Папки-передвижки

Преодоление психологических барьеров в общении, старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ

Ксения Валерьевна Симакова
Преодоление психологических барьеров в общении, старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ

«Преодоление психологических барьеров в общении, старших дошкольников на музыкальных занятия в ДОУ»

Содержание.

Введение. 3

1. Понятие «Психологический барьер» в общении. 5

Публикация «Преодоление психологических барьеров в общении, старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах

2. Подходы к преодолению психологических барьеров у детей на музыкальных занятиях в ДОУ. 10

Заключение 14

Литература. 15

Введение.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают,

что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Попадая в детский коллектив, дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра, что является невозможностью налаживания доброжелательных, дружеских взаимоотношений. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослыми. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.

Актуальность темы

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации ребенка. Для меня важна успешность детей в различных видах деятельности, расположенности и любви к окружающим людям. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Он существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, во многом определяет характер отношения ребенка к себе, к другим, к миру в целом.

Цель.

Разработать психолого- педагогические условия, способствовающие формированию у детей ценных доброжелательных навыков общения и способов поведения в отношении с другими людьми.

Задачи:

1. Изучить научную литературу по теме: «Психолого-педагогическая поддержка детей», «Барьеры общения».

2. Рассмотреть организационные и психолого- педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста.

3. Воспитывать у детей положительные черты характера (отзывчивость, сочувствие, толерантность, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения

4. Создать разработку занятия для детей дошкольного возраста.

5. Разработать рекомендации коллегам.

I. Понятие «Психологический барьер» в общении

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Понятие психологического барьера используется для обозначения каких-либо психологически обусловленных преград, препятствий, мешающих человеку добиться поставленной цели, выполнить задание или решить проблему. Под психологическим барьером понимают психологическое состояние человека, испытывающего трудности в определенной деятельности или общении.

Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между детьми по общению. Огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность ребенка в глазах воспитателя и других детей. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути.

Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим ребенком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Ребенок перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что все нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы. Формирование общения детей дошкольного возраста в педагогической науке и практике, развитие личности, становление ее жизнедеятельности находится в прямой зависимости от ее социального окружения, в котором он живет и развивается. Для ребенка таким окружением является семья, значимые взрослые, сверстники, природа и предметный мир. Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении. Общение невозможно без установления межличностного взаимодействия и понимания людьми друг друга. В процессе общения складываются субъект-субъектные отношения, так как каждый его участник выступает субъектом, проявляя активность, адресованную к другому человеку, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе. [1] Для ребенка-дошкольника его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его развития. Начиная активную жизнь в обществе, ребенок сталкивается с множеством трудностей. Они связаны не только с недостатком знаний об окружающем мире, но и с необходимостью научиться взаимодействовать с окружающими его людьми. А для этого важно понять, как люди контактируют друг с другом, что они ценят, что порицают. Ребенок в процессе этого сложного познания становится личностью со своим мировоззрением, со своими реакциями на поступки других и с собственным поведением, со своим пониманием добра и зла [2]. Многочисленные психологические исследования С. Л. Рубинштейна показывают, что коммуникативное взаимодействие ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения [4]. Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет установление контактов со взрослым. От качества общения зависят уровень дальнейшего развития. Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого развитие общения детей с окружающими замедляется или даже прекращается. Но активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей даже старшего дошкольного возраста, выправить дефекты и отклонения в их общении. Ребенка надо научить, не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу [7].

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать сверстники. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. Потребность во взаимодействии, в общении друг с другом у ребенка возникает уже на третьем году его жизни. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей между собой обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнера [5]. Формирование общения у дошкольников на разных возрастных этапах протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями каждого возраста. Как показывают исследования Л. М. Шипицыной, ранние формы установления контакта с окружающими во многом определяют дальнейшее развитие коммуникативных навыков и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно [4]. Ребенок, не имеющий разностороннего опыта общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным, либо может «уйти в себя», замкнуться. Таким образом, в дошкольном детстве в результате общения со взрослыми и сверстниками формируется общественное поведение детей, их отношение к жизни, друг к другу. В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него начинает вырабатываться устойчивый личностный стиль поведения и появляется представление о самом себе. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из необходимых компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный. Безусловно, к успешному результату приводит не всякое формирование общения у ребенка-дошкольника, а только организованное в соответствии с нравственными, общечеловеческими принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения. Известно также, что нельзя обучать детей общению, не включив их, во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-либо другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т. д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.

В этом случае музыка выступает как средство социальной реабилитации, решая задачи общепсихического развития ребенка. Музыкальное воспитание детей предусматривает приобщение к разным видам музыкальной деятельности : слушание музыки, пение, музыкально- ритмическая деятельность; инструментально- исполнительская деятельность; музыкальные игры развивающего характера. Игра – наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. Во время игры дети обнаруживают свое эмоциональное отношение к людям, предметам. Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

II. Подходы к преодолению психологических барьеров у детей на музыкальных занятиях в ДОУ.

На музыкальных занятиях, я приобщаю детей к музыке, воздействуя на них, прежде всего, выразительным ее исполнением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные переживания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка. В работе с детьми я решаю задачи, которые постепенно усложняются. Овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах. Основой таких занятий является речь, музыка и движение. Музыка формирует чувство прекрасного, поднимает эмоциональный настрой, повышает мотивацию обучения, заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, улучшается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, развивается слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся более свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки. Для более успешного проведения занятий я выполняю психолого-педагогические условия : создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. [4] Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы. Регулярные музыкальные занятия способствуют нормализации речи ребенка, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. Занятия направленны на развитие и исправление различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоциональноличностной сферы). Эти занятия учат ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок осознает, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. На музыкальных занятиях у ребенка вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п., изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения). Все упражнения проводятся с музыкальным сопровождением. С помощью музыкальных игр снимается психоэмоциональное напряжение ребенка. Слушая музыку на музыкальных занятиях, я помогаю ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка (отражающая тончайшие нюансы настроения) способствует общему успокоению, а драматическая музыка возбуждает, повышает жизненный тонус. В этом случае она усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей. Все упражнения коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.

В поисках решения проблемы я так же применяю в своей деятельности современные педагогические технологии. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.

Ведь роль музыки значительна в охране здоровья, в первую очередь в создании благоприятной психологической атмосферы.

Музыка даёт возможность :

• создания приподнятого радостного настроения;

• выражения и разрядки отрицательных эмоций;

• повышение и понижения активности у детей;

• привлечения внимания и переключения с одного вида музыкальной деятельности на другой.

Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моих занятий, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. В занятия по предмету включаю : гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку, физминутки, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию, пальчиковая и дыхательная гимнастики. [3]

Использую информационно-коммуникативные технологии. Активно пользуюсь интернет ресурсами при планировании образовательной области «Музыка», составлении конспектов занятий, праздничных мероприятий, занимаюсь изучением педагогического опыта других педагогов-музыкантов.

Провожу занятия, которые требуют наглядного представления материала, с использованием компьютерных презентаций по темам: «Времена года» - «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Музыкальные инструменты», «Кто как кричит», «Целебная сила музыки». Применяю на занятиях социоигровые технологии.

Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игровая технология используется мной постоянно:

• для освоения темы (занятие-спектакль, народные праздники, занятие- игра «Путешествие по музыкальной стране», «Музыкальные загадки»)

• в качестве занятия или его части (введение, закрепление, контроля, упражнения, игры, игровые элементы.

В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Наше время – время тревог и раздражения. Пресса, телевидение, даже детские мультфильмы несут в себе большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательно. Поэтому очень важно снять стресс, напитать душу положительными эмоциями.

В целях повышения культурного уровня, взрослых субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, работников ДОУ, социума) активно использую классическую музыку при постановке танцевальных композиций, при подборе материала для фоновой музыки и музыкальному оформлению совместных мероприятий.

Как известно, многие дети с трудом преодолевают психологические барьеры, особенно чувство страха перед выступлениями на праздниках, развлечениях, театрализованных постановках. Поэтому, стало актуальным использование одного из эффективных методов интеграции личности, её самосознания и созидания – сказкотерапии. Этот метод, использующий сказочную форму, способствует к сопереживанию и воображению, рождает самостоятельную творческую деятельность детей, будит фантазию.

Заключение.

В процессе работы были решены следующие задачи:

• Дети овладели приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками : устанавливают дружеские отношения, умеют самостоятельно решать конфликты, преграды, проблемы.

• Сформированы практические умения уважительного отношения к окружающим людям, самому себе.

• Способны управлять своим поведением и способами общения.

• Способны давать адекватную оценку своему поведению, деятельности. Дети осознают свои эмоции, стараются управлять своими чувствами.

Я убедилась что, музыка признается самым действенным методом в преодолении каких-либо барьерах у ребенка. Его разностороннему развитию.

Правильная организация работы по проблеме имеет определяющее значение. Методы и приёмы, формы и средства формирования навыков общения, применяемые в работе, давали возможность оказать влияние на разные стороны нравственных проявлений у детей.

Однако, несмотря на довольно высокие показатели, нельзя утверждать, что такие качества, как внимательность, чуткость, доброта, сочувствие, терпимость, даже у детей с высоким уровнем их развития, можно назвать устойчивыми, сформировавшимися качествами личности.

Литература.

1. Авдеева, Н. Н. и др. Здоровье как ценность и предмет научного анализа/ Н. Н. Авдеева, И. И. Ашмарин, Г. Б. Степанова //Мир психологии. - 2000. - 1. – С. 68-75.

2. Вачков, И. В. Тревожность, тревога, страх : различие понятий /И. В. Вачков//Школьный психолог. – 2004. 8. – С. 9.

3. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disser https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-sfery-obshcheniya-u-starshikh-doshkolnikov-sredstvami-nar Автор научной работы: Рочева, Ольга Ивановна

4. Научный руководитель: д. п. н., профессор Щербаков Ю. И, диссертация https://cdo.mpgu.edu/wp-content/uploads/2014/04/Dissertatsiya-SKITSKOY-L.V.pdf

5. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности /А. М. Прихожан//Психологическая наука и образование. – 1998. - 2. – С. 11-17.

6. Прихожан, А. М. Причины тревожности как свойства личности /А. М. Прихожан//Школьный психолог. – 2004. 8. – С. 23-28.

7. Холмогорова, А. Б. и др. Культура, эмоции и психическое здоровье/А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян// Вопросы психологии. – 1999. - 2. – С. 61-74.

Публикации по теме:

Формы работы с воспитаниками на музыкальных занятиях в ДОУ Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» Содержание образовательной области «Музыка» направлено.

Методическая разработка «Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях» Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях. Введение. Патриотическое воспитание – это длительный процесс, в котором.

Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре» Проблема эмоцилнально-волевой сферы у дошкольников все чаще привлекает внимание исследователей в области педагогики и психологии. Дети дошкольного.

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности:.

Разработка дидактического материала: «Развитие речи, мелкой моторики старших дошкольников на занятиях ИЗО деятельности» Актуальность. Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир.

Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках и развлечениях Куприянова Алла Николаевна, МБДОУ «Детский сад № 14 «Родничок», музыкальный руководитель, Чувашская Республика, город Алатырь. Русский.

Пластические этюды на музыкальных занятиях в ДОУ «Ритм не ограничен, и поэтому возможности его физического осуществления неисчислим». Э. Ж. Далькроз Занимаясь с детьми на музыкальных занятиях.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА ДЕТЕЙ. «Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которых успешно развивается.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Подготовила музыкальный руководитель Мащенко Е. В. Музыкально-оздоровительная работа.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преодоление психологических барьеров в общении, старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ
Опубликовано: 16 января 2017 в 22:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД