МААМ-картинки

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми 4–5 лет «Приходи, Весна красная!»

Римма Кондратенко
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми 4–5 лет «Приходи, Весна красная!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 29 «Сибирячок»

«ПРИХОДИ, ВЕСНА КРАСНАЯ

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми 4–5 лет „Приходи, Весна красная!“» размещена в разделах

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

с детьми 4-5 лет по речевому развитию.

Разработала и провела

воспитатель Кондратенко

Римма Олеговна

г. Зеленогорск, 2013г.

Цель: развитие связной речи детей на основе русского народного творчества.

Задачи:

Область «Коммуникация»

- Учить детей правильно строить предложение, согласовывать прилагательные

с существительными мужского и среднего рода.

- Добиваться понимания и четкого произношения закличек.

- Обогащать словарный запас детей.

Область «Познание»

- Закреплять приметы весны.

- Упражнять в сравнении предметов по основным признакам (форма, цвет).

Область «Социализация»

- Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

- Формировать умение играть в русские народные игры.

- Широко использовать народные игры в повседневной жизни детей.

Область «Чтение художественной литературы»

- Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству.

Материалы и оборудование:

наглядное пособие «Весна», иллюстрации к празднику «Масленица», корзинка, платочек, 3 сундучка, деревянные палочки для русской народной игры «Бирюльки», демонстрационное изображение солнца и блина, маленькое соломенное чучело, блины.

Предварительная работа:

- Знакомство с русским народным фольклором: чтение, заучивание закличек.

- Знакомство с русскими народными играми: разучивание текста и правил игры

«Заря – зареница»

- Рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний.

Работа с родителями:

- Домашнее задание: изготовление и декорирование птиц из соленого теста.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Звучит русская народная музыка. Хозяйка хлопочет у стола.

Дети входят в группу.

Хоз. : - Здравствуйте, гости дорогие, милости просим в избу. Изба у меня просторная, светлая, всем места хватит, присаживайтесь, пожалуйста.

Дети проходят и рассаживаются на стульчики.

Хоз. : - Подарили мне сундучок, хотела я его открыть да посмотреть, что в нем спрятано, а он волшебным оказался.

(загадка из сундучка под фонограмму)

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (Весной)

(Звучит весенняя музыка, журчание ручейка, пение птиц)

Хоз. : - Идет весна по свету, и вот уж нет зимы,

По радостным приметам весну узнали мы!

- Весенних примет у меня, полная корзинка.

(Хозяйка показывает корзинку)

- Ой, да она пустая. Предлагаю наполнить корзинку приметами весны. Поможет нам в этом русская народная игра «Бирюльки». В сундучке я нашла маленькие палочки – бирюльки. Сейчас они все в пучке, когда я рассыплю палочки, каждый из вас возьмет одну, назовет примету весны и положит палочку в корзинку. Вот корзинка и наполниться.

Дети по очереди называют приметы весны с опорой на наглядное пособие «Весна», наполняют корзинку палочками.

- Спасибо, ребятушки, без вас бы мне не справиться.

- Много старинных обычаев было на Руси весной. Один из них – проводы зимы.

Чтобы зима ушла, нужно закликать весну. Помогайте мне.

Дети подходят к окну, тянут руки к солнышку, произносят слова.

Закличка: Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

С великой милостью,

С льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождем сильным,

С хлебом обильным.

Хоз. : - Посмотрите, еще один сундучок, что же в нем?

(загадка из сундучка под фонограмму)

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселиться весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот.

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают.

Хоз. : - Как называют праздник проводов зимы на Руси? (Масленица)

- Посмотрим, как веселился народ на празднике.

Рассматривание картин по теме «Масленица».

Составление простых предложений с опорой на наглядность. Работа над словарем: введение старинных слов (лапти, салазки, изба, катанки, масленица, кокошник).

Дети составляют предложение по картине, например:

Ребенок: - Дети катаются на санках.

Хоз. : - Санки в старину называли салазками.

Ребенок: - Ребята строят крепость и играют в снежки.

Ребенок: - Взрослые разводят костер и сжигают чучело.

Ребенок: - Девушки катаются на карусели.

Хоз. : - Обратите внимание на деревянные дома, в которых жили люди.

Такое жилище называется «изба».

- Как раньше называли валенки? Катанки.

- Какую обувь носили бедные люди? Лапти.

- Как называется головной убор у девушек? Кокошник.

Хоз. : - Масленица – веселый праздник, русские люди очень любили веселиться и играть. Поиграем?

Русская народная игра: «Заря – заряница»

(Дети стоят по кругу, затем идут хороводом с песней).

Заря – зареница,

Красная девица

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные,

Раз, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

(До кого дотронется ведущий, тот бежит, но в обратную сторону.

Выигрывает тот, кто первый добежит до ленты).

Хоз. : - Весну – то позвали, а солнышко плохо светит, наверно не проснулось. Разбудим солнышко?

Закличка: Солнышко, колоколышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди,

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать!

(На мольберте появляется картинка с изображением солнца)

Хоз. : - Ребята, опишите солнышко. Какое оно? ( подбор прилагательных: круглое, желтое, теплое, ласковое, яркое, весеннее)

- Солнышко дарит вам еще один сундучок.

(загадка из сундучка под фонограмму)

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный!

Словно солнышко горит,

Скушать быстренько манит

Только мама испечет, а он прыг

И прямо в рот! (блин)

(На мольберте появляется картинка с изображением блина)

Хоз. : - Ребята опишите блин. Он какой? ( подбор прилагательных: круглый, румяный, желтый, горячий, вкусный, масляный)

- Блин похож на солнце? (Дети сравнивают блин с солнцем, выделяя общие признаки: они круглые, желтые, румяные, горячие, теплые)

- Блин очень похож на солнце. Поэтому издавна блин считался символ солнца на Руси. Я напекла вам блинов, хочу угостить, подходите.

(Угощение детей блинами)

Хоз. : - Вкусные блины? А что у вас на пальцах? (Масло). Действительно, мои руки стали масленые. А твои?

(Воспитатель закрепляет произношение словосочетания «масленые руки»)

- Ребята, почему ваши руки стали маслеными? (Блины стряпают на масле).

- Так вот почему праздник называется – Масленицей! В старину руки смазывали маслом, чтобы они были мягкими. Растирайте масло на руках.

Но стряпали не только блины, но и пироги, калачи, оладьи и булочки в форме птичек. Вы с родителями постарались и настряпали птичек.

- Как они называются? (Жаворонки)

(Хозяйка раздает птичек)

Хоз. : - Жаворонки – прилетали первыми и приносили с собой весну.

Вспомним закличку про жаворонков.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам, принесите нам,

Весну теплую!

Унесите от нас, зиму холодную!

Хоз. : - У нас в детском саду сегодня проводится ярмарка, где каждый продавец хвалит и продает свой товар, уговаривает купить. Попробуйте и вы продать свои изделия.

Дети уходят в музыкальный зал на ярмарку.

Список литературы:

1. Рожнова П. К. Радоница: Русский народный календарь; Обряды; Обычаи; Травы; Обережные слова; Древо жизни. – М. : Дружба народов, 1997. – 224 с.

2. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников. Под редакцией А. В. Орловой. – Владимир, 1995. – 184 с.

3. Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателей дет. сада. - Сост. Л. Н. Елисеева. – 5-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1987. – 448 с. : ил.

Авторская разработка. Фотоматериалы предоставлены из личного архива автора.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 2–3 лет «Подарок маме» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности 2-3 лет. Тема:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе ДОУ Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе ДОУ. Задачи: 1. Развивать диалогическую речь.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Осень» Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе. Задачи: Образовательные: • уточнить и расширить знания детей об осенних явлениях.

«Здравствуй, весна!» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи .

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Весна» по речевому развитию Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимние забавы» по развитию речи с детьми 3–4 лет Методическая разработка. Якушева Лариса Ивановна Воспитатель МБДОУ № 89 «Умка» Конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимние.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Весна пришла» в подготовительной к школе группе Цели: развитие кругозора и формирование представления о весне как периоде пробуждения природы. Задачи: - формировать у детей умение правильно.

Конспект образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию «Красная Шапочка» Конспект образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию Подготовила: Лопатина Ольга Анатольевна воспитатель первой.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Антонимы» МБДОУ «Детский сад «Автомобилист» (филиал в с. Алгаза) Астраханская область Икрянинский район Конспект непосредственно-образовательной деятельности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «Калейдоскоп сказок» средняя группа «Буратино» воспитатель: Малютина Л. Л. 2017-2018 учебный год. Программное содержание: - дать первоначальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми 4–5 лет «Приходи, Весна красная!»
Опубликовано: 3 июня 2018 в 20:05
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД