Приемы работы с отклоняющимся поведением детей через духовно нравственное воспитание

Elena Schuvalova
Приемы работы с отклоняющимся поведением детей через духовно нравственное воспитание

Елена Алексеевна Шувалова МКДОУ Д/С № 83 г. Россоши Воронежской области

Как отличить каприз от срыва? Надо ли хвалить детей, и если да, то как?

Какие наказания приемлемы? Как воспитать в детях ответственность? Как совместить традиции и современность? Как не отступить от православных представлений о воспитании детей и в то же время, не впасть в крайности? Все эти вопросы связаны с проблемой непослушания. И рост детской неуправляемости чреват серьезными последствиями не только для самого ребенка и его семьи, но и для всего общества.

Что же такое «Послушание»? Как писал в начале хх века известный православный писатель и богослов Н. Е. Пестов – «Послушание» - это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует в ребенке развитие всех душевных достоинств».

Говоря о послушании, Н. Е.Пестов приводит следующие 10 принципов:

1. Без крайней необходимости нельзя никогда отменять своих распоряжений и приказаний.

2. Распоряжения должны быть точно выражены и сказаны категорично.

3. Выполнение приказаний следует требовать немедленно и приучать детей слушаться с первого слова.

4. Родителям важно всегда взаимно поддерживать у детей свой авторитет.

5. Не оставлять без наказаний ослушания, усиливая наказание при повторном ослушании.

6. Не изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера.

7. Не командовать постоянно детьми и не давать им слишком частых приказаний, иначе будет притупляться послушание.

8. Не требовать от детей чего-то слишком трудного для исполнения или не справедливого в каком-либо отношении.

9. Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка и нежность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения и почитания.

10. Самим давать пример послушания.

Но, даже выполняя все эти принципы, ребенок может не слушаться. Это связано с увеличением нервных детей, с усложнившейся жизненной обстановкой у взрослых. Все чаще специалисты говорят о детях с отклоняющимся поведением.

С точки зрения психологов и педагогов в работе есть приемы, которые помогают справиться с таким поведением у детей.Основные из них:

- система запретов сопровождается альтернативными предложениями;

- занятия с детьми должны способствовать снятию напряжения;

- эмоциональный и тактильный контакт;

- не срываться на крик и не впадать в безудержное сюсюканье;

- взаимоотношения с детьми на принципах согласия и взаимопонимания;

- научить ребенка «остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг;

- здоровый психологический микроклимат в семье и др.

Какие же есть приемы работы с отклоняющимся поведением детей в ходе образовательной деятельности через духовно-нравственное воспитание?

Многие, работая с детьми, наверняка обратили внимание на то, что дети не могут играть вместе, присутствуют такие качества,как: жадность, злость, обидчивость, самолюбие. Перед нами встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

Перелистав и ознакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, мы поняли, что духовно-нравственные качества личности можно развить с помощью сюжетов из Детской Библии.

Детская Библия написана как сказка и адаптирована для маленьких читателей. Несмотря на простоту повествования Детская Библия дает прекрасные представления о Божьих Заповедях, законах христианской морали. Детская душа легко откликается на хорошие примеры, а сердце ребенка чутко к мудрым историям. Поэтому Детская Библия является прекрасным чтением для детей.

Из библейских историй дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.Они помогают ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих. Истории помогают ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание и т. д.

После чтения сюжетов из Детской Библии мы с детьми рассуждаем для того, чтобы ребенок задумался над истинным смыслом истории.

Очень нравятся детям иллюстрации к Детской Библии, они красочны и детальны. Наглядно дают представления по каждому сюжету. Рассматривая их и изучая, ребенок запоминает сюжет и смысл каждой истории.

Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образе героев, закрепляются в реальной жизни детей, взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. В процессе представления о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и обеспечивается коррекция отклонений в поведении ребенка.

Еще одним эффективным приемом в работе с отклонившимся поведением детей считаем использование народных игр, потешек, закличек, колыбельных песенок.

Играя в русские народные игры, ребенок не только развивается физически, но и обогащается духовно-нравственно. Он знакомится с традициями, черезсюжет игры познает качества человека: храбрость, силу, красоту и т. д. Играя, ребенок снимает напряжение, учится совместной игре с другими, взаимоуважению, сотрудничеству и т. п., тем самым исправляет свое отклоняющееся поведение.

