Ольга Остапенко
«Правила на всю жизнь» практическое занятие
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
" ПРАВИЛА НА ВСЮ ЖИЗНЬ"
Цель: Формирование навыков поведения в социуме; создание условий для активной познавательной деятельности; закрепить правила общения, развивать умение совершенствовать черты своего характера.
Оборудование: плакат «Дерево мудрости», листочки с правилами жизни.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово воспитателя.
Публикация «„Правила на всю жизнь“ практическое занятие» размещена в разделах
- Ребята, обратите внимание на доску, что вы видите? Это «Дерево мудрости». Сегодня на нашем дубе мудрости не обычные листочки, а волшебные. На них написаны какие-то слова. Давайте подойдем и прочитаем, что же это за слова?
• Будь щедрым!
• Будь бережливым!
• Будь трудолюбивым!
• Будь аккуратным!
• Люби животных и растения!
• Будь любознательным и наблюдательным!
• Помогай маленьким и слабым!
• Уважай взрослых!
• Не обижай людей!
• Будь вежливым и гостеприимным!
• Будь смелым!
• Будь честным!
• Слушай старших!
3. Беседа с опорой на жизненный опыт детей о правилах и нормах поведения.
- Что это такое, ребята? (Это правила). А что означает слово «правило»?
(Правило – это норма). Верно. Да, конечно же, это правила, это норма поведения, по которой нужно жить. Запомните эти правила на всю жизнь. Кто запомнит, тот будет умным, а кто запомнит и будет выполнять их, тот будет мудрым.
- А как вы думаете, для чего нужны правила (Правила нужны для того, чтобы делать всё так, как положено).
- Верно. Правила поведения помогают человеку понять, что он может делать при тех или иных обстоятельствах, и что делать ему категорически запрещается. Кому нужны правила? (Правила нужны и взрослым, и детям).
- Молодцы. Правила нужны всем, начиная с детей детского сада, они нужны школьникам, правила пригодятся вам, когда вы будете взрослыми. Когда вы сами будете мамами и папами, вы научите этим правилам своих детей.
- Ребята, были ли в вашей жизни случаи, когда вы знали эти правила, но не выполняли их? А потом вам было стыдно? Кто наберется смелости и сможет рассказать всем какой-нибудь случай из своей жизни. (Дети рассказывают случаи из собственного опыта).
- Какие вы молодцы. Что не испугались признаться вслух, для этого нужен мужественный характер.
4. Игра «Покажи как?»
- А хотите поиграть в игру? Я буду читать стихотворение, а вы показывать необходимые действия.
- Учитель спросит — надо встать. (Все встают.)
- Когда он сесть позволит — сядь. (Все садятся.)
- Ответить хочешь — не шуми,
А только руку подними. (Все поднимают руки.)
5. Игра «Будь внимательным».
- Главные качества, которые нужны каждому школьнику, — это внимание и смекалка. Вот мы сейчас поиграем и проверим, какие вы внимательные и смекалистые. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать: «Я».
-Кто любит шоколад? ( Дети хором отвечают: «Я».)
-Кто любит мармелад? («Я».)
-Кто любит груши? («Я»)
-Кто не моет уши? ( Дети по инерции опять кричат и: «Я»)
Воспитатель объясняет их ошибку и повторяет игру со словами (квас, ананас, апельсин, бензин) .
6. Релаксация «Выйди к свету».
- Представьте, что вы попали в холодное подземелье. Вам тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Вам хочется скорее выйти отсюда. Но впереди нет хода. Вы идёте по длинному туннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой-то свет. Луч солнца проник сквозь тяжелое подземелье. Вы быстро побежали, раскидали камни, и вдруг ярко, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И вы почувствовали себя свободным и счастливым.
- Ребята, что вы почувствовали в тёмном подземелье? (ответ детей).
- Такие чувства испытывает любой человек, когда кривит душой, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, страшно.
- А какие чувства вы испытывали, когда вышли на свет (ответ детей).
- Такие чувства вы испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. Радость, облегчение, успокоение живет в его душе, когда он признается в своих ошибках.
7. Чтение и обсуждение 1 отрывка из сказки О. Уайльда «Мальчик- звезда».
Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они обнаружили не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедного и голодного принёс его себе в дом. Вырос мальчик очень красивый, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка - его мать.
-Кому понравился мальчик-звезда? Почему?
-Кому понравилась нищенка?
-Подарите свои сердечки тому герою, который вам нравится. (Дети дарят бумажные розовые сердечки героям сказки).(Воспитатель молча анализирует ситуацию, смотрит, какие дети какому герою подарили свои сердечки).
8. Игра - эксперимент.
( Воспитатель выставляет две вазочки: с конфетами и кусочками хлеба).
- Ребята, герои сказки хотят сказать сделать вам подарки. Возьмите себе тот гостинец которые сами захотели, но только у того героя, который вам очень нравится. Мальчик-звезда угощает вас конфетами. А у бедной нищенки нет денег, но она хочет угостить вас хлебом. (Дети самостоятельно берут себе гостинец, воспитатель анализирует обстановку и делает вывод, совпало ли мнение детей, когда они дарили сердечко тому, кто нравится, и когда брали гостинец у того, кто нравится. Ситуация может быть разной. Если все дети сделали свой выбор в первой и втором случаи одинаково, то они не покривили душой, но могут и покривить, поэтому и разные варианты последующей беседы).
1вариант.
- Ребята, видь вы –же свои сердечки подарили нищенке, а почему же взяли конфеты у жестокого мальчики-звезды? Понятно, вам ещё очень хочется конфет, трудно не поддаться соблазну. Но все равно надо учиться терпеть и не поддаваться, сохранять искренние чувства.
2 вариант.
- Какие вы, ребята, молодцы! Ведь конфеты вкуснее хлеба, но вы все выбрали хлеб нищенки и поступили честно, не покривили душой, у вас есть сила воли.
9. Чтение и обсуждение 2 отрывка из сказки О. Уайльда «Мальчик - звезда».
- Но посте того, как нищенка- мать ушла из селения, мальчик- звезда вдруг превратился в чудовище. Тогда он понял, что поступил плохо, и три года искал по свету свою мать…Много заключений испытал он, пока опять стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Неожиданно нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик- звезда стал властелином города. Он был справедливым, по- доброму относился к сиротам, нищим и больным.
-Ребята, а теперь вам нравится мальчик - звезда (ответ детей).
- Вы ещё дети, и поступать правильно, надо ещё учиться. Говорить слова легко, делать дело сложно. Но у вас чуткие, честные добрые сердца. И старайтесь, чтобы мудрые правила жизни навсегда оставались с вами. И тогда вы будете хорошими людьми.
10. Итог занятия.