Приобщение детей подготовительной группы к культурным ценностям России

Колосова Гульфира Хамитовна
Приобщение детей подготовительной группы к культурным ценностям России

«Народ в наиболее чистом виде

всегда представляют дети.

Когда национальное умирает в детях,

то это означает начало смерти нации.»

Г. Н. Волков

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Образовательный процесс по приобщению детей к культурным ценностям России в условиях детского сада имеет определенную нормативную базу.Основными из них являются:

• Конвенция о правах ребенка

• Конституция Российской Федерации

• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

• "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре обязывают применять его нормы в деятельности, связанной с эстетическим воспитанием. Потому, деятельность образовательной организации по приобщению воспитанников к культурным ценностям России должна быть основана на установленных указанным нормативным актом определениях культурных ценностей и культурного наследия России.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. ["Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 01.04.2020)]

Культурные ценности России - совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.

Работа по приобщению к культурным ценностям России детей дошкольного возраста производится в условиях реализации ФГОС ДО и основной общеобразовательной программы.

Основная фундаментальная цель приобщения детей к культурным ценностям России закреплена в преамбуле Основ законодательства РФ о культуре –развитие и самореализация личности, гуманизация общества и сохранение национальной самобытности народов, утверждении их достоинства [Преамбула к Основам законодательства Российской Федерации о культуре]

В этой связи, образовательный процесс должен быть организован с учетом интеграции образовательных областей «социально-коммуникативное развитие» и «художественно-эстетическое развитие».

Прежде всего педагогом, исходя из задач указанных образовательных областей, закрепленных ФГОС ДО, должны быть поставлены цели работы по приобщению детейдошкольного возраста формируются педагогом:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе в отношении культурного наследия России;

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к культурным ценностям России

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания культурных ценностей России (произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы)

становление эстетического отношения к ценностям России;

формирование элементарных представлений о ценностях России (видах искусства, музыки, художественной литературы, фольклора).

С учетом поставленных целей, реализуемой в образовательной организации программы, возрастных особенностей детей, их потребностей, возможностей, материально-технической базы образовательной организации и срока, в течение которого планируется достижение образовательных целей,педагог может определить задачи:

1. Ознакомление с государственной символикой России

2. Ознакомление с художественной литературой России

3. Ознакомление с фольклором России

4. Ознакомление с народными ремеслами России

5. Ознакомление с архитектурными памятниками России

6. Ознакомление с историей России и памятниками истории.

Затем педагогом должен быть сформирован план образовательной деятельности.

Деятельность по достижению образовательных задач может быть реализована педагогом в рамках непосредственно-образовательной деятельности, досуговой деятельности, режимных моментах. Планировать образовательную деятельности более целесообразно с использованием методических пособий. В связи с этим, хочу представить Вам, уважаемые коллеги,список подобранных мной парциальных программ:

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства -от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства -от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

Программа «Наследие»Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева.

Цель: введение ребенка в русскую культуру, приобщение к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми.

Программа состоит из блоков,имеющих относительно самостоятельное значение и определенные задачи:

• круг событий;

• семейный круг;

• круг чтения.

Изучение указанных парциальных программ является дополнительной методической поддержкой педагога и поможет планировать образовательную деятельность по приобщению детей к культурным ценностям России.

Образовательная область Формы деятельности Тематические варианты деятельности

Социально-коммуникативное развитие Игра Русская народная игра

Игра с соревновательным моментом для проверки знаний об определенных культурных объектах России

Игра-квест в виде экскурсии в «Русскую избу»

Игра-драматизация русской народной сказки

Театрализованная игра «Ярмарка русских промыслов»

Социально-коммуникативное развитие Чтение Ознакомление с произведениями художественной литературы и поэзии великих российских авторов, былин, сказок.

Социально-коммуникативное развитие Беседа Ознакомление с памятниками архитектуры, живописи, истории, Российскими государственными праздниками,

Социально-коммуникативное развитие Экскурсия Экскурсия к памятникам архитектуры, истории, в музеи и другие культурные объекты России

Социально-коммуникативное развитие Проектная деятельность Памятники архитектуры нашего города

Социально-коммуникативное развитие Праздник Совместный праздник «День Победы», «Первое сентября – День знаний», «Масленица» и т. д.

Социально-коммуникативное развитие Просмотр мультфильмов Просмотр мультфильмов ЗАО «Аэроалан», ООО «Большая анимационная студия «Пилот», созданных по заказу Русского географического общества

Художественно-эстетическое развитие Продуктивная деятельность Лепка по мотивам промыслов – сувениры - дымковские игрушки

Изобразительное искусство по мотивам русских промыслов (роспись)

Изготовление поздравительных открыток и украшений для группового помещения к праздникам.

Художественно-эстетическое развитие Музыкальное развитие Использование русских народных инструментов для музицирования

Разучивание русские народных танцев

Разучивание русских народных песен

Прослушивание русских народны песен

Прослушивание музыкальных произведений

Художественно-эстетическое развитие Организация выставок Выставки детский работ по результатам продуктивной деятельности

Конкурс детских работ «Дымковская игрушка», «Русские промыслы»

Художественно-эстетическое развитие Музыкально-сюжетная игра Музыкальная сюжетная игра:

Кострома, игры – хороводы «Два веселых братца», «Кострома», «Просо», музыкальная игра «Пошел козел на базар», «Зайчик» - игра-хоровод.

Учитывая специфику образовательных целей и задач приобщения детей к культурным ценностям России, целесообразно будет использовать такой вид педагогического планирования, как тематическая картотека.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Карта России» — коллективная работа детей подготовительной группы, рисование карандашами и оригами. Фотоотчет.«Карта России» — коллективная работа детей подготовительной группы, рисование карандашами и оригами. Фотоотчет. .

«Моя Россия — великая страна!» Сценарий праздника ко Дню России для детей подготовительной к школе группы «Моя Россия – Великая страна!» Сценарий праздника ко дню России для детей подготовительной к школе группе. Цель: Воспитывать у детей чувство.

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Найти флаг и герб России на картинках» для детей подготовительной группыДидактическая игра по патриотическому воспитанию «Найти флаг и герб России на картинках» для детей подготовительной группы Цель: научить детей находить изображение флага и герба России на картинках. Задачи: - упражнять детей подготовительной к школе группы.

Досуг «Путешествие по городам России» для детей подготовительной группыДосуг «Путешествие по городам России» для детей подготовительной группы Досуг проводился как итоговое мероприятие с целью систематизации и закрепления знаний детей, полученных на занятиях кружка "Мы живём в России",.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Приобщение детей подготовительной группы к культурным ценностям России
Опубликовано: 4 марта 2021 в 06:43
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День тапочек

«Они у порога нас преданно ждут, но только навстречу нам не бегут» — очередной тематический день посвящен домашним тапочкам. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы научить ребенка правильно...

18 апреля. День отпечатка пальца на МААМ

18 апреля 1902 года – день рождения дактилоскопии, универсального метода установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Это удивительно, но они сугубо индивидуальны, восстанавливаются при...


Горячие темочки