МААМ-картинки

Приобщение детей к истокам русской культуры в разных видах деятельности

Черепанова Ольга Петровна
Приобщение детей к истокам русской культуры в разных видах деятельности

Русская национальная культура - это наследие, которое принадлежит народу.

Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и передавать из поколения в поколения.

Именно через народную песню, сказку, овладевая языком своего народа, знакомясь с традициями и обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о русской культуре.

Участвуя в народных праздниках, соблюдая народные традиции, дети учатся уважать и любить свое прошлое, любить свою Родину.

Перед нами стояла цель.

Публикация «Приобщение детей к истокам русской культуры в разных видах деятельности» размещена в разделах

Цель: Прививать и воспитывать у детей любовь к истокам и традициям русского народа, его обрядам и праздникам через разнообразные виды деятельности.

Задачи:

-Приобщать детей к изучению традиций и обрядов русского народа через устный фольклор, праздники и развлечения, игровую и театрализованную деятельность.

- Формировать у детей чувство причастности к духовному наследию прошлого, чувство соприкосновения с ним.

- Расширять и углублять знания о родном крае, родной стране, родной природе, развивать кругозор детей, обогащать их словарный запас.

Свою работу мы начали с младшей группы.

Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью в группе был создан «Уголок ряженья». Где дети очень любят наряжаться, переодеваться, надевать головные уборы, украшения.

Есть уголок изодеятельности :

Также рассматриваем альбомы: «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Загадки» и др.

Раскраски: «Матрёшки», «Народное творчество» .

Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами росписи, узорами, орнаментами, сюжетными композициями.

В уголке есть игрушки: филимоновские, дымковские, матрёшки, игры, куклы, сделанные детьми на занятиях

Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыгрывают на занятиях по изодеятельности.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Только предметы, сделанные своими руками и руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками

В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые мы стараемся реализовать в полной мере на занятиях, вне занятий, праздниках, развлечениях.

Нами был разработан цикл занятий, игр и досуговых развлечений также разработана картотека народных игр, целью которых является приобщение детей к народной культуре,

Дети продолжают знакомиться с устным народным фольклором, дополняя и углубляя свои знания народными сказками, загадками, небылицами.

Для расширения представления детей о русской народной культуре, знакомим детей с русским народным костюмом, с народными бытом, с русской народной кухней, дети знакомятся с различными видами театрализованной деятельности, народными играми, сезонными праздниками и развлечениями.

Создан уголок театральной деятельности, с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок :

С помощью малых форм фольклора решаем практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника мы используем этот богатейший материал словесного творчества народа.

Мы с ребятами обыгрываем потешки разными способами : сопровождаем чтение действием игрушки, используем и пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают поговорки, скороговорки, загадки и сказки. Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают нам «разговорить» детей.

]

При работе с загадками используем фигурки животных, например, петуха, коровы и др. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т. к. перед глазами находятся загадываемые предметы.

Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают

Вначале прочитанную сказку вносим в книжный уголок, дети рассматривали иллюстрации, более смелые пересказывают сказку. Затем предоставляем «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило,

животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук

Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех.

Русские народные, хороводные игры привлекли наше внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и как жанр устного народного творчества.

Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью.

Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры: «Ручеек», «Гуси-гуси», проводим и спортивные праздники.

Народная культура по–прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов, осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища, его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель, домашней утвари, посуде (горшок, самовар, игрушках (матрёшка, лошадка, кухне

Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю различные досуги и развлечения, которые проводим на музыкальных занятиях.

Ребята под руководством музыкального работника активно включаются в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, знакомим с народными инструментами: ложки, бубны, трещетки, которые отражают полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой).

В нашей группе проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре -народные праздники : народное единство, масленица, Рождество, новогодние колядки, отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря.

Проводим игры-драматизации, «Теремок», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»

Большое внимание уделяем и с работе с родителями :

Привлекали родителей к помощи по изготовлению костюмов и атрибутов к русским народным сказкам, (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек. ,совместно с детьми изготовили книжки-малышки и др.). Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду.

В работе с родителями я используем разные формы деятельности :

1. проводим консультации, индивидуальные беседы

2. Использование наглядно – информационных форм работы :папки-передвижки

3. Привлечение родителей к сбору предметов русского народного быта,

для пополнения «Уголка ряженья» в группе, а в дальнейшем мини музея «Русский народный уголок».

4. Приобретение в уголок книги-художественную литературу, дидактические игры

ВЫВОД: Таким образом, исходя из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости использования в педагогическом процессе русского народного фольклора, игр-драматизаций, хороводных, подвижных игр и других видов деятельности, как средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, для достижения более высокого уровня сформированности у детей нравственно- патриотических и духовно-нравственных качеств. Высокая эмоциональная насыщенность, постоянная опора на интерес - все это дает положительный эффект в работе по формированию у детей представлений о русской народной культуре.

У большинства воспитанников выработался устойчивый интерес к знаниям о русской народной культуре, к выбору анимационных фильмов, к чтению русских народных сказок, былин. Дети испытывают чувство гордости за свой народ, свою страну, за понимание того, что без русской народной культуры невозможно было бы представить мировую цивилизацию.

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к истокам русской культуры в разных видах деятельности
Опубликовано: 3 июня 2022 в 15:08
+139Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 48.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД