Елена Миленная
Применение системы адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение системы адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Ни для кого не секрет, что в современном обществе уровень здоровья детей снижается, увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Публикация «Применение системы адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Одним из приоритетных направлений государственной политики в России является создание условий для предоставления детям с ОВЗ и детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития.
Инклюзивное образование – это совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений. Это не просто модное веяние нашего времени, а естественный и закономерный этап в развитии системы образования вообще – и подходов к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья.
Детям с особенностями развития сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям совместное обучение с детьми с ОВЗ позволит развить толерантность и ответственность, которые станут основой их будущей жизни.
Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной физической культуры является : формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.
Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми. В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях.
Само слово «адаптивная» уже многое объясняет. Чтобы ребенку с ослабленным здоровьем приспособиться к условиям окружающей среды, нужны силы. Адаптивная физкультура – это одна из возможностей приобрести силы, укрепить здоровье.
В нашем детском саду большинство детей с ОВЗ обучаются на дому, поэтому занятия адаптивной физической культурой проходят индивидуально или малыми группами, что позволяет больше внимания уделить каждому отдельному ребенку.
.В своей работе с детьми с ОВЗ я использую следующие принципы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику согласно его заболеванию.
2. Предотвращение наступления утомления, чередование умственной и практической деятельности, использование нестандартного оборудования, красочного инвентаря.
3. Проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.
Дети очень любят заниматься. Приятно наблюдать, как дети от занятия к занятию улучшают свои двигательные возможности, игры в сухом бассейне, ходьба по «волшебной дорожке» для профилактики и коррекции плоскостопия, занятия на фитболах и другие интересные методы сочетаются с дыхательными упражнениями, упражнениями на меткость.
Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
Движение оказывают всесторонне влияние на организм человека, и это неизмеримо важно для растущего и развивающегося детского организма.
Дети – это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.
Физические упражнения, вошедшие в содержание экспериментальной методики
Физические упражнения
Развитие быстроты
Тренирующие физические упражнения (ЧСС 140 -160 уд/мин)
Тонизирующие физические упражнения (ЧСС 120 до 140 уд/мин)
Умеренные физические упражнения (ЧСС до 120 уд/мин)
Подвижные игры (3-4мин) : «Быстро возьми!», «Салют», «Мяч через сетку», «Снежная королева», «Кричалки-шепталки-молчалки», «Дикие лошадки»
Эстафеты: «Кенгуру», «Строитель», «Цапля», «Прыжки с пал-кой»; «По местам!» (по 2-3раза)
Коммуникативные игры: «Сороконожка»,«Сиамские близнецы»
Развитие силы
Комплексы упражнений: с отягощением собственного веса («Оловянный солдатик»-«Лодочка»-«Карусель»; «Насос»-«Маленький мостик»-«Паровозик»; «Ракета»-«Крокодил»-«Экскаватор» (повтор 1 комплекса 3-4 раза); с преодолением внешнего сопротивления: с гантелями 0,5кг. в исходном положении (и. п.) лежа на спине (1,5мин)- упр. на расслабление (30 с)-упр. с гантелями (1,5 мин)-дыхательное упр. (30 с)
Упражнения с преодолением внешнего сопротивления: с резиновым бинтом (3-4мин, бег по гимнастическим матам (1-1,5мин, игры с набивными мячами (2-3 мин);
Упражнения с преодолением внешнего сопротивления: с резиновыми мячами малого диаметра (1 мин)
Развитие гибкости
Комплексы активных упражнений: повороты туловища (вправо, влево)-наклоны (вперед, назад в сторону)-группировка и прогибание туловища- приседания из и. п. ноги врозь -махи ногами (вперед, назад, в сторону. То же с обручем, мячом, скакалкой. (повтор 2-3 раза)
Комплексы активных упражнений на разные группы мышц: «Бабочка»-«Кобра»-«Качалка» -упр. на расслабление (4-5раз); комплексы из «Алфавита телодвижений» (1 комплекс – 6 упражнений, повтор 4-5 раз)
Пассивные упражнения: элементы стретчинга (10-15с)-активные упр. на расслабление (10с(4-5 раз); упражнения на релаксацию
Развитие выносливости
Танцевально-ритмические комплексы: «Русский», «Ламбада», «Цыганочка» (в содержание включены дыхательные динамические упражнения через каждые 2мин активных движений). Продолжительность 1 комплекса 4-5мин.
Речитативно-игровая композиция «Волк на охоте» ( 2 раза: между повторами дыхательное динамическое упражнение)
Комплекс игровых дыхательных упражнений
Развитие координационных способностей
Подвижные игры с теннисной ракеткой и воздушным шаром: на 1 занятие 2 игры по 2 мин; прыжки на батуте с поворотами (1 поворот на 90 на 4 прыжка - прыжки без поворотов 10с, с различными движениями рук (2-3мин, эстафеты (2-3 раза, элементы спортивных игр (4-5мин)
Синтетические координационные упражнения, комплексы упражнений на эластичных мячах; «Алфавит телодвижений» (6-7мин) .