Получи документы

Консультация «Преодоление вредных привычек у воспитанников детских домов-интернатов»

Никитина Надежда
Консультация «Преодоление вредных привычек у воспитанников детских домов-интернатов»

Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

«Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

Программа «Преодоление вредных привычек у воспитанников детских домов-интернатов»

Подготовила

Никитина Надежда Анатольевна соц. педагог

Братск – 2017г.

Введение

Публикация «Консультация „Преодоление вредных привычек у воспитанников детских домов-интернатов“» размещена в разделах

Сложный период в экономической и социальной жизни России привел к массовому приобщению детей и молодежи к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и веществ, стимулирующего действия. Алкоголь и табак страшны не только тем, что они разрушают здоровье человека. Они страшны саморазрушением личности, искажением её взаимоотношений с другими людьми, разрывом всех социальных связей с миром, потерей человеческого облика. Употребление алкоголя и табака - серьёзное основание для перехода к наркотикам. По данным отечественного Центра профилактической медицины, курение всего 3,5 сигарет в день мужчинами и 2 — женщинами сокращает продолжительность их жизни на 2 года. Вся научная деятельность этого центра доказывает, что распространение сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе ран-нее развитие атеросклероза, большинство случаев внезапной смерти молодых людей от указанных заболеваний тесно связаны с такими факторами риска, как курение, употребление алкоголя и неправильное питание.

По наблюдениям наркологов, средняя продолжительность жизни наркоманов на 20—30 лет короче, чем у обычных людей.

Между тем сравнительный анализ распространенности вредных привычек среди школьников показал, что за последние 10 лет частота курения среди девочек возросла с 12 до 18%, а среди мальчиков она стабильно сохранялась в пределах 28—32%.

По данным МВД России, количество несовершеннолетних, к которым были приняты меры воздействия за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, возросло за 5 лет в 90-х гг. в 2,7 раза, а число подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел за употребление наркотических средств, увеличилось в 5 раз и составило в 1995-1996 гг. 25 тыс. человек. Но приведенные цифры не учитывают случаев скрытой наркомании, которая по данным общественных организаций в несколько раз превышает официальные показатели.

Интерес МВД России к указанному контингенту подростков состоит в том, что за отмеченный период преступность подростков, находящихся в состоянии опьянения, поднялась на 52%, а среди употребляющих наркотики — в 2,2 раза.

На основе изложенной информации можно сделать следующие выводы:

вредные привычки (курение, потребление алкоголя, интерес к наркотикам) закладываются в школьном возрасте, и их распространение увеличивается как среди всей популяции детского населения, так и по мере взросления детей;

вредные привычки сокращают продолжительность жизни человека, что делает их несовместимыми со здоровым стилем жизни;

— злоупотребление вредными привычками провоцирует детей и подростков на асоциальные формы поведения;

пресечение и предупреждение вредных привычек в школьном возрасте требуют создания современных программ профилактики приобщения детей к вредным привычкам, грамотного проведения соответствующего санитарного просвещения в образовательных учреждениях.

Злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние человека (курение табака, употребление алкоголя, ингалянтов, наркотиков, но не доводящее его до физической зависимости от указанных веществ, специалисты называют аддиктивным поведением. Это название произошло от английского слова «addiction», которое переводится как пагубная привычка, порочная склонность, пристрастие к чему-либо.

Именно пристрастие, но еще без физической зависимости, характерно для детей и подростков. И это указывает на то, что в образовательных учреждениях приходится иметь дело не с болезнью, а с нарушениями поведения, коррекция которого требует преимущественно воспитательных мер.

Профилактика вредных привычек у детей представляет непростую задачу. Практика показывает, что лекции и беседы, традиционно построенные на раскрытии того вреда для здоровья, который наносят курение, употребление спиртных напитков и других токсических веществ, непривлекательны для большинства подростков, потому что прогнозируемый от них вред представля-ется для одних слишком далеким от настоящей жизни, а другими вообще не воспринимается в силу очень распространенного среди современной молодежи падения субъективной цены собственного здоровья.

Попытки строить такие беседы на информации о лишении перспектив в спорте, выборе престижных профессий тоже оказываются мало продуктивными в силу существенно изменившихся у современных подростков жизненных ориентиров. Примером тому могут служить результаты опроса нескольких тысяч учащихся старших классов школ, профессионально-технических училищ и техникумов. При опросе было установлено, что лишь 5—10% подростков проявляют устойчивый интерес к спорту и ценят успехи в этой области, в то время как современной музыкой увлекаются 0~~60%, а последняя вовсе не ставит никаких преград аддиктивному поведению.

Пояснительная записка

Контингент воспитанников БДДИ сложный : искалеченные судьбы, вредные привычки, негатив стереотипов, девиантное поведение. Воспитанники поступили в наш детский дом, уже приобретя, вредные привычки или имели неосторожность попробовать курить, легкие алкогольные напитки и т. д. Поэтому важным элементом комплексной реабилитации является индивидуальный подход к восстановлению здоровья, коррекции личности и социального статуса подростков, борьба с токсикоманией, курением, употреблением алкоголя. Это возможно за счет раннего выявления детей с вредными привычками и различными зависимостями, имеющих устойчивое противоправное поведение, трудности в социальной адаптации и оказание им своевременной помощи (педагогической, психологической); через организацию наркопоста, где ведётся учёт обучающихся с «риском» по схеме:

№ девочки мальчики примечание

1 Всего воспитанников

2 Состоит на внутреннем учёте

3 Самовольные уходы

4 Наркоманы

5 Токсикоманы

6 Употребляют алкоголь

7 Правонарушители

8 Некурящих

9 Курящих

Педагогическая коррекция по преодолению вредных привычек является одним из направлений социализации воспитанников, поэтому оказанием своевременной помощи детям и подросткам, имеющим вредные привычки, в БДДИ занимается социальный педагог. В содержание работы социального педагога включается выявление индивидуальных особенностей дезадаптированных детей с девиантным поведением, анализ конфликтных ситуаций в педагогической среде; выработка рекомендаций для осуществления психолого-педагогических мероприятий в процессе обучения и воспитания; оказание консультативной помощи воспитанникам и педагогам. Деятельность по профилактике вредных привычек может являться успешной только в результате системной координированной работы всех специалистов, призванных к оказанию помощи подростку. Поэтому данная работа проводится в рамках внеклассной воспитательской работы, в рамках работы различных секторов Соуправленческой Думы (Приложение №1, индивидуальной работы соц. педагога и психолога, в рамках дополнительного образования. Т. е. с воспитанниками взаимодействуют соц. педагог, учителя, воспитатели, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, медицинские работники, юрист и другие специалисты.

Совместная коллективная деятельность взрослых и детей формирует у ребят положительную учебную мотивацию, развивает коммуникативные качества личности, создает условия для присвоения новых ценностей, воспитания нравственных качеств личности, изменения ценностных ориентаций на позитивные, формирования адекватной самооценки, обеспечения социально-психологической адаптации.

Преодоления вредных привычек включает в себя три основных структурных блока:

1. Первичный, направлен на предупреждение реального приобщения подростков к одурманиванию.

2. Вторичный, предотвращающий развитие зависимостей у детей и подростков, имеющих опыт вредных привычек

3. Третичный, педагогическая реабилитация подростков со сформированной зависимостью.

В связи с тем, что детям с ОИН присущи неустойчивые интересы, низкая мотивация к внеурочной деятельности, возникает вопрос о необходимости вовлечения подростков с отклонениями в поведении в регулярные занятия спортом, трудовой и досуговой деятельностью.

Используемые приё мы:

-информационные (оформление стендов, организация встреч с медицинскими специалистами, представителями органов внутренних дел, людьми, ранее употреблявшими алкоголь и сумевшими справиться со своей болезнью);

-образовательные (проведение психологических игр, социально психологических тренингов, проведение (совместно с психологом) различных анкетирований и тестирований);

- социально-воздействующее (видеофильмы, беседы, обсуждение газетных и журнальных статей, посвящённых этой теме, создание и защита плакатов, конкурсы рисунков, сотрудничество (предусматриваются экскурсии, встречи с различными специалистами, выезды в детские учреждения и т. п)

Цель программы:

Создание условий для преодоления вредных привычек у воспитанников, развитие стойких позитивных интересов, пропаганда здорового образа жизни

Задачи программы:

• Выявить воспитанников, имеющих вредные привычки.

• Коррекция эмоционально – волевой сферы

• Сформировывать поведение препятствующего появлению вредных привычек.

• Установить доверительное общение с социальным педагогом.

• Развитие навыков самоконтроля

• Коррекция личностной сферы воспитанников

• Повысить навыки организации свободного времени через формирование привычки к труду, учёбе, досугу

Привлечь к досуговой деятельности, общественным мероприятиям

• Формировать представления у детей о механизмах функционирования человеческого организма.

• Формировать представление воспитанников о негативном влиянии вредных привычек на тело человека и мозг человека.

Ожидаемые результаты:

Позитивные изменения во взглядах и увлечениях детей.

Приобретение представлений, необходимых для сохранения и поддержания здоровья, противодействия возможному негативному влиянию сверстников.

Активное участие в общественно - досуговой деятельности в группе

Снижение или отсутствие количества вредных привычек у воспитанников.

Методы работы:

Групповая работа

Индивидуальная работа

Тренинг поведения

Беседы

Ролевые игры

«Круглые столы»

Экскурсии

Праздники

Тематические недели

Акции «Жизнь без сигареты»

Программа разработана на два года обучения для воспитанников 14 -16лет с диагнозом: умственная отсталость.

Умственно отсталые дети.

Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребёнка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.

Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка.

Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребёнка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из её разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребёнка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией, что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.

В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно.

Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу.

Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребёнка.

У умственно отсталых воспитанников, лишённых специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.

Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.

Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею.

Большие трудности возникают у умственно отсталого ребёнка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые воспитанники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объёмом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.

Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Воспитывая умственно отсталого ребёнка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребёнка

В течение месяца проводятся индивидуальные и групповые занятие. Программа состоит из занятий, в которых обязательно включены коммуникативные, игры, упражнения на формирование нравственных и этических качеств. Занятия проводятся первый год 4-5раз в месяц, а второй год 2раза в месяц.

Мы разработали анкету: «Особенности поведения в группе. Уровень асоциального поведения. Приложение №2 ,3» для выявления вредных привычек. Анкета заполняется социальным педагогом (используя метод наблюдения за воспитанниками, беседу с воспитателями, изучения личных дел воспитанников). По результату, первичной диагностики мы выявляем воспитанников, имеющих вредные привычки. Затем этих детей определяем в группы для работы соц. педагогом по преодолению вредных привычек. Группы формируются исходя из следующих параметров: возраст, комплекс вредных привычек и личностные особенности. «Группа риска» которые делятся на 3 главные стратегии девиантного поведения (требовательные, властные, мстительные). Разработана анкета (Приложение №4) занятость воспитанников, состоящих на внутреннем учете в конце учебного года сделать сравнение.

Календарно-тематический план 1год.

Сроки Тема Форма работы

Сентябрь

Тема «Дружи с водой»

Советы доктора Воды, Мыло Информационный бюллетень

Вода – наш друг Спортивное мероприятие

Друзья Вода, мыло, Солнце Конкурс рисунков и защита плакатов

Октябрь Тема «Глаза, зубы и уши – главные помощники человека»

Уход за ушами, зубами и глазами Информационный бюллетень

Почему болят: глаза, уши, зубы Игра - обсуждения

Как сохранить красивую улыбка Конкурс рисунков и защита плакатов

Окна в окружающий мир. Охрана зрения. Экскурсия

Ноябрь Тема «Уход за руками и ногами»,

«Забота о кожи»

«Рабочие инструменты» человека Информационный бюллетень

Зачем человеку кожа Круглый стол

Надежная защита организма Игра - обсуждения

Кожа – «пограничник» организма. Правила личной гигиены Практическая работа

Декабрь Тема «Питание и сон человека»

Питание – необходимое условие для жизни человека Информационный бюллетень

Сон лучшее лекарство Игра - обсуждения

Здоровая пища для всей семьи Ролевая игра

Январь

Тема «Внутренние органы человека»

Скелет наша опора Информационный бюллетень

Как двигается человек. Осанка Вечер вопросов и ответов

Сердце. Рассказ «Я – сердце» Круглый стол

Кровеносная система. Что такое кровь. Игра - обсуждения

Для чего и как мы дышим. Профилактика простудных заболеваний. Социальная игра

Февраль Тема «Вредные привычки»

Чего не надо бояться Информационный бюллетень

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным Тематический вечер

Учимся думать и действовать Вечер вопросов и ответов

Почему мы говорим неправду

Поможет ли нам обман Игра - обсуждения

Март Тема «Что зависит от моего решения»

Принимаю решение Информационный бюллетень

Я отвечаю за свое решение Игра - обсуждения

Что такое дружба Круглый стол

Злой волшебник – табак Театрализованное представление

Что мы знаем о курении Вечер вопросов и ответов

Апрель Тема «Почему некоторые вредные привычки называются вредными»

Зависимость Информационный бюллетень

Как сказать НЕТ! Игра - обсуждения

Почему вредной привычки ты скажешь, НЕТ Игра - обсуждения

Злой волшебник – алкоголь Вечер вопросов и ответов

Злой волшебник - наркотик Круглый стол

Май Светофор здоровья Игра - обсуждения

Будьте здоровы! Игра - обсуждения

Я здоровье берегу – сам себе я помогу Спортивное мероприятие

1год обучения

Основные требования к знаниям и умениям воспитанникам

Воспитанники должны знать :

- строение человека

- правила личной гигиены юноши

- вред курения для курящих и окружающих меры профилактики этих заболеваний.

- какие привычки и почему представляют вред здоровью;

Календарно-тематический план 2год.

Сроки Тема Форма работы

Сентябрь Что такое зависимость, как она возникает и выглядит. Круглый стол

Табак, алкоголь и наркотики: что это такое. Игра - обсуждения

Октябрь Создание альбома «Моя жизнь в БДДИ». Практическая работа

«Вредным привычкам скажем, НЕТ!» Информационный бюллетень

Ноябрь Влияние друзей и близких: помощь или провокация. Ролевая игра

«Умей сказать: «НЕТ!» Социальная игра

Декабрь «Курить – здоровью вредить» Игра - обсуждения

Законы и правила, связанные с наркотиками, алкоголем и табаком. Круглый стол

Январь Как перестать курить и нюхать клей? Круглый стол

Подросток и алкоголь. Вечер вопросов и ответов

Февраль Не стань жертвой. Игра - обсуждения

Суд над сигаретой. Театрализованное представление

Март Твой выбор. Деловая игра

Мой выбор. Конкурс рисунков и защита плакатов

Апрель Формула здоровья. Тематический вечер

Жизнь в следственном изоляторе. Экскурсия

Май Жизнь в колонии строгого режима. Экскурсия

«Нет курению!» 31мая Всемирный день борьбы с курением. Театральное представление

2год обучения

Воспитанники должны знать и уметь доказать:

- вред курения для курящих и окружающих;

- воздействие курения на наиболее важные органы человека;

- болезни, вызванные курением.

- виды учреждений, отбывающие наказание

Воспитанники должны иметь представление:

- об алкоголе как наркотике;

- о воздействии наркотиков на организм человека;

- о социальных последствиях, к которым приводят вредные привычки.

- пояснить личностное отношение к приему наркотиков, алкоголя, курению.

Воспитанники должны уметь доказать необходимость борьбы с курением, употреблением алкоголя, наркотиков.

Особенности поведения в группе. Приложение №2

Фамилия Имя

воспитанника

Статус в группе Соблюдение режима Форма самообслуживания

Формальный неформальный «середняк» «изгой» «шестерка» С желанием пассивное Скрытое неприятие Открытое неприятие Агрессивное неприятие попрошайничество воровство грабеж Трудовые поручения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Итог:

Критерии оценок: + проявляется; - не проявляется.

Уровень асоциального поведения. Приложение №3

Фамилия Имя воспитанника Пьянство Курение Токсикомания Азартные игры Самовольные уходы

Не пьет эпизодическое хроническое Не курит эпизодическое хроническое Не употребляет эпизодическое хроническое не замечен эпизодическое хроническое Не уходит Уходит и возвращается однократно Постоянно с/у

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Итог:

Критерии оценок: + да, - нет.

Экран занятости воспитанников, состоящих на внутреннем учете в Детском доме.

Приложение №4

Фамилия Имя воспитанника Дежурство по столовой Посещений школьных занятий Участие в мероприятиях БДДИ Участие в кружковой работе Дежурство по спальне Уборка территории и участие в озеленении Итог

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Критерии оценок: 0 баллов – не участвовал; 1 балл – редко;

2 балла – по просьбе; 3 балла – проявляет желание

Публикации по теме:

Формирование привычек к здоровому образу жизни у воспитанников ДОУ Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых вопросов, требующих решений, среди которых одним из самых актуальных остаётся вопрос сохранения.

Конспект техническая учеба «Профилактика зависимости от вредных привычек и зависимого поведения у подростков» Конспект технической учебы «Профилактика зависимости от вредных привычек и зависимого поведения у подростков» «Профилактика вредных привычек.

Консультация для родителей «Формирование гигиенических навыков и привычек у детей дошкольного возраста» Развитие культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста – одна из наиболее актуальных проблем. Педагогической наукой доказана.

Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребенка» Привычка — «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно Целью всякого воспитания должно быть создание.

Муниципальный конкурс среди воспитанников детских садов «Битва Хоров -2017»Муниципальный конкурс среди воспитанников детских садов «Битва Хоров -2017» Муниципальный конкурс среди воспитанников детских садов "Битва Хоров -2017г среди ДОУ г. Ак-Довурак" Фотоотчет. Во Дворце культуры имени.

ОД педагогов-специалистов дошкольного учреждения с разновозрастной группой воспитанников семейных детских садов (фотоотчет)ОД педагогов-специалистов дошкольного учреждения с разновозрастной группой воспитанников семейных детских садов (фотоотчет) В нашем образовательном учреждении 10 семейных детских садов. В семейных группах воспитываются более 30 детишек в возрасте от 2 месяцев.

Профилактика вредных привычек и форм здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек и форм здорового образа жизни. Укрепление и сохранение здоровья детей – одна из главных наших задач. Ведь.

Родителям о последствиях вредных привычек у детей Нарушение речи - достаточно распространенное явление среди дошкольников. Некоторые нарушения речи не проходят даже с возрастом без помощи.

Консультация «Снижение тревожности и преодоление страхов у детей как средство укрепления их психологического здоровья» Новое время диктует новые вопросы. Российское общество пребывает в состоянии глубокого социально – экономического, духовно – нравственного.

Социально-психологическая реабилитация воспитанников специализированных детских учреждений в трудовой деятельности Важную роль в социально- психологической реабилитации воспитанников специализированных детских учреждений и формирования у них необходимых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Преодоление вредных привычек у воспитанников детских домов-интернатов»
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 07:27
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД