МААМ-картинки

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок

Инна Чернова
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Опыт работы воспитателя

МБДОУ центр развития ребенка – детский сад №382 «КОРАБЛИК»

Мочаловой Инны Владимировны

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, Черепашках-ниндзя и т. д. У родителей чаше всего нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением в воспитании детей, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них нравственные нормы.

Публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок» размещена в разделах

В народном сознании издревле большое место занимали представления о стыде, совести, доброте, справедливости, правде. Поэтому я считаю, что приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. Здесь мне на помощь приходят русские народные сказки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка, который понятен детям. Сказка не дает прямых наставлений, но в ее содержании всегда заложен урок, который дети легко воспринимают. Поэтому нашей главной задачей является создание системы детской деятельности по приобщению детей к русским народным сказкам с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых (педагогов и членов семьи).

Данный проект разработан на учебный год для детей средней группы, их родителей с привлечением специалистов. Свою работу мы начали с того, что выявили степень знаний детей о русских народных сказках.

Цель проекта: воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок.

Задачи проекта:

1. Формирование первоначальных представлений у детей о культуре, красоте, благородстве и жизни русского народа.

2. Воспитание устойчивого интереса к русской народной культуре через сказки.

3. Знакомство детей с иллюстрациями к русским народным сказкам, оформленными художниками Ю. Васнецовым и Е. Рачевым.

4. На примере героев русских народных сказок способствовать развитию у детей лучших черт русского характера как доброта, терпение, дружелюбие, любовь, послушание, трудолюбие, уважение к родителям и т. д.

5. Создать условия для совместной деятельности педагогов, родителей и детей в театрализации русских народных сказок, способствующие воспитанию нравственной личности ребёнка.

6. Создать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с сюжетом сказок.

7. Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми: беседовать, читать книги, гулять и т. д.

В группе была создана развивающая предметно - пространственная среда соответствующая возрасту детей группы. Были оформлены альбомы «Жилище и предметы быта наших предков», «Иллюстрации к русским народным сказкам Евгения Рачева», который познакомил детей с одеждой русского народа. В книжный уголок подобрали русские народные сказки с красочными иллюстрациями в соответствии с Программой. В группе отведено место для театральной деятельности, имеется уголок ряженья, представлены разные виды театра. Детям на выбор предложены дидактические и настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок с различными заданиями (лото, пазлы, разрезные картинки и др.). Собрана медиатека по русским сказкам (СД-диски, аудиокассеты для слушания и мультимедийные презентации с иллюстрациями к сказкам).

Во время чтения русских народных сказок я демонстрировала детям иллюстрации и картины к ним. Вела беседы о смысле сказок, о характерах и поступках персонажей с целью формирования нравственных качеств. При рассказывании сказок выясняла, как дети понимают некоторые выражения, встречающиеся в сказках (например, «лубяная избушка»). Ребята с большой радостью слушают в записи музыкальные инсценировки по знакомым сказкам. С большим интересом и удовольствием дети восприняли новый вид прослушивания сказки с использованием ИКТ. При чтении сказки «Волк и семеро козлят» детям демонстрировались мультимедийно иллюстрации к сказке, выполненные художником Ю. Васнецовым. В конце досуга детям было предложено превратиться в козляток и потанцевать под «Песенку козлят» из музыкальной сказки «Волк и семеро козлят на новый лад».

Я разыгрывала с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождала меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, хитрая. Также выполняли упражнения в проговаривании отдельных реплик героев, звукоподражании животных. Во время пересказа сказок побуждала детей к интонационной выразительности диалогов между персонажами. После каждого прочтения новой сказки мы с детьми заполняли альбом «Наши любимые сказки» детскими работами (аппликации, рисунки). Я приклеивала в альбом маленькую картинку из сказки, а дети дополняли свободное пространство листа своими рисунками, смайликами (понравилась или не понравилась сказка, герои). Таким образом, дети передавали свое отношение к вновь прочитанным и уже известным сказкам.

С целью воспитания любви к устному народному творчеству, выявления жанровых особенностей сказки провела обобщающее занятие - «Эти мудрые русские сказки». Дети с удовольствием участвовали в литературной викторине «Мои любимые сказки» и творческих играх по прочитанным сказкам.

Были проведены занятия «Как жили наши предки?» с целью знакомства детей с жилищем русского народа, с его обычаями, предметами быта, их назначением (ухват, кочерга, рукомойник, сундук и т. д.). Для развития интереса к жизни наших предков в группу были приглашены воспитанники старшего возраста, которые поделились своими знаниями по этой теме и продемонстрировали макет русской избы, совместно изготовленный с родителями. Для расширения знаний детей о временах года, их основных приметах была проведена экспериментальная деятельность «Солнце по небу гуляло» : был проведен опыт со снегом и льдом, чтобы дети лучше поняли, почему избушка у лисы растаяла с приходом весны. Для формирования образов сказочных героев были организованы разные виды художественной деятельности (коллективная аппликация «Заюшкина избушка», лепка «Животные из разных сказок», рисование «Зайчик»). Для знакомства детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка) были проведены занятия «Сарафан для лисы по мотивам дымковской росписи» и др. Для раскрытия творческих способностей и дальнейшего обыгрывания сюжета, дети приняли участие в коллективной лепке и конструировании «Домики для зайчика и лисы».

Детям было предложено придумать новую концовку сказки «Заюшкина избушка», используя домики, построенные детьми: теперь домик есть и у зайки, и у лисы - они дружат. После прочтения сказок у детей возникают новые ролевые игры с использованием персонажей и сюжетов, взятых из знакомых сказок («Как зайчик и лиса подружились»). Впечатления о прочитанной сказке детям воплощают в живых образах и действиях через разнообразные виды театра. На новогоднем утреннике дети показали гостям инсценировку по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка». А также с удовольствием откликнулись на предложение показать эту сказку малышам.

Свою работу с родителями я начала с анкетирования «Приобщение детей к русской народной культуре через сказки», и дальнейшее взаимодействие осуществлялось на его основе. Составила консультации по данной теме. Дети совместно с родителями приняли участие в групповой выставке рисунков «Мой любимый сказочный герой».

Также в группе создана библиотека для семейного чтения. Книги из этой библиотеки родители и дети могут брать домой, читать, обсуждать рассматривать иллюстрации. Родители показали для детей кукольный спектакль.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами личностного развития дошкольников. Чтение сказок стало доброй семейной традицией, создало теплую, задушевную атмосферу в доме. Участие родителей в жизни детского сада помогло им ближе увидеть мир с позиции ребенка, установить с ним доверительные отношения и проявлять искреннею заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Публикации по теме:

Формирование представлений детей о Родине России. Экскурсия в Третьяковскую галереюФормирование представлений детей о Родине России. Экскурсия в Третьяковскую галерею Сентябрь. .Домотканые половики Формировать представление о русских самобытных предметах.. Знакомим детей с домоткаными половиками и.

Риобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок Бобровникова Е. В. воспитатель МДОУ ЦРР детский сад №10 г. Алексеевки Белгородской области Цель: распространение педагогического опыта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 15:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД