А в головку разумок. поглаживают головку.

2. «Потягуни-потягушечки»

Потягуни-потягушечки поглаживают тело ребенка снизу

вверх от ножек до макушки

От носочков до макушечки.

Мы потянемся-потянемся, берут ручки ребенка и слегка

потягивают их вверх

Маленькими не останемся,

Вот уже растем-растем-растем.

3. «Мешу, мешу тесто…»

(держат ручки ребенка в руках, имитируют действия в соответствии со словами пестушки)

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Головоньку – валяй, валяй! (положив ладони на ушки ребенка, слегка

покачивают головку влево-вправо)

2) Игры, в которые можно играть, когда ребенок бодрствует, в промежутках между сном и кормлением (необходимо, чтобы прошло время после кормления)

Играют с ребенком, подбрасывая его на коленях, а затем делают вид, что роняют:

4. «На молоденькой лошадке…»

На молоденькой лошадке –

Трюх-трюх-трюх!

А на старой да на кляче –

Бух!

5. «Еду-еду…»

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке, в красной шапке.

По ровной дорожке

На одной ножке.

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг… в яму –

Бух!

6. «Поехали, поехали…»

Поехали, поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскочку

По кочкам, по кочкам –

Бултых в ямку!

7. «Хорошая дорога»

Хорошая дорога,

Хорошая дорога,

Вот стала что-то хуже,

Вот стала что-то хуже,

Шаляет, валяет,

Шаляет, валяет,

На мостике, под мостиком,

На мостике, под мостиком –

Бух в ямку!

8. «Тушки-тутушки…»

Тушки-тутушки!

Сели на подушки.

Пришли подружки,

Столкнули с подушки.

Играют с ребенком, слегка подбрасывают вверх, приговаривают:

9. «Трушки-потрушки…»

Трушки-потрушки,

Пекла баба ватрушки,

Ватрушечки,

Колобушечки.

10. «Чук-чук…»

Чук-чук-чук-чук,

Наловил дед щук,

Баба рыбу пекла,

Сковородка утекла.

Слова сопровождаются движением рук:

11. «Лунь»

Лунь плывет, лунь плывет…

Галки летят, галки летят!

12. «Гуси-лебеди»

Гуси летели, лебеди летели,

Гуси летели, лебеди летели…

13. «Уты, уты полетели…»

Уты, уты полетели,

На головку сели.

Сели, сели, посидели

Да опять полетели.

Уты, уты, уты…

Ребенка легонько пошлепывают по подошвам ножек:

14. «Куй, куй, ковалек…»

Куй, куй, ковалек,

Подкуй чеботок:

На маленьку ножку

Золоту подковку.

Подай молоток

Подковать чеботок.

15а. «Кую, кую ножку…» (бел.)

Кую, кую ножку,

Паеду у дарожку,

Дарожка крывая,

Кабылка храмая.

Паехалi, паехалi

I y ямку – бух – звалiлiся… (наклоняют ребенка, делают вид, что роняют)

15. б. «Кую, кую ножку…» (рус.)

Кую, кую ножку,

Поеду в дорожку,

Дорожка кривая,

Кобылка хромая.

Поехали, поехали

I в ямку – бух – свалились (наклоняют ребенка, делают вид, что роняют)

Постукивают кулачками друг о друга:

16. «Вьюшки»

Вьюшки, вьюшки,

Вьюшки вью,

Колотушки колочу,

Приколачиваю.

Учат ходить, бегать:

17. «Большие ноги»

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Учат прыгать

18. «Скок-поскок…» (ставят ребенка себе на колени, приподнимают его и опускают так, чтобы ребенок отталкивался от колен и подпрыгивал)

Скок-поскок,

Сколочу мосток.

Серебром замощу.

Всех ребят пущу.

19. «Скок-скок-паскок…» (бел.)

Скок-скок-паскок,

Маладзенькi драздок

Па вадзiчку пайшоу,

Маладзiчку знайшоу.

Говорят перед едой:

20. «Пришел кисель…»

Пришел кисель,

На залавочке присел,

На залавочке присел,

Поесть деткам велел.

21. «Травка-муравка»

Травка-муравка

Со сна поднялась,

Птица-синица

За зерно взялась,

Зайки – за капустку,

Мышки – за корку,

Детки – за молоко.

22 а. «Коцiк» (бел.)

Пайшоу коцiк на таржок,

Купiу коцiк пiражок.

Цi самому з,есцi?

Цi дзiцятку знесцi?

Я раз сам укушу

И дзiцятку аднясу.

22. б. «Котик» (рус.)

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть?

Или деткам снесть?

Я и сам укушу,

Да и деткам отнесу.

При ушибе и боли (поглаживая больное место) :

23. «У лисы…»

У лисы боли,

У волка боли,

У Ванюши боль

На березоньку в лес улети.

24. «У сороки…»

У сороки заболи,

У вороны заболи,

У галки заболи,

А у Катеньки заживи!

