«Познавательные мотивации у дошкольников». Педсовет с учителями начальных классов

Крапивина Роза Ахсановна
«Познавательные мотивации у дошкольников». Педсовет с учителями начальных классов

Познавательные мотивации у дошкольников.

Педсовет с учителями начальных классов.

В 6 или 7 лет у каждого ребенка резко изменяется вся его жизнь он начинает учиться в школе. Практически всех детей к школе готовят дома или в детском саду: учат читать, считать, иногда и писать. Но как бы ни был ребенок подготовлен педагогически к школьному обучению, он не поднимается на новый возрастной этап автоматически, переступая порог школы. Встает вопрос о его психологической готовности к школе.

Психологическая готовность к школе сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Личностная готовность к школе так же, как и интеллектуальная, важна для успешности учебной деятельности ребенка и его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Не только педагогам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего должен стремиться к новой школьной жизни, к серьезным занятиям, ответственным поручениям. На появление желания учиться влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

Первоначально детей могут привлекать чисто внешние атрибуты школьной жизни разноцветные рюкзаки, красивые пеналы, ручки и т. п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою работу отметки (разумеется, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих.

Если ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу, т. е. если у него появилась учебная мотивация, говорят о сформированности внутренней позиции школьника.

Включившись в процесс обучения, ребенок тем самым приобретает статус школьника. Это внешняя, данная ему позиция. Насколько он ее принимает, станет ли она его внутренней позицией - вопрос психологической готовности к школе. Внутренняя позиция школьника, как показали многолетние исследования проявляется при поступлении в школу у 41 % 6-летних и 52 % 7-летних детей. Примерно половина будущих первоклассников психологически не готова к школе по этому важнейшему параметру. Внутренняя позиция школьника появится у них позже, когда они уже будут учитъся.

Ребенок, психологически готовый к школе, хочет учиться потому, что у него есть потребность в общении, он стремится занять определенную позицию в обществе, у него также есть познавательная потребность, которую невозможно удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне - и определяет новое отношение ребенка к учению, его внутреннюю позицию школьника.

Познавательные мотивы важное звено в системе учебной мотивации. Считается, что самый значимый аспект познавательной мотивации и мотивации учения в целом так называемые учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников немного детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

Познавательная потребность может не удовлетворяться в школе. Когда сильная познавательная мотивация не реализуется вообще, а социальные мотивы учения практически отсутствуют, такое строение мотивационной сферы приводит к значительным сложностям.

Актуальность: Сформированность познавательной мотивации детей дошкольного возраста является одним из факторов успешной адаптации детей к школьному обучению.

Объект: Познавательная мотивация и адаптация детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

Предмет: Формирование познавательной операции в условиях программы адаптации детей к школьному обучению.

Цель: Изучить формирование познавательной мотивации детей к школьному обучению.

Задачи: 1)Провести теоретический обзор по исследуемой проблеме.

2)Разработать Программу адаптации детей к школьному обучению.

3)Выявить уровень познавательной мотивации детей до и после применения в обучении Программы адаптации. 4)Установить различия в уровне познавательной мотивации детей до и после применения Программы адаптации и сравнить с уровнем познавательной мотивации детей не занимающихся по этой программе.

Гипотеза: Предполагается, что применение Программы адаптации детей к школьному обучению в дошкольных учреждениях позволяет сформировать более высокий уровень познавательной мотивации у старших дошкольников.

Методы исследования: Анализ и обобщение научно методической литературы; констатирующий и формирующий эксперимент; количественный и качественный анализ эмпирических данных; методы мат. статистики; методы диагностики познавательной мотивации: 1)методика Определение мотивов учения Гинзбург М. Р. 2)методика Определения доминирования познавательного или игрового мотива ребенка Урунтаевой и Афонькиной

Методологическая основа: Исп. концепций: Выготского Л. С. о зоне ближайшего развития; Эльконина Д. Б., Венгера А. Л., об особенностях психического развития детей 6-7 лет; Божович Л. И., о проблемах мотивации обучения; Марковой о мотивации связанной с новой соц. ролью ребенка; Леонтьева А. Н., по проблеме ведущей деятельности в развитии ребенка.

