Получи документы

Применение нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений

Марусина Елена
Применение нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы всегда учитываем особенности их психического развития. Как правило, у таких детей наблюдается сниженный уровень концентрации внимания, страдает развитие словесно-логического мышления. Речевые процессы таких детей ограничены. Присутствуют нарушения точности, быстроты, переключаемости и координированности движений, затруднена динамическая и статическая организация двигательного акта.

Публикация «Применение нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений» размещена в разделах

В логопедической практике мы стараемся находить новые способы для коррекции речевых нарушений и поддержания мотивации у ребят, поэтому используем инновационные технологии. В последнее время все больше времени уделяется внимание такому направлению, как нейропсихология.

Детская нейропсихология позволяет разрабатывать подходы к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов.

Нейропсихологический подход представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга. Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, особенно актуальна при работе с детьми с ОВЗ.

Нейропсихологические игры - это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, развитию зрительно-моторной, пространственной координации, активизации речи.

Когда ребенок выполняет нейрозадания, он получает активную тактильную, вестибулярную и проприоцептивную стимуляцию. Детская нервная система получает во время такой игры дополнительные стимулы от рецепторов всех чувств (осязание, проприоцептивное ощущение тела, вестибулярный аппарат, зрение, слух).

Нейродвигательные упражнения способствуют коррекции слабой двигательной координации, решении проблем в различении правой-левой сторон, нарушения темпа, ритма речи, а также сложности с удержанием словесной программы.

В коррекционной работе мы активно используем нейропсихологические игры, упражнения и тренажеры. Это эффективная методика, которая позволяет помочь детям при многих видах нарушений. Нейроигры можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Благодаря межполушарным взаимодействиям осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность работы мозга и его координация.

Применяя различные виды нейроигр и нейроупражнений, можно условно разделить их на 3 функциональных блока:

1. Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж)

В этом блоке мы выполняли различные упражнения для развития длительного речевого выдоха, самомассаж пальчиками или, например, колечками Су-джок, добавляли ауриколотерапию.

2. Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук)

В данном блоке мы выполняли различные кинезиологические упражнения, такие как «Колечки, «Печка», «Кулак- Ребро-Ладонь». Но при этом добавляли к упражнению проговаривание слогов различной наполняемости. Также в этом блоке мы использовали технику зеркального рисования: это могло быть просто рисование на листе бумаги сразу двумя руками, рисование буквы или узора на доске, рисование в песочнице.

Закрепляли зрительные образы букв, например, «Укрась букву», «Покажи и назови букву», «Назови картинку и покажи первую букву в слове». При выполнении двуручных упражнений мы можем использовать в работе также магниты, счетные палочки при выкладывании заданных узоров и букв, цветные мягкие шарики.

В игре «Разноцветные перчатки» на руки ребенка одеваются перчатки на кончике каждого пальчика круг определенного цвета. Перед ребенком выкладывается карточка с определенным цветом кружка. Ребенок должен соответственно поднять вверх пальчики с кружочками нужного цвета. Можно усложнить задание, добавив на карточке не один цветной кружок, а сразу два цвета.

3. Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга)

В этом блоке мы добавляли различные виды кинезиологических упражнений с проговариванием слогов, но уже с одновременной сменой положения для правой и левой рук.

- «Позвени и покажи»

Перед ребенком лежат фигурки жестов пальцев рук и колокольчики. Ребенок должен сначала ведущей рукой позвенеть, а потом другой рукой показать нужный жест.

Также добавляли упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков, закрепление родовых значений имен существительных. Приводим примеры упражнений для этого блока:

-«Лиса спряталась…»- Перед ребенком фигуры, соответственно обозначающие: квадрат- «нора», прямоугольник – «гора». В руке у ребенка фигурка лисы. Задача состоит в том, что ребенок должен передвигать фигурку животного по геометрическим фигурам, при этом произнося: «Лиса спряталась в норе, на горе, в норе….». При этом ребенок должен не ошибиться, шагая на определенную фигуру.

В игре «Жесты» ребенок должен запомнить нужный слог для определенного жеста- повторить цепочку слог-жест, например, «ра»-два пальчика, «ро»- кулачок, «ру» - ладошка.

Игра «Ладошки»- ребенок должен запомнить соответствующий слог «для ладошки и для кружочка». Например, если ладошка- говорим «Са», если кружок- говорим «Ша». Двигаемся по кругу. При этом ребенок должен еще обратить внимание, какую ладошку положить на стол - правую или левую.

В игре «Назови и покажи» перед ребенком картинки с автоматизируемым звуком. Под каждой картинкой определенный жест. Ребенок называет картинку и одной или сразу двумя руками показывает нужный жест.

Упражнение «Алфавит» направлено на синхронизацию полушарий головного мозга. В таблице: верхний ряд- это буквы, которые нужно называть. Нижний ряд- это обозначения рук. Л-левая, П- правая, В- вместе две руки. Одновременно читаем букву и поднимаем вверх соответствующую руку.

При дифференциации звуков мы можем использовать различный подручный материал: счетные палочки, магниты, камешки Марблс, игры в песочнице, фруктокрышки, работая над дифференциацией звуков: «твердый-мягкий», «гласный-согласный», «свистящие-шипящие», различение соноров.

Нейроигры мы можем добавлять в работу не только при автоматизации и дифференциации звуков, но и, например, при закреплении родовых понятий, например, в таких играх: «Рассели животных», «Загони машину в гараж», «Мой или моя?».

В своей работе мы использовали упражнения с нейротренажерами : нейроскакалка, нейровосьмерка, лабиринты, разноцветные окошки, парковка, визуально-ритмический круг, балансировочная доска. Они способствуют развитию межполушарных связей, развитию скорости реакций, способности к быстрому переключению внимания, тем самым создавая новые нейронные связи в головном мозге. Моторное планирование мы отрабатываем на различном как речевом, так и раздаточном материале: разнообразные сортеры, природный материал (шишки, каштаны, желуди, камешки Марблс, различные мелкие игрушки. Все это позволяет автоматизировать звуки в прямых и обратных слогах и является базой для формирования слоговой структуры слова.

В работе мы использовали следующие игры с тренажерами на координацию и дифференциацию: «Продолжи узор», «Твердый-мягкий», «Овощи-фрукты», «Подбрось мешочек правой рукой, если услышишь «Р», левой рукой, если услышишь «Л», «Поймай звук», «Посчитай слоги», «Какой это звук?», «Лишнее слово» и другие.

Таким образом, используя нейроигры, мы способствуем коррекции имеющихся нарушений. В результате новый учебный материал воспринимается более естественно, лучше усваивается, за счет взаимодействия работы мозга и руки, поддерживается положительный эмоциональный настрой и сохраняется мотивация. Нейроигры дают возможность учителям-логопедам более творчески и интересно вести свою работу.

Список использованной литературы

1. Гончарова К., Черткова А. Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие памяти, внимания, моторики. Изд-во: Феникс, 2020. 55 с.

2. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. Изд-во: Питер СПб, 2021. 288 с.

3. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Изд-во: Феникс, 2020. 31 с.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зренияГимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений
Опубликовано: 30 января 2023 в 15:14
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений» (включая файлы) размещена пользователем Марусина Елена (УИ 190243) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД