Папки-передвижки

Применение методов арт-терапии: сказкотерапии, куклотерапии — в работе с эмоциональной сферой дошкольников

Галина Дехнич
Применение методов арт-терапии: сказкотерапии, куклотерапии — в работе с эмоциональной сферой дошкольников

«Применение методов арт - терапии : сказкотерапии, куклотерапии в работе с эмоциональной сферой дошкольников».

(анализ деятельности воспитателя старшей группы

Потаповой Н. И. и педагога-психолога Дехнич Г. П.

МДОУ «Детский сад №70» г. Ярославля).

Публикация «Применение методов арт-терапии: сказкотерапии, куклотерапии — в работе с эмоциональной сферой дошкольников» размещена в разделах

Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол, при этом они выступают в качестве промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя). Ребенок, познавая мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой проекции становятся куклы.

Куклотерапия широко используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации ребенка, в коррекционной работе со страхами, нарушением поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму. Целенаправленность куклотерапии обоснована тем, что куклы тесно связаны с культурными и религиозными традициями человека. Первые из них были прообразами богов, служили защитой, привлекали благополучие и счастье, покровительствовали деятельности. Кукла обеспечивает связь поколений и является архетипом, выстраивающим взаимоотношения с миром.

Коррекция протестного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре со взрослым или с ровесниками типичных конфликтных ситуаций из жизни ребенка. Опыт показал, что куклотерапия дает возможность самого естественного разрешения психологических проблем ребенка. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого напоминает ребенку травмирующую ситуацию, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется.

Процесс куклотерапии проходит в три этапа:

Изготовление кукол;

Обыгрывание значимых эмоциональных состояний с помощью кукол;

Заключительная беседа.

Важно какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы и каким характером он ее наделяет. Детям до 6 -7 лет еще сложно сделать самостоятельно простую куклу. В своей работе с использованием метода куклотерапии нами привлекаются к процессу изготовления кукол родители, дети, воспитатели.

В апреле 2015 года был проведен педагогический совет и семинара – практикум для воспитателей по теме: «Сказочная куклотерапия : использование куклы в работе с детьми». Семинар – практикум проходил в два этапа: изготовление куклы – марионетки и ее оживление. Работа с куклой закончилась обсуждением полученного опыта, сочинением историй или сказок. Опыт показал, что куклотерапия обладает рядом преимуществ:

Предоставляет возможность для выражения негативных чувств в социально приемлемой форме;

Кукла как зрительный образ позволяет легче выразить подсознательные конфликты и внутренние переживания;

Усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность;

Побочным продуктом куклотерапии является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развитие.

В работе с детьми воспитатели ориентировали цели на то, что «оживляя» куклу, ребенок видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок и воспитатель становятся волшебниками, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как считают нужным и как хорошо для нее.

В 2016 году в практику работы с детьми пришла матерчатая кукла. Дети с удовольствием изготавливают для игр своими руками кукол. Например, «зайчик на пальчик». Зайчик надевается на пальчик, и игрушку нужно крепко держать в ладошке. Дети старших групп делают такие игрушки для малышей и играя с ними дети чувствуют себя защищёнными и с зайчиком они могут пошептаться о своих тайнах. Наблюдения показали, что плачущие дети, имеющие тяжелую степень адаптации, получив в подарок от ребенка зайчика, привыкали к нему, играли с ним, даже жаловались зайчику, если обидели.

В мае 2016 года на базе детского сада проведен мастер – класс для воспитателей города на тему: «Система сопровождения педагогических работников по формированию развивающей предметно–пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО». Участникам мастер – класса предложена методика изготовления куклы на ложке, ее мастерили из кусочков хлопчатобумажных тканей и красных шерстяных ниток и за основу бралась маленькая деревянная ложечка. Ложка – предмет очень привычный, но он очень- очень древний и волшебный. Маленькие ложечки – обереги раньше дарили на свадьбу. На голове у куклы повойник и платок в красных тонах. Поверх повойника обязательно надевался платок. Кукла на ложке символизирует то, что родившийся человек имеет свой надел, свою долю в семье.

«Дорога ложка к обеду… и к другим событиям».

Возможность сделать куколку из лоскутков, тесьмы, ниток, создавая яркие образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать. А через эти милые, дорогие сердцу создания дети начинают постигать свои корни. И не только дети, и взрослые, перебирая лоскутки, используя бисер, всякого рода природные материалы, чтобы сотворить куколку, отдыхают душой, набираются сил для добрых дел и новых побед. Помогая детям, воспитатель легко найдет общий язык с ребенком, а это залог будущей любви и такого необходимого в жизни понимания.

Куклы – марионетки.

Марионетка прекрасна тем, что оживает в наших руках. Эта кукла достаточно самостоятельна, ибо она находится на расстоянии от рук кукловода.

В терапии важен сам процесс изготовления куклы – процесс творения новой сказочной жизни. Иногда создав куклу, клиенты испытывают чувство опустошенности. Говорят, что это были настоящие «роды», из них как будто что – то вышло. В этом случае необходимо объяснить, что эти чувства естественны: для того, чтобы открыться новой жизни, необходимо отпустить старое, дать ему свою жизнь в образе куклы. Некоторые клиенты, наоборот, создав куклу, испытывают прилив сил и радость. Эта кукла становится для них помощником.

Принцип изготовления простых марионеток предложен вальдорской школой, технология разработана Зинкевич – Евстигнеевой Т. Д., Грабенко Т. М. кукла состоит из головы и платья, в которое вшиты кисти рук. Одна нить служит для управления головой, другая нить помогает управлять руками. Кукла может быть с лицом и без него. Если кукла изготовлена без лица, это позволяет ребенку фантазировать – в каком настроении, состоянии находится кукла. То, какое выражение лица и настроение куклы придумывает ребенок, помогает определить его собственную актуальную проблематику.

Процесс куклотерапии проходит в три этапа:

1. Изготовление кукол.

2. Обыгрывание значимых эмоциональных состояний с помощью куклы.

3. Заключительная беседа.

Важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы и каким характером он его наделяет. Детям до 8 лет еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу. Полезно к этому процессу привлекать родителей, старших братьев и сестер. Это сплачивает детей и родителей и позволяет им лучше понимать и чувствовать друг друга. Изготовление марионеток полезно и для детей, и для взрослых. Очень часто человек

персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя. Поэтому процесс изготовления куклы – это всегда медитация. И главное, в конце работы человек получает замечательный продукт: куклу, которая уже может жить самостоятельной жизнью.

Медитация – интенсивное, проникающее вглубь РАЗМЫШЛЕНИЕ, погружение умом в предмет, идею, которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (свет, звук, так и внутренних (физическое, эмоциональное). Медитация – прием психической тренировки, принимающей различные формы в зависимости от культурно – исторического окружения. Наибольшее число свидетельств о приемах медитации сохранилось на Востоке.

Таким образом, изготовление кукол – марионеток:

Развивает мелкую моторику руки («мануальный интеллект»);

Развивает фантазию и образное мышление;

Развивает умение малыми средствами выражать характер;

Развивает способность тонко чувствовать другого и происходящее вокруг;

Развивает способность к концентрации внимания;

Укрепляет союз Ребенок – Специалист - Родитель.

Обычно дети очень любят кукол, сделанных руками их близких. Отвергая самые дорогие игрушки, они могут с этой куклой спать, есть, играть часами. И это неудивительно, ведь в такой кукле частичка души самого близкого человека.

Куклы представляют собой различных персонажей нашего внутреннего сказочного Королевства. Они могут стать помощниками. Но так бывает не всегда.

Иногда больные люди, изготавливая куклу, бессознательно переносят на нее образ своего заболевания. В этом случае они агрессивно относятся к кукле, стараются сделать ей побольнее и в конце концов уничтожить. Разрывая или сжигая куклу, они чувствуют большое облегчение. Это является актом «отыгрывания» болезни, бессознательным и сознательным желанием освободиться от нее, поиском внутренних механизмов сопротивления. Больной нередко переносит на куклу свои чувства и взамен получает необходимую эмоциональную поддержку.

Тайна старого сундука: история матерчатой куклы.

Матерчатых кукол люди делали еще в незапамятные времена. Вот только ткань – материал не такой прочный, как дерево или обожженная глина, поэтому те древние куклы до нас не дошли до нас. Самые старинные, что дошли до нас, сделаны во второй половине Х1Х века.

В кукол из ткани играли дети во всех странах мира и во все времена. Это потому, что такую куклу просто сделать, она доступна и интересна всем – и бедным, и богатым. Матерчатая кукла может быть любимой игрушкой и маленькой принцессы, и крестьянской девочки. Вся разница в отделке – у одной она вышитая золотом по шелку и украшена драгоценными камнями, а у другой сделана из беленой холстины. Но каждая кукла для своей маленькой хозяйки самая красивая. В русской деревне матерчатая кукла была самой распространенной игрушкой с глубокой древности почти до середины ХХ века! Причем эта игрушка очень мало изменилась за прошедшие века. Говорится не о тех игрушках, что специально делались на продажу, а о тех деревенских куклах, что мастерили своими руками с выдумкой и любовью. Ведь в чем магическая сила куколки из сказки? В материнской любви. Эта куколка – та самая богиня, какие матери клали в колыбель ребенку. Пока дети были маленькими, куклы для них шили мамы, бабушки, старшие сестры. Одновременно они учили малышей самим шить таких кукол и передавали им свой опыт. Так что лет с пяти любая девочка могла сделать себе куклу сама.

Возникает вопрос: зачем было так рано обучать девочек? Разве мамам и бабушкам было трудно и дальше делать для них кукол? Но для крестьянских девочек изготовление кукол и игра в них были не просто развлечением, но и своеобразной школой. Чтению и письму они не обучались до конца Х1Х века! Зато им очень рано предстало научиться всему, что должна была знать и уметь женщина – хозяйка и мать. А играя в куклы, учились шить, вышивать, прясть. А уж такой простор для фантазии дает изготовление и особенно одевание матерчатой куклы! Все куклы самоделки получались разными и по характеру, и по отделке, так что двух одинаковых на свете просто быть не может. Хотя у куклы есть и общие черты, так как в каждой местности был принят свой тип игрушки, да и приемы изготовления, наверное, во всем мире схожи.

Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса волосяная либо кудельная, то есть сделанная из льна или пеньки, наряд из пестрых лоскутков – вот такая была кукла. И не случайно.

В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжелой крестьянской жизни здоровье и красота – почти одно и то же. Недаром кукла такая устойчивая, что подчеркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле!

У традиционной матерчатой куклы была вполне «взрослая» фигура. Это отголоски почитания Матери – Земли, богини плодородия. Подтверждается это еще и тем, что в русской народной игрушке не было принято делать кукол – мужчин и кукол – мальчиков Первые куклы мужского пола появились только в конце Х1Х века.

И лицо у нее белое тоже не случайно. Саму куклу делали из самотканого полотна, достаточно грубого и набелённого, а вот лицо обтягивали кусочком отбеленного холста или белой льняной ткани. Причем до восемнадцатого века, а в отдельных губерниях и дольше, у тряпичной куклы вообще не было лица! Вспомним куклу – оберег! Кукла должна была защищать ребенка от злых сил, заменять его собой. Если кукла с лицом, она слишком похожа на человека и в нее может вселиться злой дух, а без лица она просто вещь и, значит, неопасна для ребенка. Так что в белом лице без изображения отразилась древняя обережная роль матерчатой куклы.

Со временем белизна лица утратила свой древний смысл и стала признаком кукольной красоты. А еще позднее мастерицы начали прорисовывать своим куклам черты лица или вышивать их цветными нитками.

Волосы для матерчатых кукол были настоящим украшением, они делали куклу «как в жизни». Прическу для своей любимицы девочки делали по всем правилам: если кукла изображала незамужнюю девушку, то волосы заплетали в косу и украшали лентой, кокошником, венком, а если «бабу» - скрывали волосы головным убором.

