Крапивина Роза Ахсановна
«Познавательные мотивации у дошкольников». Педсовет с учителями начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательные мотивации у дошкольников.
Педсовет с учителями начальных классов.
В 6 или 7 лет у каждого ребенка резко изменяется вся его жизнь он начинает учиться в школе. Практически всех детей к школе готовят дома или в детском саду: учат читать, считать, иногда и писать. Но как бы ни был ребенок подготовлен педагогически к школьному обучению, он не поднимается на новый возрастной этап автоматически, переступая порог школы. Встает вопрос о его психологической готовности к школе.
Публикация «„Познавательные мотивации у дошкольников“, Педсовет с учителями начальных классов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Психологическая готовность к школе сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Личностная готовность к школе так же, как и интеллектуальная, важна для успешности учебной деятельности ребенка и его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Не только педагогам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего должен стремиться к новой школьной жизни, к серьезным занятиям, ответственным поручениям. На появление желания учиться влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться в глазах младших и сравняться в положении со старшими.
Первоначально детей могут привлекать чисто внешние атрибуты школьной жизни разноцветные рюкзаки, красивые пеналы, ручки и т. п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою работу отметки (разумеется, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих.
Если ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу, т. е. если у него появилась учебная мотивация, говорят о сформированности внутренней позиции школьника.
Включившись в процесс обучения, ребенок тем самым приобретает статус школьника. Это внешняя, данная ему позиция. Насколько он ее принимает, станет ли она его внутренней позицией - вопрос психологической готовности к школе. Внутренняя позиция школьника, как показали многолетние исследования проявляется при поступлении в школу у 41 % 6-летних и 52 % 7-летних детей. Примерно половина будущих первоклассников психологически не готова к школе по этому важнейшему параметру. Внутренняя позиция школьника появится у них позже, когда они уже будут учитъся.
Ребенок, психологически готовый к школе, хочет учиться потому, что у него есть потребность в общении, он стремится занять определенную позицию в обществе, у него также есть познавательная потребность, которую невозможно удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне - и определяет новое отношение ребенка к учению, его внутреннюю позицию школьника.
Познавательные мотивы важное звено в системе учебной мотивации. Считается, что самый значимый аспект познавательной мотивации и мотивации учения в целом так называемые учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников немного детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.
Познавательная потребность может не удовлетворяться в школе. Когда сильная познавательная мотивация не реализуется вообще, а социальные мотивы учения практически отсутствуют, такое строение мотивационной сферы приводит к значительным сложностям.
Актуальность: Сформированность познавательной мотивации детей дошкольного возраста является одним из факторов успешной адаптации детей к школьному обучению.
Объект: Познавательная мотивация и адаптация детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Предмет: Формирование познавательной операции в условиях программы адаптации детей к школьному обучению.
Цель: Изучить формирование познавательной мотивации детей к школьному обучению.
Задачи: 1)Провести теоретический обзор по исследуемой проблеме.
2)Разработать Программу адаптации детей к школьному обучению.
3)Выявить уровень познавательной мотивации детей до и после применения в обучении Программы адаптации. 4)Установить различия в уровне познавательной мотивации детей до и после применения Программы адаптации и сравнить с уровнем познавательной мотивации детей не занимающихся по этой программе.
Гипотеза: Предполагается, что применение Программы адаптации детей к школьному обучению в дошкольных учреждениях позволяет сформировать более высокий уровень познавательной мотивации у старших дошкольников.
Методы исследования: Анализ и обобщение научно методической литературы; констатирующий и формирующий эксперимент; количественный и качественный анализ эмпирических данных; методы мат. статистики; методы диагностики познавательной мотивации : 1)методика Определение мотивов учения Гинзбург М. Р. 2)методика Определения доминирования познавательного или игрового мотива ребенка Урунтаевой и Афонькиной
Методологическая основа: Исп. концепций: Выготского Л. С. о зоне ближайшего развития; Эльконина Д. Б., Венгера А. Л., об особенностях психического развития детей 6-7 лет; Божович Л. И., о проблемах мотивации обучения; Марковой о мотивации связанной с новой соц. ролью ребенка; Леонтьева А. Н., по проблеме ведущей деятельности в развитии ребенка.
Источники: Психология мотивации и эмоций под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер; Ильин Е. П. Мотивация и мотивы; Б. Д. Эльконин Психология развития; Урунтаева и Афонькина Практикум по дошкольной психологии, газета Школьный психолог 12, 2004 Изд. дом Первое сентября,
Практическая значимость: Дать разработки и рекомендации практическим психологам и воспитателям детских образовательных учреждений по формированию познавательной мотивации будущих школьников.