Применение настольно-печатных игр по ФЭМП в работе с детьми 6–7 лет

Дарья Кобозева
Применение настольно-печатных игр по ФЭМП в работе с детьми 6–7 лет

Поскольку в настольно – печатных играх задачи Основная особенность настольно – печатных игр определена их названием – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно – образовательное значение настольно – печатной игры не выступает открыто, а реализовывается через игровую задачу, игровые действия, правила.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой, основу образовательной деятельности.

Настольно-печатные игры математического содержания — это разновидность дидактических игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях развития и воспитания детей. В них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования настольно – печатных игр математического содержания в дошкольный период определяется рядом причин.

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве имеет большое значение. Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и более адекватный путь включения детей в образовательную деятельность. В настоящее время воспитатели встречаются с такими проблемами:

1. Освоение программного материала, включение в образовательную деятельность детей идет медленно.

2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно – образного типа мышления. Настольно-печатные игры математического содержания как раз способствуют развитию у детей познавательных психических процессов.

3. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Настольно – печатная игра во многом способствует преодолению этих трудностей.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, а возможность проявить активность в игровой деятельности, правильное выполнение игровых действий, добиться результата, выиграть. Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность настольно – печатных игр.

Настольно – печатная игра представляет собой многоплановое, сложное явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством воспитания личности ребенка.

Эти игры широко используются воспитателями для закрепления и применения знания, полученных в образовательной деятельности и в непосредственном опыте детей.

Настольно – печатная игра делает процесс включения детей в образовательную деятельность более легким, занимательным: та или иная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Такая игра осуществляется в целях умственного развития. И чем больше она сохраняет признаки игры, тем больше она доставляет радость детям.

Настольно – печатная игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные в процессе непосредственно – образовательной деятельности. В этом отношении роль настольно – печатной игры заключается в том, что она создает необходимые условия для разнообразного применения знаний, для познавательной активной деятельности детей дошкольного возраста.

Под настольно – печатной игрой математического содержания подразумевают такую деятельность, которая дает детям определенные знания о математических понятиях, представления и навыки.

Такие настольно – печатные - игры по сравнению с другими имеют цель: формировать у детей элементарные математические навыки, развивать их познавательные способности и вызывать у детей положительные эмоции от игры.

математического развития сочетаются с игровой деятельностью, свойственной детям, они являются эффективным средством включения детей в образовательную деятельность. Настольно – печатную игру математического содержания можно использовать в дошкольном образовании довольно широко. Поскольку такая игра помогает в освоении новых знаний и закреплении изученного материала, она становится очень целесообразным дополнением к образовательной деятельности детей в ДОУ.

Настольно – печатную игру можно использовать и в процессе проведения наблюдения за детьми, с целью выявления освоения программного материала. Эта деятельность, с помощью которой можно проверить, усвоили ли дети знания обстоятельно или поверхностно и умеют ли они применять их на практике.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, развивающаяся потребность в общении.

Дидактическая задача настольно – печатной игры как бы скрыта от ребенка. Это и делает настольно – печатную игру особой формой игровой деятельности, и в большей мере ненавязчивого освоения математических понятий, представления и навыков детьми.

Настольно – печатная игра математического содержания – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форму образовательную и игровую одновременно. Структура настольно – печатной игры отличает ее от другой детской деятельности или игры, предлагаемой воспитателем. Выделяют следующие структурные элементы настольно – печатной игры: дидактическая защита, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат - заключение игры.

Дидактическая задача определяется целью педагогического воздействия. Она формируется воспитателем и отражает деятельность, организуемую в воспитательно – образовательном процессе.

Игровая задача осуществляется детьми в настольно – печатной и реализуется через игровые действия. Самое главное: дидактическая задача в игре замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.

Игровые действия – основа настольно – печатной игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интересней сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Правили игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В настольно – печатной игре правила являются заданными. С помощью правил воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи математического содержания.

Подведение итогов, результат - проводится сразу после окончания игры, при этом необходимо отметить достижения каждого ребенка.

При проведении настольно – печатных игр математического содержания необходимо сохранить все структурные элементы игры, поскольку с помощью их решаются дидактические задачи.

В ситуации настольно - печатной игры знания усваиваются лучше. Самое главное, дидактическая задача в настольно – печатной игре осуществляется через игровую деятельность. Внимание ребенка обращается на выполнение игровых действий, а задача игры им не осознается. Это и делает игру особой формой игровой деятельности.

Таким образом, настольно – печатная игра – это только для ребенка, для взрослого она – способ образовательной деятельности. Настольно – печатная игра математического содержания помогает сделать программный материал увлекательным.

Настольно – печатная игра представляет очень удачную найденную форму образовательной деятельности, когда ребенок включается в образовательную деятельность играя.

Руководство настольно – печатными играми математического содержания требует большого педагогического мастерства. Решая в процессе игры педагогические задачи, воспитатель должен сохранить - игру, деятельность интересную и близкую детям, содействующую общению детей, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию коллектива.

Руководство настольно – печатными играми включает в себя:

а) отбор и продумывание педагогом программного содержания, чёткое определение дидактических задач, определение места и роли в игре в системе дошкольного образования, установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами образовательной деятельности;

б) создание или проектирование самой игры и определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил и результата игры;

в) руководство воспитателем ходом игры для обеспечения активности всех детей: оказание помощи, поощрение инициативы, предложение разных вариантов игры, как детьми, так и воспитателем, поддержка доброжелательных отношений между детьми, и отражение в игре знаний, освоенных понятий и представлений математического характера.

Руководство настольно – печатной игрой математического содержания состоит в правильном определении дидактической задачи познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении результатов деятельности.

Особую заботу педагога составляет создание «математического центра», где находятся настольно – печатные игры и материалы для них.

Воспитатель направляет игру так, чтобы не сбиваться на другую деятельность форму образовательной деятельности – на непосредственно – образовательную деятельность (занятие).

Организация настольно – печатных игр воспитателем осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению настольно – печатной игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению настольно – печатных игр входит:

- отбор игры в соответствии с задачами дошкольного образования;

- установление соответствия отобранной игры программных требованиям определенной возрастной группы;

- выбор места игры, где дети могут играть, не мешая другим

- подготовка дидактического материала для выбранной темы;

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни математического содержания, необходимым для решение игровой задачи.

Проведение настольно – печатных игр математического содержания включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, игрушек – краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры – воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которых воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто – то подсматривает, когда нужно закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (в зависимости от возрастных особенностей детей, участвуя в игре воспитатель направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых добиваются дети в игре, можно судить о ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности детей.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку к игре, так и сам процесс проведения игры, не допуск в последствии таких ошибок.

Важно, чтобы настольно- печатные вызывали интерес детей и радовали их. Только в этом случае они оправдывают свое назначение как средство образовательной деятельности.

Настольно – печатная игра математического содержания помогает овладению способами познавательной деятельности. Использование такой игры как метода вовлечения детей в образовательную деятельность повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее освоение детьми программного материала математического содержания.

Особенность настольно-печатных игр математического содержания состоит в том, что освоение детьми программного содержания происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания.

При формировании элементарных математических представлений и навыков настольно – печатная игра выступает как самостоятельный метод.

Работа по развитию у детей элементарных математических представлений в ДОУ организуется в образовательной деятельности (НОД и режимные моменты). Она состоит из нескольких частей, объединённых одной темой.

В структуре НОД предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты (это может быть «пальчиковая гимнастика», упражнения для глаз, динамические упражнения). Во время образовательной деятельности дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления математических знаний.

Из всего многообразия занимательного материала во время образовательной деятельности часто применяются настольно – печатные игры математического содержания (Приложение). Основное их назначение – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Эти игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности, как одно из средств реализации программных задач. Настольно – печатные игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величине, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.

Применение настольно-печатных игр по ФЭМП в работе с детьми 6–7 лет
Публикации по теме:

Использование настольно-печатных игр при обучении чтению детей дошкольного возрастаИспользование настольно-печатных игр при обучении чтению детей дошкольного возраста У 2-10% учеников массовой школы препятствием для школьного обучения становится дислексия. Дислексия - состояния, основным проявлением которых.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя» В. А. Сухомлинский Актуальность Почему моим выбором стали здоровьесберегающие технологии?.

Мастер-класс с родителями и детьми «Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми»Мастер-класс с родителями и детьми «Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Комарик» Мастер-класс для родителей и детей средней группы.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Еда, продукты питания
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Применение настольно-печатных игр по ФЭМП в работе с детьми 6–7 лет
Опубликовано: 21 июля 2018 в 09:36
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий мероприятия «30-сентября День Интернета в России»
«Какие величайшие открытия совершил человек за период своего существования, изменившие ход развития цивилизации? » 1. Добыл огонь, после чего стал...
Консультация по математике для детей дошкольного возраста
Антонова Ольга Аркадьевна Консультация на тему: Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей...
Конспект спортивного праздника совмесной НОД с детьми и родителями по ПДД «Город...
Конспект спортивного праздника совмесной НОД с детьми и родителями по ПДД «Город аварий» ( II младшая группа) Цель: Закрепить знания детей о правилах...
Экскурсия в библиотеку. Фототчет
Что такое библиотека? Как донести это понятие для детей дошкольного возраста? Библиотека это удивительный мир книг , где можно найти любую книгу, а...
Долгосрочный проект «Родной свой край — люби и знай» (средняя группа «Божьи коровки»)
Долгосрочный проект « Родной свой край - люби и знай» ( средняя группа «Божьи коровки») Подготовила: Воспитатель: Пермякова А. И. 2018г....