Самодельная кукла, особенно без лица, выглядела не очень – то ярко и нарядно. Поэтому особое значение имела одежда. Костюм красавицы выгодно подчеркивает статность женской фигуры и стройность девичьей:

Красна девица идет,

Словно павушка плывет.

На ней платье голубое,

Лента алая в косе…

Куклу старались нарядить в одежду из ярких лоскутков, украшали бусами, лентами – в крестьянском быту они выглядели ярким, праздничным пятном, таким своеобразным «островком красоты». Городские же, фабричные ткани оставались для деревни дорогими до конца ХХ века и наряды для них берегли и надевали только по праздникам. Об этом даже в народной песне поется:

Случай будет в Москву ехать –

Куплю два подарка:

Дорогие два подарка-

Кумач да китайку…

А ведь речь здесь идет о самых дешевых из производившихся тогда видах ткани, но зато броских, ярких, каких не изготовить в деревне самим. Теперь понятно, почему матерчатая кукла в простом, кажется, наряде – белой рубашке, синем сарафанчике из ситца, с алой лентой в волосах – так ценилась. Её дарили детям на именины и праздники и даже «приглашали» на свадьбу! Нарядную куклу торжественно передвигали по свадебному столу, приговаривая: «Раздайся, народ, девья красота идет!» Матерчатые куклы были не только у крестьянских детей. В документах ХУ11 века сохранились записи о расходах на «потешные куклы» маленькой царевны. Чего там только нет! И «сукно лазоревое», и «атлас (то есть атлас) золотный и бархатный, «камка червчатая», и даже бобровый хвост!

Дети богатых горожан продолжали играть в матерчатые куклы еще в конце Х1Х века, и это несмотря на доступность и популярность фабричных игрушек того времени. Изящество, тонкая работа, хороший вкус в подборе тканей и украшений, художественная вышивка по тончайшему шелку – все это делает их кукол настоящими произведениями искусства.

Как играли в матерчатые куклы?

Считать, что кукла – игрушка только «девчачья», - большая ошибка. В куклы играли и мальчики, даже русские цари в детстве! В русской деревне девочки и мальчики играли в куклы вместе лет до семи – восьми. До этого возраста даже одежда детей была одинаковой – рубашонка, различалась только длина волос.

Дети играли так же, как играют и сейчас. Это вечная игра «дочки – матери», когда «мужчины» уходили в поле или на охоту, а «женщины» оставались дома прясть, ткать, присматривать за детьми. Дети «примеряли» на себя взрослую жизнь. А помогали в этом куклы. Условная тряпичная кукла может стать в игре кем угодно: матерью – хозяйкой и маленькой дочкой, девушкой – невестой и старушкой, барыней и крестьянкой. Такая игра в чем – то схожа с театром.

Еще одним любимым занятием детей была игра в свадьбу. Деревенская свадьба была красочным представлением с многочисленными обрядами и правилами, с песнями и причитаниями, причем все происходило в строгой последовательности. Так что играя в куклы, дети приобщались и к народности. Обычно дети принимали участие во всех обрядах деревенской жизни, а свадьба была самым веселым и красочным из них. Именно детям полагалось снимать с невесты покрывало, расплетать косу, шествовать перед «свадебным поездом». Однако только в игре дети могли исполнять взрослые роли, особенно главные – жениха и невесты. Какая девочка не воображает себя в свадебном наряде!

Но при всем сходстве с настоящей свадьбой игра была именно детской забавой. Играющие по своему усмотрению сокращали, или наоборот, расширяли игру – обряд, особо выделяя самые яркие моменты: часто здоровались и кланялись, традиционным грустным песням предпочитали веселые, долго и шумно катали по избе кукольный «свадебный поезд». Каждая такая игра создавалась ее маленькими участниками по ходу действия, а потом всякий раз была непохожей на другую, и играть в нее не надоедало.

Девочки постарше, уже подростки, собирались на «посиделки», брали с собой корзинку с куклами. В такой корзинке могло быть одновременно 20 и более кукол! По кукольным нарядам судили о мастерстве и вкусе их владелицы.

Даже выходя замуж, девушка собирала всех своих кукол и приносила в дом жениха. И могла играть в них до тех пор, пока у нее самой не появятся дети, причем никто не смеялся над ней и не считал игру в куклы несерьезным занятием или бесполезной тратой времени. А уж потом куклы переходили к ее детям. Кукол бережно хранили в специально отведенном месте и никогда не выбрасывали. Их любили и берегли.

А почему? Да потому, что кукла на самом деле выполняла очень важную роль: с помощью неё старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше накопленный жизненный опыт. Она была и детской забавой, и средством воспитания, магическим предметом и праздничным подарком, свадебным атрибутом и украшением суровой трудовой жизни… Вот какая важная и полезная вещь обыкновенная матерчатая кукла!

Шьем матерчатую куклу.

Для изготовления матерчатой куклы не нужны особые портновские хитрости. Нужно только знать несколько простейших видов швов.

ВИДЫ ШВОВ:

Шов «вперед иголку». Этот шов пригодится если детали нужно сметать, то есть скрепить на время. Выполняют шов справа налево, длина стежка приблизительно 1 см. Во время работы иголка должна быть направлена вперед.

Шов «назад иголку» нужен для сшивания деталей. Он ничем не хуже машинной строчки, а с лицевой стороны и выглядит как машинная строчка. Выполняют его справа налево, длина стежка 0,5 см.

Шов «через край» пригодится, когда понадобится обметать детали по краям. Стежки делать по краю витками, наклон можно делать как влево, так и вправо, как удобно. Главные правила: стежки должны быть направлены в одну сторону, глубина стежков и расстояние между ними должны быть одинаковыми, но не больше чем 0,5см.

Петельный шов хорош тогда, когда нужно соединить детали из меха или плотной ткани. Этот шов можно делать не только по изнанке изделия, но и по лицевой стороне, тогда он смотрится как декоративный. Длина стежка 0,5 см или немного меньше. Стежки этого шва нужно укладывать строго вертикально и следить, чтобы расстояние между стежками было одинаковым, тогда шов получится ровным и прочным.

Пригодится и тамбурный шов. Его используют для вышивания (например, лица кукол).

Публикации по теме:

«Наблюдение за эмоционально — волевой сферой у дошкольников с ОНР 3 уровня в условиях логопедической группы» Программа наблюдения «Наблюдение за эмоционально - волевой сферой у дошкольников с ОНР 3 уровня в условиях логопедической группы» Возраст.

Интегрированное занятие с детьми 3-х лет на развитие познавательной и эмоциональной сферы с элементами песочной терапии Интегрированное занятие с детьми младшего возраста по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии "Веселые.

Мастер-класс «Применение игровых приемов с использованием Су-Джок терапии в коррекционно-логопедической работе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Теремок» с приоритетным направлением художественно – эстетического развития.

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми» Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу.

Развитие индивидуальных способностей дошкольников посредством куклотерапии методическая разработка «РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ – СРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА КУКЛОТЕРАПИИ» В маленькой.

Применение интерактивных и активных методов обучения в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Применение интерактивных и активных методов обучения в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Применение куклотерапии в логопедической работе с детьми «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В настоящее время отмечается неуклонный рост числа.

Применение методов ТРИЗ в речевом развитии детей 6–7 лет Актуальность В дошкольном возрасте закладывается формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно.

Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии и игровой песочной терапии Развивающее занятие "Сказочный остров дружбы". Цель занятия:дать возможность каждому ребенку выразить свою индивидуальность, раскрыть свой.

Семинар-практикум «Применение методов экспериментальной психологии в работе воспитателя ДОУ» Цель: Достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований через овладение методом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение методов арт-терапии: сказкотерапии, куклотерапии — в работе с эмоциональной сферой дошкольников
Опубликовано: 30 сентября 2016 в 12:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД