Кырмызы Николаева
«Приключения зайчонка Ушастика». Конспект НОД по ОО «Познание» (Формирование целостной картины мира) в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа : старшая группа
Тема: «Приключения зайчонка Ушастика»
Цель: формирование у детей элементарных представлений о жизни животных пустыни и Севера.
Интеграция образовательных областей: «Познание» («Формирование целостной картины мира»)
Публикация «„Приключения зайчонка Ушастика“, Конспект НОД по ОО „Познание“ (Формирование целостной картины мира) в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Интегрируемые области: ««Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Здоровье»,
«Музыка».
Задачи:
• уточнять представления детей о животных пустыни и Севера, их внешнем виде, характерных особенностях;
• расширять представления детей о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
• развивать умение детей поддерживать беседу, понимать поставленную задачу, интерес к познавательной деятельности;
• побуждать детей использовать свои познания и представления о животных в художественно – творческой деятельности;
• воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к окружающему миру.
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.
Методы и приё мы:
Наглядные: показ, демонстрация.
Игровые: игровая ситуация, дидактическая игра, физминутки.
Словесные: беседа, вопросы – ответы.
Формы организации : групповая, подгрупповая.
Средства обучения:
Демонстрационный материал: игрушка – заяц, предметные картинки по теме : «Дикие животные», глобус, макеты: «Пустыня», «Север», ёмкость с водой, масло растительное, салфетка.
Раздаточный материал: контейнеры с песком, карандаши с приклеенными с одной стороны крышками от пластиковых бутылок, листы бумаги, трафареты животных, деревьев, клей, кисточки для клея, нитки.
Предварительная работа:
• рассматривание картинок, иллюстраций книг, журналов с изображением животных разных стран;
• беседы о животных разных стран;
• дидактические игры: «Кто где живёт?», «Кто что ест?»;
• отгадывание загадок о животных;
• рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.
Индивидуальная работа: учить детей назвать особенности климата пустыни, Севера.
Словарная работа: глобус, пустыня, Север, верблюд, белый медведь, тюлень.
Ход НОД:
1ч. Д/ игра: «Прятки». Игровой момент с игрушкой – зайцем.
В. – Ребята, вы любите играть в «Прятки»?
Д. – Да, любим.
В. – Я предлагаю поиграть в эту игру с животными.
Воспитатель показывает детям части предметных картинок из серии «Дикие животные» и задаё т вопросы:
- Чьи это уши?
- Чей это хвост?
- Чьи лапы? и т. д.
В. - Ребята, скажите, чьи это ушки?
Д. – Это заячьи уши.
В. – Вы узнали, кто это?
Д. – Это наш зайчонок Ушастик.
В. – Ребята, нашему знакомому зайчонку Ушастику надоело сидеть на полке, вот и он решил отправиться в путешествие. Вы поможете ему в этом?
Д. – Да.
2 ч. Создание проблемной ситуации. Беседа о глобусе.
В. – Ребята, Ушастик решил найти свою Родину, место, где ему жилось бы хорошо. Но он совсем не знает, где его Родина. Вы готовы помочь Ушастику?
В. – Что можно было бы сделать Ушастику перед тем как отправиться в путешествие?
Д. – Можно было бы нарисовать план – карту путешествия.
В. – Но Ушастик совсем не умеет рисовать. Скажите Ушастику, что помогает путешественникам в выборе маршрута путешествия?
Д. – Карта мира.
В. – Но карты мира у нас тоже нет. Давайте поможем Ушастику и предложим нужный ему предмет. Для этого послушайте и отгадайте загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит- вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
В. - Что это за предмет?
Д. – Это глобус.
В. – Ребята, расскажите Ушастику, что изображено на глобусе разными цветами?
Д. - Синим цветом – океаны, моря; зелёным – леса; коричневым – горы; белым – снега и льды; жёлтым – пески.
В. – Куда же ты хочешь отправиться, Ушастик?
У. – Хочу отправиться туда, где всегда бывает жарко!
В. – Ребята, а где всегда жарко?
Д. – В Африке, в пустыне.
В. – Ну, что же, давайте покрутим глобус и скажем волшебные слова:
Шар наш голубой, крутись!
Ушастик, в пустыне очутись!
3. Работа с макетом «Пустыня».
В. – Ребята, вот зайчонок очутился в самом жарком месте – пустыне. Давайте совершим с Ушастиком небольшую прогулку по пустыне. Пустыня – от слова «пусто», «пустынно».
В. – Скажите, ребята, какого цвета пустыня?
Д. – Жёлтого, светло – коричневого.
В. – В пустыне солнце не просто светит, оно обжигает всё вокруг своими палящими лучами. В пустыне дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.
В. – Ребята, Ушастик проголодался и хочет найти себе корм в пустыне. Удастся ли зайчонку подкрепиться в пустыне?
Д. – Нет. Потому что в пустыне нет зелёных растений, деревьев.
В. – Ребята, как вы думаете, почему в пустыне нет растений?
Д. – Растения не могут расти, их сжигает солнце, потому что нет воды.
В. – Да, ребята, здесь, в пустыне можно увидеть только кактусы, колючки.
В. – Ребята, Ушастик захотел попить воды. Найдёт ли он её в пустыне?
Д. – Нет, в пустыне нет воды.
В. – А могут ли жить в пустыне животные?
Д. - Да.
В. – Ребята, совсем загрустил наш Ушастик, но вдруг он увидел каких – то необычных животных. Помогите Ушастику отгадать загадку и назвать животных.
Корабль пустыни идёт по песку,
Воды по бутыли в каждом горбу.
Колючки ему на обед подают,
Везёт в караванах товары … (верблюд).
В. – Ребята, верблюдов называют «кораблями» пустыни, потому что верблюды движутся плавно и медленно, как корабли. Скажите, ребята, как же верблюды обходятся без еды и воды в пустыне?
Д. – У верблюдов в горбах есть запасы еды и воды.
В. – Правильно, ребята, верблюды – очень выносливые животные, и могут по нескольку дней обходиться без еды и воды.
В. – Ребята, а как же верблюды спасаются от жаркого солнца?
Д. – У них густая длинная шерсть.
В. – Ребята, песок в пустыне горячий. Как же верблюды идут по горячему песку и не обжигают себе ноги?
Д. – У них твёрдые копыта.
В. - Верблюдам приходится проходить огромные расстояния по песку. Как вы думаете, удобно ли верблюдам ходить по песку?
Д. – Да, у них широкие большие копыта.
В. – Давайте и мы с вами совершим прогулку по пустыне. Пододвиньте к себе контейнеры с песком и возьмите в руки карандаши. Представьте себе, что мы хотим пройти по песку в туфлях на тонких каблучках. Каблучки – это острая сторона карандаша. Пройдите на каблучках по песку. Что происходит с каблучками?
Д. – Каблучки проваливаются в песок.
В. – Удобно ли ходить по пустыне в такой обуви?
Д. – Нет.
В. – А теперь представьте себе, что у вас на ногах ботинки на толстой прочной подошве. У нас это крышечка, приклеенная к другой стороне карандаша. Пройдите в ботинках по песку. Удобно ли вам идти в такой обуви?
Д. – Да, потому что подошва широкая и не проваливается в песок.
В. – Ребята, удобно ли будет Ушастику бегать и прыгать по песку?
Д. – Нет, потому что у него тонкие лапы.
В. – Ребята, скажите, сможет ли жить в пустыне зайчонок Ушастик?
Д. – Нет.
В. – Да, ребята, Ушастику совсем не понравилось в пустыне и он решил отправиться туда, где всегда холодно. Скажите, ребята, где круглый год холод, снег и лёд?
Д. – На Севере, на Северном полюсе.
4 ч. Физминутка: «О Севере».
В. – Ребята, давайте сначала расскажем Ушастику про Север.
Дуют ветры ледяные,
Горы снежные, крутые,
Там о лете не слыхали,
Там согреешься едва ли.
Он не мал и не велик,
Этот снежный материк.
5 ч. Работа с глобусом и макетом «Север».
В. – Ребята, покажите Ушастику на глобусе, где Север и каким цветом он показан на глобусе?
Д. – Он показан белым цветом. Дети показывают на глобусе Северный полюс.
В. – Ребята, давайте скажем волшебные слова:
Шар наш голубой, крутись!
Ушастик, на Севере очутись!
В. – Вот Ушастик и оказался на Северном полюсе. Север – это царство снега и льда. Здесь, на Севере очень суровый, холодный климат. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой, и летом. Кажется, что на Севере совсем не может быть животных, но вот Ушастик увидел кого – то. Послушайте про них загадку:
Среди снегов и льда он не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет,
Густая, белая шерсть его спасает,
От морозов согревает.
В. – Кто это?
Д. – Белый медведь.
В. – Ребята, как вы услышали, белые медведи питаются рыбой, хорошо плавают и ныряют. Вот медведь уже вылез из воды и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги воды. Ребята, как белый медведь не покрывается льдом на таком морозе? Ведь он может замёрзнуть и заболеть? Давайте проведём опыт.
Воспитатель приглашает нескольких детей для проведения опыта. Дети вначале опускают руки в воду и замечают, что руки стали мокрыми и капли воды стекают с них.
В. – Ребята, если бы сейчас мы оказались на морозе, руки покрылись бы корочкой льда, можно было бы заболеть даже. А теперь я предлагаю вам вытереть руки насухо полотенцем и смазать руки маслом. Теперь снова опустите руки в воду. Что вы заметили?
Д. – Вода собралась капельками и рука не намокла. Вот и у белых медведей шерсть пропитана специальным маслом, которое помогает медведю не намокнуть и остаться сухим.
В. – Ребята, как вы думаете, Ушастик смог бы выжить на Севере?
Д. – Нет. Он не найдёт себе корм на Севере.
В. – Да, ребята, Ушастику совсем не понравилось на Севере, и он не хочет здесь больше оставаться. Ребята, давайте скажем волшебные слова и поможем Ушастику снова вернуться в детский сад:
Шар наш голубой, крутись!
Ушастик, снова в детский сад вернись!
В. - Ребята, скажите Ушастику, где же его Родина, где он сможет обитать?
Д. – В лесу.
В. – Правильно, ребята, зайцы живут в лесу. Скажите, почему зайцам хорошо в лесу?
Д. - Они там могут поесть травку, листочки, погрызть кору деревьев.
В. – Ребята, Ушастик не знает, что такое лес и кто в нём ещё живёт. Давайте расскажем Ушастику об этом.
6 ч. Игра: «Звериная зарядка».
Раз – присядка, два – прыжок –
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть,
И тихонечко подпрыгнуть!
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало,
Начинает всё сначала!
7 ч. Аппликация «Звери в лесу».
Во время выполнения детьми аппликации звучит песня: «Колыбельная Умке».
В. – Ребята, сейчас мы покажем Ушастику как выглядит лес, и кто ещё в лесу живёт. Для этого мы с вами сделаем аппликацию.
В. – Ребята, вы и раньше выполняли аппликацию животных из бумаги, а сегодня я попрошу вас выполнить аппликацию при помощи трафаретов животных и мелко нарезанной пряжи, ниток. На листе бумаги сначала необходимо обвести карандашом трафарет животного, затем нанести клей, взять нитки и начать приклеивать их по контуру. Будьте внимательны, выберите понравившийся вам трафарет животного, подумайте, какого цвета нитки вам будут нужны для работы. Помните, что вы должны осторожно обращаться с карандашом и кисточкой для клея.
8 ч. Итог НОД.
В. – Ребята, у нас получился чудесный лес с деревьями и зверями. Ушастику он очень понравился и он согласился бы в нём жить.
В. – Ребята, Ушастик благодарит за чудесное путешествие, которое мы ему устроили и дарит вам всем медали путешественника.
В. – Чем мы сегодня занимались и что вам больше всего понравилось?
В. – Ребята, послушайте стихотворение:
Дикие животные с человеком не живут,
Постоянной помощи от него не ждут!
А живут они в лесах, на горах, в лугах, степях,
На воде и под водой, в небесах и под землёй.
Сами пищу добывают, сами деток охраняют,
Строят прочное жилище, место сбора сами ищут.
Тигры, волки и слоны, зайцы, кабаны, киты,
Лисы, буйволы, медведи, грифы, совы и орлы –
Всех их не пересчитать, обо всех не рассказать!
По своим живут законам, их всем людям надо знать!
Чтобы не вредить животным – их повсюду охранять!