При умывании:

25. «Водичка, водичка…»

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Играют в ладушки и произносят нараспев:

26. «Ладушки» (1)

-- Ладушки-ладушки,

Где были? – У бабушки.

-- Что ели? – Кашку.

-- Что пили? – Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели –

На головку сели,

Ладушки запели.

27. «Ладушки» (2)

-- Ладушки-ладушки,

Где были? – У бабушки.

-- Что делали? – Кросна ткали.

-- Что заробили? – Кусок сала.

-- А где сало? – Кошка съела.

-- А где кошка? – Под печь убежала.

28. «Ладушки» (3)

Ладушки-ладушки,

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два.

Хороши оладушки у нашей бабушки!

Пальчиковые игры

Взрослые водят указательным пальцем по ладошке ребенка, перебирают пальчики и произносят слова:

29. «Сорока-ворона»

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Ты в лес не ходил,

Дров не рубил,

Воды не носил,

Печь не топил,

Каши не варил –

Нет тебе ничего!

30. «Сорока»

Сорока, сорока,

Сорока-белобока,

Кашку варила,

Гостей скликала,

На порог скакала,

Гостей смотрела.

Гости услыхали,

Быть обещали.

Гости – на двор,

Кашицу – на стол.

Этому дала на блюдечке,

Этому – на тарелочке,

Этому – на ложечке,

Этому – поскребушки,

А этому – нет ничего.

Шувы! Полетели,

На головушку сели.

31. «Пальчик-мальчик»

-- Пальчик-мальчик,

Где ты был?

-- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем песни пел,

С этим братцем

Кашу ел.

32. «Большаку дрова рубить…»

Большаку дрова рубить (массируют большой палец,

А тебе воды носить (указательный,

А тебе печи топить (средний,

А тебе кашу варить (безымянный,

А малышке песни петь (мизинец)

Песни петь да плясать.

Родных братьев потешать.

33. «Коза»

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет –

Того забодает, забодает!

Играя, шутливо треплют ребенка по носу

34. «Чей нос?»

-- Чей нос? – Мокеев.

-- Куда едешь? – В Киев.

-- Что везешь? – Рожь.

-- Что возьмешь? – Грош.

-- Что купишь? – Калач.

-- С кем съешь? – Один.

-- Не ешь один! Не ешь один!

35. «Кисонька-мурысонька»

-- Кисонька-мурысонька,

Где ты была? – На мельнице.

-- Кисонька-мурысонька,

Что там делала? – Муку молола.

-- Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла? – Прянички.

-- Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела? – Одна.

-- Не ешь одна! Не ешь одна!

Играя, слегка постукивают ребенка по спине :

36. «Идет бай по стене»

Идет бай по стене,

Несет лапти на спине

К детенкам по избенкам,

Дарить по лаптенкам.

Публикации по теме:

Консультация «Как хранить LEGO в доме с маленьким ребенком» Как хранить LEGO в доме с маленьким ребенком. Смирнова Наталия Евгеньевна, воспитатель МКДОУ детский сад №1 «Сказка». Как хранить.

Консультация «Как научить ребенка общаться?» Как научит ребенка общаться? Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения с другими детьми, вел себя спокойно и с достоинством,.

Консультация «Как общаться с ребенком, чтобы предупредить формирование и развитие девиантного поведения» Памятка родителям как общаться с ребёнком, чтобы предупредить формирование и развитие девиантного поведения. В словаре – справочнике по.

Консультация «Как общаться с ребёнком 10–11 лет» Как общаться с ребёнком 10-11 лет О десятилетнем ребенке можно уже с уверенностью сказать, что он действительно взрослый. Приближается.

Консультация «Как общаться с родителями?» Всем нам порой не хватает поддержки от наших самых близких людей – родителей. Кажется, что они совсем нас не понимают и не слышат. Из-за.

Как правильно общаться с ребенком. Памятка для ответственных родителей Как правильно общаться с ребенком (памятка для ответственных родителей) ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА БЕЗУСЛОВНО! (главное правило) Правило.

Конспект занятия-практикума с родителями детей дошкольного возраста «Умеете ли вы общаться с ребенком?» Умеете ли вы общаться с ребёнком? Добрый вечер, уважаемые родители. Я очень рада видеть Вас сегодня здесь и благодарна Вам за то, что вы.

Консультация для родителей «Как вести себя с маленьким упрямцем» Консультация для родителей «Как вести себя с маленьким упрямцем» Как надо вести себя родителям с маленьким упрямцем Обвиняя своего ребенка.

Консультация «Учим ребёнка общаться» Консультация для родителей «Учим ребенка общаться» Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с.

Консультация «Общаться с ребенком» В современном мире существует много разных актуальных проблем. И одна из них – это проблема «Как общаться с ребенком?» Проблема эта начинает.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Потягушечки-порастушечки или как общаться с маленьким ребенком»
Опубликовано: 27 мая 2019 в 19:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД