«Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ»

Татьяна Арбатская
«Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ»

Современное общество предъяляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к его первой ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одаренных, гениальных детей, а целеноправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательных задач.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

Целью использования ТРИЗ- технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Применение ТРИЗ позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков.

Также ТРИЗ- технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь.

В арсенале ТРИЗ- технологии существует множество методов:

- метод мозгового штурма;

- метод католога;

- мышление по аналогии;

- метод ММЧ;

- метод фокальных данных и др.

Свою работу по применению ТРИЗ- технологии начала с изучения литературы, оформила картотеку методов и игр ТРИЗ, пополнила методическую крпилку: сказками ТРИЗ, притчами ТРИЗ, конспектами занятий с использованием ТРИЗ, консультациями, изготовила пособия-игры ТРИЗ.

В своей работе я использую метод ММЧ, который я применяю в образовательной деятельности по ознакомлению с оукружающим.

Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Этот метод развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.

С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое (опыты «Таение льда», «Испарение воды», «Замерзание воды» и др.). Вместе с детьми мы проводили, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы (опыты «Новый цвет», «Свойства воды», «Что такое ветер?», «Свойства различных материалов»).

Также применяю метод мозгового штурма. Достоинства этого метода в том, что его можно использовать ежедневно и не требует предварительной подготовки.

Вот несколько тем, которые мы рассмотрели с детьми в утренние и вечерние часы, во время НОД:

- Чем можно рисовать на асфальте?

- Что будет, если исчезнут все птицы?

- Как обогреть людей на улицах в мороз?

- Куда я спрятал конфету? И др.

Этот метод позволяет научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться, способствует поднятию статуса робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным.

Использую и сказки ТРИЗ:

«Непослушный песок», «Львенок учится плавать», «Как сделать ветер?», «Лужа», «Жаркий день» и др.

Проводила и занятия с использование ТРИЗ: «Путешествие на воздушном шаре», «Осень», «Наши четвероногие друзья» и др.

Очень нравятся детям такие игры, как:

- «Маша-растеряша»;

- «Теремок»;

- «Да – нетки»;

- «Чем был – чем стал»;

- «Хорошо – плохо»;

- «Перевирание сказок»;

- «Что умеет делать?»;

- «Мои рузья»;

- «Все в мире перепуталось» и др.

Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребенка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас.

Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Ззанятия с использованием приемов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.

Прикреплённые файлы:

triz-tehnologija_koc4f.ppt | 20125 Кб | Скачан: 23
 
Публикации по теме:

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников с учетом требований ФГОС ДО Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников с учетом требований ФГОС ДО Согласно Федеральному государственному образовательному.

НОД по познавательно — исследовательскому развитию (Конструирование) «Путешествие в Африку» с использованием ТРИЗ –технологии Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию (Конструирование) «Путешествие в Африку» с использованием ТРИЗ –технологии.

Перспективный план работы с педагогами по применению ТРИЗ технологии в воспитании дошкольников Перспективный план работы с педагогами по применению ТРИЗ технологии в воспитании дошкольников Сроки Активные формы Цель Наглядная информация.

Перспективный план работы с родителями по применению ТРИЗ технологии в воспитании дошкольников Перспективный план работы с родителями по применению ТРИЗ технологии в воспитании дошкольников Сроки Активные формы Наглядная информация.

Познавательно-речевое развлечение с элементами ОТСМ-ТРИЗ во второй младшей группе (3–4 года) «Домашние птицы» Конспект занятия Познавательно – речевое с элементами ОТСМ – ТРИЗ Во второй младшей группе (3-4 года) «Домашние птицы» Воспитатель: МАДОУ.

Познавательно-речевое развитие детей среднего дошкольного возраста Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием технологии ТРИЗПознавательно-речевое развитие дошкольников с использованием технологии ТРИЗ ТЕМА: Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием технологии ТРИЗ Воспитатель: Прутьян Ольга Владимировна Хулимсунт, 2017.

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности. Развитие познавательно - речевой.

Развитие познавательных процессов дошкольника средствами опытно-эксперим-ой деятельности с использованием технологии «ТРИЗ» «Развитие познавательных процессов старшего дошкольника средствами опытно-экспериментальной деятельности с использованием технологии ТРИЗ»[/h4].

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ У ребенка к трем годам развивается репродуктивное воображение – способность представить то, что бывает в мире. Творческое воображение –.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Обучение грамоте
  • Транспорт
Автор публикации:
«Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ»
Опубликовано: 7 мая 2017 в 15:15
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Развивающие игры с платком для детей 2–3 лет
Игра «На ветерок» Дети становятся в круг и берутся за края платка поднимая его в верх и плавно опуская в низ, при этом педагог приговаривает "Дует, дует...
Сценарий праздника «Барыня — Капуста»
Сценарий праздника "Барыня - Капуста" В зале за заборчиком организован мини огород с готовыми овощами, разложенных по «грядкам» , коробочки с низкими...
Консультация для родителей «Режим будущего школьника»
Консультации для родителей «Режим будущего школьника» Материал подготовили: Быковская О. В, Комарова Р. А. Еще немного - и Ваш ребенок станет...