Соболева Елена Александровна
Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Понятно, что здоровье ребенка зависит почти на 100 % от образа жизни семьи.
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему и непосредственно коснулось и дошкольное образовательное учреждение.
Одной из главных задач ДОУ является — создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье ребенка -проблема достаточно актуальна для всех времен, а в настоящее время она стала первостепенной.
Актуальность темы здоровьесберегающих технологий подтверждают и статистические показатели. Педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше,чем врач. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление воспитанника. Воспитатель должен обучаться здоровьесберегающим технологиям,позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью воспитанникам.
Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы ДОУ по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- задачи сохранения, поддержания и обогащение здоровья не только детей, но и педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий - это обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, формировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В настоящее время в ДОУ используются следующие виды здоровьесберегающих технологий :
- технология сохранения и стимулирования здоровья
- технология здорового образа жизни
- коррекционные технологии.
Реализация этих технологий осуществляется, как правило, специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной системы.
Формы организации здоровьесберегающей работы :
-физкультурные занятия
-самостоятельная деятельность детей
-подвижные и спортивные игры
-дыхательная гимнастика
-утренняя гимнастика
-профилактика плоскостопия
-двигательно-оздоровительные физкультминутки
-профилактика осанки
-гимнастика для глаз
-релаксация
-пальчиковая гимнастика
-гимнастика после сна
-музыкальные занятия с танцами
-спортивные развлечения.
Средства здоровьесберегающих технологий.
Для достижения здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1. Средства двигательной направленности.
К ним относим такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегательных образовательных технологий обучения. Это- движения, физические упражнения; физминутки; эмоциональные разрядки и минутки «покоя»; гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура (занятия оздоровительной физкультурой); массаж (самомассаж); тренинги.
2. Гигиенические факторы.
К ним относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНом; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещения; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носовых платочков при чихании и кашле, обучение элементарным приемам ЗОЖ, организация порядка проведения прививок; организация предельного уровня учебной нагрузки во избежании переутомления, осмотр детей медицинским персоналом.
Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в ДОО.
Для реализации здоровьесберегающих технологий в детском саду рекомендуется создать следующие условия:
• условия для укрепления здоровья детей и физического развития, а именно спортивные площадки, оборудованный тренажерный уголок и спортивный зал, который должен быть оснащен стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребенка.
• В каждой группе рекомендуется оборудовать уголки двигательной активности, которые должны быть оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием.
• практикуется, что для каждой группы составляется режим двигательной активности, разрабатывается система закаливания с учетом сезона и возраста.
• Рекомендуется в каждый вид деятельности включать упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей. Дозировка и темп должна зависеть от возраста детей и настроения
• необходимо употреблять фитонциды (чеснок и лук)
• рекомендуется постоянный контроль осанки, контроль дыхания на физкультурных занятиях
• необходимо кварцевание помещения и подбор мебели соответственно антропометрии (измерение роста производить в начале и конце учебного года)
• рекомендуется осуществлять профилактику простудных заболеваний; проводить закаливающие процедуры; ежедневно проводить утреннюю гимнастику и гимнастику после сна, которая включает в себя босоножье в сочетании с воздушными ваннами, с корригирующими упражнениями, массажем для профилактики плоскостопья и нарушения осанки.
• Рекомендуется регулярно проводить упражнения на свежем воздухе в разные периоды года.
Для создания целостной системы двигательной активности детей очень важным является организация двигательной развивающей среды. В нашем ДОУ оборудован спортивный зал, где представлено разнообразное физическое оборудование, которое повышает интерес к физической культуре, развивает жизненно- важные качества, увеличивает эффективность образовательной деятельности.
Приемы здоровьесберегающих технологий широко используются педагогами нашего ДОУ в разнообразных формах организации педагогического процесса; в организационной образовательной деятельности, на прогулке, в режимных моментах, в свободной деятельности детей, в ходе педагогического воздействия взрослого и ребенка.
Советуем, и мы ежедневно с детьми проводим утреннюю гимнастику, которая способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия.
Следует уделять большое внимание на организацию физическо- оздоровительной работы на свежем воздухе. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях -в группах созданы физ. уголки, которые учитывают возрастные особенности детей и интересы. У нас в группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, картотека подвижных игр и упражнения для общеобразовательного воздействия; физическое оборудование размещенно так, чтобы оно было доступно детям как в группе, так и на прогулке.
Рекомендуем и у нас в группе имеются: «дорожка здоровья», мешочки с песком для метания (развитие координации, кольцебросы, скакалки, мячи (крупногаборитные и маленькие, обручи, канаты, лыжи, ледянки, санки и т. д.
Во время прогулки необходимо проводить 2-3 игры разной степени подвижности, несложные сюжетные игры, предоставлять детям возможность играть самостоятельно.
Все формы работы реализуемые на прогулке, содержание деятельности детей на воздухе, интенсивность их двигательной активности необходимо соотносить с условиями погоды, сезонами года и температуры воздуха.
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознание отношения к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях и походах.
Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их выполнением.
Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил личной гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит им участвовать в разнообразных занятиях и улучшить им настроение!