Источники: Психология мотивации и эмоций под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер; Ильин Е. П. Мотивация и мотивы; Б. Д. Эльконин Психология развития; Урунтаева и Афонькина Практикум по дошкольной психологии, газета Школьный психолог 12, 2004 Изд. дом Первое сентября,

Практическая значимость: Дать разработки и рекомендации практическим психологам и воспитателям детских образовательных учреждений по формированию познавательной мотивации будущих школьников.

Публикации по теме:

Сценарий викторины «Путешествие в мир сказок» для начальных классов «Сказочная игротека» «Путешествие в мир сказок» Учитель начальных классов Антол Ирина Ивановна Цель: Обобщить.

Акция для учащихся начальных классов «Вместе против террора!» Цель: воспитание чувства милосердия, сострадания; воспитание уважения к людям, борющимся за мир во всем мире. Оборудование: презентация.

Фотоотчет о занятии «Безопасность на дороге» для начальных классовФотоотчет о занятии «Безопасность на дороге» для начальных классов Нужно всегда помнить о том, что учить ребенка некоторым правилам, касающимся дорожного движения, – это лишь половина дела. Самое важное.

Фотоотчет «Масленица» (совместное мероприятие с учащимися начальных классов)Фотоотчет «Масленица» (совместное мероприятие с учащимися начальных классов) [ Праздник Масленицы ежегодно проходит в дошкольных группах МОУ Прозоровская СОШ. Дети очень любят и ждут этот праздник с нетерпением. Праздник.

Фотоотчёт о проведении недели начальных классов (1–4 класс)Фотоотчёт о проведении недели начальных классов (1–4 класс) С 20 по 24 ноября в школе проходила предметная неделя в начальных классах. Анализ плана проведения Недели показал,что педагогами были.

Классный час для начальных классов «Телефон доверия» Конспект классного часа для начальных классов «Телефон доверия» Цель: Предоставление детям информации об анонимной службе помощи. Формирование.

«Праздник рождества». Конкурсная программа для учеников начальных классов ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА. КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА. Цель: расширить знания детей о празднике Рождества; познакомить с некоторыми русскими народными.

«Весёлые старты». Спортивные соревнования для учеников начальных классов ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ. (Спортивные соревнования для учеников начальных классов) Цели: -Пропаганда здорового образа жизни; -Совершенствование.

Викторина для учащихся начальных классов «Не болей-ка» Цель:   способствовать формированию навыков здорового образа  жизни у учащихся. Задачи: - воспитание убеждения в необходимости строго соблюдать.

Внеурочное занятие для учащихся начальных классов «Портфель здоровья» Тема: Портфель здоровья. Цели: образовательные: обобщить и закрепить знания учащихся о правилах личной гигиены, режима дня; - обобщить.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Профессии и труд
Автор публикации:
«Познавательные мотивации у дошкольников». Педсовет с учителями начальных классов
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 21:04
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Праздник барашка на МААМ

«Белая овечка, дай шерсти колечко! Дай, овечка, молока. Кашу сварит печка!» — такие детские потешки и песенки есть у многих народов. Ведь милые овечки и барашки соседствуют с человеком тысячи лет. Ученые...

19 января. Всемирный день снега

Начиная с 2012 года, в странах, где есть зима, стало на одну хорошую традицию больше. По инициативе Международной федерации лыжного спорта (FIS), в предпоследнее воскресенье января стал отмечаться...

Лепбук «Сказкотерапия»
Я занимаюсь с детьми раннего возраста ( от 1, 6) до 2 лет, особенность данного возраста в том, что дети еще не умеют говорить, сопереживать, договариваться,...
Лэпбук как средство обучения детей хакасскому языку в условиях ФГОС
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС) воспитателю приходится искать новые средства обучения детей...
Фотоотчёт о занятии по аппликации «Зимние забавы» в подготовительной группе...
Цель: предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создание в ходе коллективной работы условия для творческого...