Если ребенок вдруг разнервничался, закапризничал, что-то пошло не по его плану, тут на помощь может прийти заучивание и обыгрывание потешек, закличек и колыбельных песен. Ребенок переключает внимание и успокаивается.

Самое главное, при этом проявляет добродушие, отзывчивость, заботу, усердие и даже в чем-то трудолюбие. Что тоже очень хорошо способствует исправлению отклоняющегося поведения.

Такая работа даст результаты, если подобную линию поведения по отношению к дошкольнику выберут и его родители. Родителям необходимо как можно больше времени проводить со своим ребенком, играть, ходить вместе в храм, ездить за город, придумывать общие развлечения. Конечно, фантазии и терпения потребуется много, но польза будет не только для ребенка, но и для родителей, так как непростой мир маленького человека, его интересы станут ближе и понятнее.

Хочется спросить, как же воспитать в ребенке послушание и сдержанность? Ответ один-сложно! Особенно если мы, взрослые, не умеем владеть собой. Но в православной семье ситуация меняется. Как? Если ребенок растет в православной семье, родители постятся, пытаются жить по заповедям Божиим, тогда все намного проще. Совместная молитва, посещение храма, подготовка к исповеди, просмотр православных фильмов и дома все по режиму, без крика и ругани, тогда ребенок с молоком матери впитает этот образ жизни и его надо просто периодически корректировать в зависимости от его характера. Тогда он будет послушным и стараться сдерживать себя.

Посмотрим вокруг: картины окружающего мира не столь приятны. Православных семей не так уж и много, в храм ходят в основном бабушки, в воскресную школу детишек приводят бабушки. Мамы и папы за редким исключением.

Мы в детском саду с детьми много говорим на темы добра, любви, терпения, а они, приходя домой, нередко видят совсем другое. Как объяснить ребенку, что нельзя злиться, ругаться, нужно есть в определенные часы, спать ложиться вовремя, если дома он этого не видит.

Необходимо научить ребенка видеть плоды совершенного им или кем-то добра. Только тогда у него сможет выработаться убеждение, что добро сильнее, что правда рано или поздно восторжествует, когда он научится это видеть в своей жизни на самых простых примерах. Помог кому-то, защитил кого-то, подарил что-то – и сразу ощущение радости и мира на сердце. Если с кем-то поссорился, а потом нашел в себе силы первому подойти и попросить прощения – как сразу легко делается на сердце! И объяснить при этом, что ощущение радости и легкости – это подарок от Бога за совершенное добро. Помолились вместе за болящего, он выздоровел – сразу обратить внимание на это и подчеркнуть важность молитвы и то, что Бог эти молитвы слышит и отвечает на них.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте ФГОС» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Актуальность. Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через тематические экскурсии к местным достопримечательностям» Одной из основных задач внедрения ФГОС ДО дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный.

Духовно-нравственное воспитание через народную культуру (из опыта работы) Человек – существо духовное. Соединить в себе телесное и духовное – это естественная потребность человека. Только путем целенаправленного.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Не секрет, что сегодня материальные ценности стоят на первом месте, в отличии от духовных,.

Обобщение опыта работы «Духовно — нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности» Духовно-нравственное воспитание дошкольников является важной и необходимой составной частью образовательно - воспитательного процесса, а.

Презентация опыта работы по основам православной культуры «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ Н. Н. Шумеева Педагог дополнительного образования МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» Слайд.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем» Педагогический проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем» Автор.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приемы работы с отклоняющимся поведением детей через духовно нравственное воспитание
Опубликовано: 15 мая 2018 в 09:52
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

11 апреля. День оптических приборов на МААМ

В преддверии Дня космонавтики предлагаем поговорить с детьми об оптических приборах. Ведь самые мощные из них – телескопы – с давних пор помогают людям изучать звёздное небо, узнавать больше о звёздах,...

Интегрированное занятие для детей старшей группы «Загадочный космос»
Интегрированное занятие для детей старшей группы «Загадочный космос». Цель: Расширить знания и представления детей о космосе, о планетах солнечной...
Создание с детьми раннего возраста стенгазеты «Звездное небо»
Цель: Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционным способом рисования Задачи: Образовательные:...
Самостоятельная игровая деятельность детей средней группы
Игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно поэтому в своей практике я использую различные виды игр. Дошкольное детство – короткий,...