МААМ-картинки

Применение дидактической игры и игрушек самоделок в коррекционной работе с детьми

Наталья Андрюшина
Применение дидактической игры и игрушек самоделок в коррекционной работе с детьми

На логопункте нашего учреждении корекционная работа с детьми осуществляется путём целенаправленной работы по преодолению фонетического и фонетико-фонематического нарушения речи.

Максимальный эффект в реализации возможностей ребёнка-дошкольника достигается тогда, когда обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, изготовления кукол и разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов, а так же постановка сказочных представлений на основе сюжета сказок.

Публикация «Применение дидактической игры и игрушек самоделок в коррекционной работе с детьми» размещена в разделах

Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Сказки любят все, но сказка в жизни ребёнка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребёнок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, предательство и взаимовыручка, измена и коварство, добро и зло. Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме в виде артикуляционных сказок.

Развивающая среда представлена в виде кукол-самоделок.

Эти куклы необычные. Скорее их можно назвать куколки-мешочки. Все они одного размера 13 на 18 см, сшиты из тканей разных расцветок, затягиваются как обычные мешочки тесьмой. Наполнители у мешочков так же разные: гречка, горох, фасоль, рис, семечки подсолнечника, семечки тыквенные, бочонки от лото, шуршащие целлофановые пакеты, макаронные изделия в форме бантиков, витушек, рожков и пр., высушенные травы лаванды, душицы, липовый цвет и т. д.

Мешочек с наполнителем- это и есть туловище куколки – персонажа сказки. Для изображения головы героя я использовала съёмные головы от покупных кукольных театров. В моей коллекции их пока немного, но достаточно для осуществления того тематического минимума, который я планирую на учебный год. Фигуры людей – дед, бабка, девочка, мальчик, Снегурочка, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Домовой, Животные – кот, собака, петух, медведь, лиса, волк, свинья, овца, бык, заяц, лягушка, мышка и т. д.

В дополнение к сказочным персонажам у нас имеется огромная коллекция игрушечных сказочных атрибутов : сундучок, терем, коромысло, вёдра, скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, сапоги -скороходы, шапка-невидимка, ступа, печка, клубочек, метла, поднос с волшебным яблоком, самовар….

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в дополнительных сенсорных ощущениях, поэтому все эти куклы-мешочки являются замечательным материалом для стимуляции кожного осязания, развития мелкой моторики рук.

На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми дефектами объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки или рассказа, который порой по ходу действия сочиняют дети.

В основу такого метода проведения подгрупповых логопедических занятий, положены комплексность и игровые приёмы. Основное отличие такой системы состоит в том, что занятия подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предлагается разнообразное построение занятий: в одном случае – это игра, в другом – спектакль, где дети – артисты. Придуманы разные варианты занятий с использованием литературных персонажей, сюжетов сказок.

Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что у детей-логопатов часто наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость.

Сюжетно-тематическая организация подгрупповых логопедических занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т. к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Система построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:

• в оргмомент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;

• в ходе занятия предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;

• на каждом занятии ведётся работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;

• физкультминутки и динамические паузы несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия;

• предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

В основу организационно-сюжетного построения занятий положена методика Е. А Пожиленко, главным в которой является комплексно-игровой метод организации логопедических занятий, в ходе которых коррекционные задачи по устранению нарушения звукопроизношения органично сочетаются с расширением у детей словаря, формированием грамматического строя речи, развитием функции языкового анализа и синтеза.

На разных этапах коррекции я использую следующие дидактические игры :

«Волшебный экран» - закрепление артикуляционных позиций;

«Подводное царство», «Цветочная поляна», «Сказочная регата», «Загадочный остров», «Птичий пир» - развитие речевого выдоха;

«Где мышонок?» - уточнение пространственных представлений и употребление предлогов, а так же закрепление знаний геометрических фигур;

«Бусы царевны» - автоматизация произношения звуков, уточнение лексических тем и цветовых эталонов;

«Куб желаний» - автоматизация поставленных звуков в словах, уточнение и активизация словарного запаса.

«Сказочные сюжеты» - развитие связной речи, словесно-логического мышления и памяти.

«Волшебные квадраты» - дети «идут» пальчиками по индивидуальному маршруту, читают слоги.

«Царство звуков», где дети учатся различать речевые и неречевые звуки. Здесь можно попасть в «район гласных и согласных звуков», «улицу парных и непарных согласных», пройтись по «Твёрдой набережной», и «Мягкому озеру» и оказаться в «Немом тупике». Попадая в это царство, дети учатся давать характеристику любому звуку.

«Ожившие звуки» - развитие фонематического восприятия и уточнения акустико-артикуляторных свойств звуков;

«По сусекам поскребём по амбарам пометём…»- поэтапный разбор акустико-артикуляторных характеристик звуков, развитие фонематического анализа;

волшебные персонажи «Дядюшка АУ» и «Буковка» - их использование на каждом занятии способствует положительному эмоциональному настрою настрою и позволяет в образной форме вести работу над звуками и буквами.

В процессе взаимодействия с внешним окружением дощкольник познаёт мир, вместе с тем познаёт и себя. А через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию не только о самом себе, но и об окружающем мире.

Важнейшей задачей в коррекционной работе с детьми с нарушением речи является формирование всех компонентов речи – звукопроизношения, фонематического восприятия, связной речи. Для того, чтобы получать наиболее высокие показатели, моя задача как логопеда не только применить все свои умения и навыки по устранению речевых недостатков у воспитанников, но и создать все необходимые условия для их реализации. Как известно, дети мыслят образами и немаловажным для них является пространственная среда, которая при правильной организации будет работать только на положительный результат.

Публикации по теме:

Доклад «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми». ГБПО ВО «Муромский педагогический колледж» Доклад на тему: «Применение личностно – ориентированной технологии в работе с детьми».

Мастер-класс для родителей «Изготовление музыкальных шумовых игрушек-самоделок» Цель. Передача опыта музыкального руководителя по изготовлению самодельных музыкальных инструментов из бросового материала родителям 2-ой.

Мастер-класс с родителями и детьми «Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми»Мастер-класс с родителями и детьми «Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Комарик» Мастер-класс для родителей и детей средней группы.

Применение игровых технологий в работе с детьми Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая.

Применение интерактивного оборудования в коррекционной работе учителя-логопеда ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Гайбышева Д. Р. ,учитель-логопед МАДОУ ЦРР – детский сад ГО.

Применение интерактивного оборудования в коррекционной работе учителя-логопеда Применение технических средств повышает эффективность занятия, позволяет сделать процесс обучения эмоционально - насыщенней, а также увлекает.

Применение современных технологий в работе с детьми Введение Сегодня в России существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя научно обоснованные подходы.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. «Здоровый человек – самое драгоценное создание природы. Но хранить эту драгоценность,.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (Опыт работы) В современном обществе здоровых детей становится.

Работа по художественной литературе. Изучение, применение в работе с детьми Воспитание любви к книге! «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. А. Сухомлинский Процесс общения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Применение дидактической игры и игрушек самоделок в коррекционной работе с детьми
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 10:28
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД