МААМ-картинки

Применение педагогических технологий по активизации воспитанников и родителей

Галина Марушкина
Применение педагогических технологий по активизации воспитанников и родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Применение педагогических технологий по активизации воспитанников и родителей

Автор: Марушкина Галина Михайловна

Внедрение в образовательный процесс ФГОС в нашем детском саду потребовало тщательного анализа педагогической деятельности. Педагогический коллектив готов к внедрению и принятию нового в дошкольном образовании. По мнению наших педагогов не дети должны приспосабливаться к детскому саду, а дошкольное образовательное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для активизации каждого ребёнка, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья. И конечно же необходима помощь со стороны родителей.

Публикация «Применение педагогических технологий по активизации воспитанников и родителей» размещена в разделах

Для реализации государственного стандарта в дошкольном учреждении созданы благоприятные условия в свете современных требований. Имеется достаточно развивающего оборудования, методического и дидактического материала для образовательной деятельности, создана современная предметно-развивающая среда в соответствии с ООП.

Целью деятельности взрослого в условиях ДОУ является такое взаимодействие с ребенком, которое будет способствовать активизации его в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий. Сегодня педагогу недостаточно знаний о существующих технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности, привлекая родителей.

Для активизации детей и родителей в своей работе я использую современные инновационные технологии, направленные на реализацию ФГОС и обеспечения вариативности образовательного процесса:

1. Игровые технологии

2. Здоровьесберегающие технологии

3. Технологии проектной деятельности

4. Технология исследовательской деятельности

5. Информационно – коммуникативные технологии

6. Личностно-ориентированные технологии

Игровые технологии

Цель: создание возможности дать дошкольникам примерить на себя первые социальные роли, развивая познавательные интересы и радость творчества, активизируя полноценную мотивационную основу для игровой деятельности.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

• игры и упражнения, активизирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается и активизируется умение отличать реальные явления от нереальных;

• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. В своей работе я использую народную игру как средство активизации детей и родителей.

Здоровьесберегающие технологии

Цель: формирование умений овладения простейшими способами и формами поведения, способствующими укреплению и сохранению здоровья.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.

Здоровьесберегающую технологию мы рассматриваем как «сертификат безопасности» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения.

В нашей практике применяются здоровьесберегающие технологии :

• физкультурно-оздоровительные, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания;

• образовательные – воспитание культуры здоровья дошкольников;

• сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная, динамические паузы, релаксация);

• обучения здоровому образу жизни – технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки здоровья» из программы М. Лазарева «Здравствуй», знают и владеют данной технологией пока немногие педагоги (30% .)

Педагоги ДОУ используют различные здоровьесберегающие гимнастики:

• кинезиологическая гимнастика Брэйн Джим Доктор Пауль Деннисон, данную технологию используют воспитатели старших групп как отдельно перед занятиями, так и как физминутку во время НОД;

• пальчиковая гимнастика – (В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко) помогает укреплять мышечную систему, стимулирует общее развитие ребенка; повышает работоспособность головного мозга. Данной технологией владеют все 100% педагогов, самый большой опыт, по использованию данной технологией у воспитателя Турутиной О. Г., которая неоднократно проводила семинары и открытые мероприятия по её использованию;

• музыкотерапия – Все педагоги (100%) используют при организации режимных моментов, перед сном и после сна. Под тихую классическую музыку дети засыпают, а встают. просыпаются под пение птиц. Также музыкотерапия используется при проведении интегрированных занятий, во время рисования, аппликации и др.

• дыхательная гимнастика (М Лазарев, программа «Здравствуй») его комплекс дыхательных игровых упражнений и попевок разработан в игровой и занимательной форме, что доступно детям дошкольного возраста. Дыхательную технологию М. Лазарева использует музыкальный руководитель на своих занятиях, как часть НОД и воспитатели (30%) для профилактики простудных заболеваниях.

дыхательная гимнастика и др.

Использование здоровьесберегающих технологий способствуют воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную и двигательную активность и, самое главное улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей

Технологии проектной деятельности

Цель: развитие и обогащение социально - личностного опыта дошкольников посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

В воспитательно-образовательном процессе нашего детского сада проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, родители. Родители являются источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но могут и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Основной целью проектного является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, что активизирует ребенка на самостоятельную деятельность. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог активизировал ребенка на работу, проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель использует подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса используются различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.

III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаю решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют центры по познавательно-практической деятельности.

IV этапом работы над проектом - является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, активизировать его мышление,помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Технологии исследовательской деятельности

Цель: формирование у детей способности к исследовательскому типу мышления, развивая познавательную активность и любознательность, обогащая мыслительные процессы.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом детям предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности используемые мной в работе:

• эвристические беседы

• постановка и решение вопросов проблемного характера

• наблюдения

• моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)

• опыты

фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

• подражание голосам и звукам природы

• использование художественного слова

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1. Опыты (экспериментирование)

• Состояние и превращение вещества.

• Движение воздуха, воды.

• Свойства почвы и минералов.

• Условия жизни растений.

2. Коллекционирование (классификационная работа)

• Виды растений.

• Виды животных.

• Виды строительных сооружений.

• Виды транспорта.

• Виды профессий.

3. Путешествие по карте (старший возраст)

• Стороны света.

• Рельефы местности.

• Природные ландшафты и их обитатели.

• Части света, их природные и культурные «метки» — символы.

4. Путешествие по «реке времени» (старший возраст)

• Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

• История жилища и благоустройства.

5. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны и активизация мышления, с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это активизировать ребенка на радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов — практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно — мыслящих личностей, умеющих решать проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

Информационно-коммуникативные технологии

Цель: развитие у детей умения ориентироваться в потоке новых современных технологий, став для ребенка проводником, оптимизировать педагогический процесс с помощью компьютерных программ, индивидуализировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень свой и родителей.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Задачи:

• идти в ногу со временем;

• стать для ребенка проводником в мир новых технологий;

• наставником в выборе компьютерных программ;

• сформировать основы информационной культуры его личности;

• повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

• Исследовательский характер

• Легкость для самостоятельных занятий детей

• Развитие широкого спектра навыков и представлений

• Возрастное соответствие

• Занимательность.

Классификация программ:

• Развитие воображения, мышления, памяти

• Игры-путешествия

• Обучение чтению, математике

• Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

активизирует познавательную активность детей;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения;

• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий :

• Недостаточная методическая подготовленность педагога

• Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

• Бесплановость, случайность применения ИКТ

• Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога :

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских.

Личностно-ориентированные технологии

Цель: воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, формирования личностных качеств.

Педагоги нашего дошкольного учреждения повсеместно используют в работе с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие, а именно: ситуация успеха, ситуация обращения к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания и другие. Педагоги не мешают ребенку творить. Они находятся рядом с ним во время процесса, принимают и понимают его позицию, бережно относятся к результатам детского творческого труда.

Создание комфортных условий, атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания – этим обусловлен отказ от традиционных занятий. Развивающая среда, состоящей из ряда центров (сенсорный центр, центр математики, центр сюжетной игры, центр строительства, центр искусства и др.) способствует организации содержательной деятельности детей.

Результатом использования личностно-ориентированных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей.

Мы надеемся, что сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями, создание общей установки на совместное решение задач воспитания, разработка общей стратегии сотрудничества приведет к реализации единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала.

Публикации по теме:

Использование педагогических технологий на занятиях в цирковой студии Уважаемы коллеги! Тема доклада «Калейдоскоп педагогических технологий». Говорить о теории пед. технологий мы не будем. Все мы с вами используем.

Формирование основ противопожарной безопасности с использованием инновационных педагогических технологий Технологическая карта темы образовательной деятельности. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие. Безопасность». 3-4.

Формирование речевых способностей дошкольников средствами применения современных педагогических технологий В настоящее время проблема развития речи становится особенно- актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является.

Фотоотчет «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Фотоотчет «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ» . Фотоотчет. Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ. В детском саду большое внимание уделяется в первую очередь укреплению.

Использование игровых педагогических технологий в работе педагога по музейной педагогике C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) — новый тип документа,.

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному развитию» Музыка успокаивает, музыка лечит, музыка поднимает настроение. Обучая детей музыке, мы укрепляем их здоровье. Большое количество медицинских.

Применение информационно-коммуникационных технологий в ДОУ В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с реализацией Федерального Государственного.

Применение практико-ориентированной модели в процессе взаимодействия с семьями воспитанников ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ во || МЛАДШЕЙ ГРУППЕ МАДОУ № 29 НА 201---201__ УЧЕБНЫЙ ГОД БЛОК ЗАДАЧИ ФОРМЫ РАБОТЫ СОДЕРЖАНИЕ.

Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ с целью формирования у воспитанников основ здорового образа жизни и развития «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ». В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям.

Создание эффективных педагогических условий в ДОУ для социально-личностного развития воспитанников. Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение педагогических технологий по активизации воспитанников и родителей
Опубликовано: 25 апреля 2017 в 08:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение педагогических технологий по активизации воспитанников и родителей» (включая файлы) размещена пользователем Галина Марушкина (УИ 522813) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД