Анна Царевская
Применение интеллект-карт в познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольном образовании возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как: любознательность, самостоятельность, активность, инициативность, а также познавательного развития.
Одной из таких технологий является метод создания интеллект-карт, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Применение интеллект-карт в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Тони Бьюзен – психолог, известный писатель, автор методики запоминания, творчества и организации мышления, разработчик интеллект-карт — «карты ума (памяти)». Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы. Кроме того, это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Для работы с дошкольниками метод интеллект - карты был адаптирован кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института В. М. Акименко, которая предложила использовать его для развития связной речи детей.
Преимущество интеллект - карт в том, что они задействуют оба полушария. Всем известно, что необходимо одновременное развитие обоих полушарий, так как каждое из них обеспечивает различные стороны единого психического процесса. Известно, что примерно до десяти лет у детей доминирует преимущественно правое полушарие, поэтому большинство дошкольников относится не к мыслительному, а к художественному типу. Именно поэтому применение метода интеллектуальных карт особенно эффективно в процессе обучения дошкольников.
В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:
- развивать психические функции (память, мышление и внимание);
- стимулировать речевую активность, развивать связную речь;
- развивать познавательную активность и любознательность;
- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- формировать элементы самостоятельности и целенаправленности собственных действий;
- развивать творческую активность и воображение;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;
- развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
- способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Свойства интеллект-карты : своевременность, творческий характер, возможность пересмотра, запоминаемость, привлекательность, наглядность.
Правила создания интеллект-карты :
- для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. ;
- основная идея, проблема или слово располагается в центре;
- для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки; - каждая главная ветвь имеет свой цвет;
- главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями;
- ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева);
- над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово;
-для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове;
- разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
В своей практике метод интеллект-карт я применяю для создания плана работы в начале тематической недели. Совместное с детьми изготовление карты позволяет актуализировать уже имеющиеся знания по теме, а также определить направление в приобретении новых. В течении недели все, о чем ребята узнают, они фиксируют в интеллект-карте. По окончанию с помощью карты мы обобщаем информацию по теме.
В проектной деятельности интеллект-карты способствуют систематизации знаний у детей, а также их лучшему запоминанию.
Проект «Мир профессий» мы начали с составления интеллект-карты, разделив профессии по типам. Затем по «веткам» прикрепили уже знакомые профессии. Таким образом, увидели о каких профессиях ребята мало знают или они неизвестны им вовсе. По окончанию проекта мы полностью заполнили карту и у ребят сформированы более широкие представления о профессиях.
Спасибо за внимание!