Татьяна Арбатская
«Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество предъяляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к его первой ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одаренных, гениальных детей, а целеноправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира.
Публикация «„Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательных задач.
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Применение ТРИЗ позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков.
Также ТРИЗ-технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь.
В арсенале ТРИЗ-технологии существует множество методов:
- метод мозгового штурма;
- метод католога;
- мышление по аналогии;
- метод ММЧ;
- метод фокальных данных и др.
Свою работу по применению ТРИЗ-технологии начала с изучения литературы, оформила картотеку методов и игр ТРИЗ, пополнила методическую крпилку: сказками ТРИЗ, притчами ТРИЗ, конспектами занятий с использованием ТРИЗ, консультациями, изготовила пособия-игры ТРИЗ.
В своей работе я использую метод ММЧ, который я применяю в образовательной деятельности по ознакомлению с оукружающим.
Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Этот метод развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.
С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое (опыты «Таение льда», «Испарение воды», «Замерзание воды» и др.). Вместе с детьми мы проводили, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы (опыты «Новый цвет», «Свойства воды», «Что такое ветер?», «Свойства различных материалов»).
Также применяю метод мозгового штурма. Достоинства этого метода в том, что его можно использовать ежедневно и не требует предварительной подготовки.
Вот несколько тем, которые мы рассмотрели с детьми в утренние и вечерние часы, во время НОД:
- Чем можно рисовать на асфальте?
- Что будет, если исчезнут все птицы?
- Как обогреть людей на улицах в мороз?
- Куда я спрятал конфету? И др.
Этот метод позволяет научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться, способствует поднятию статуса робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным.
Использую и сказки ТРИЗ :
«Непослушный песок», «Львенок учится плавать», «Как сделать ветер?», «Лужа», «Жаркий день» и др.
Проводила и занятия с использование ТРИЗ : «Путешествие на воздушном шаре», «Осень», «Наши четвероногие друзья» и др.
Очень нравятся детям такие игры, как:
- «Маша-растеряша»;
- «Теремок»;
- «Да – нетки»;
- «Чем был – чем стал»;
- «Хорошо – плохо»;
- «Перевирание сказок»;
- «Что умеет делать?»;
- «Мои рузья»;
- «Все в мире перепуталось» и др.
Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребенка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас.
Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Ззанятия с использованием приемов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.