Наталья Савченко
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через традиционную народную тряпичную куклу
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Мглинский детский сад №1»
Педагогический проект
«Традиционно народная тряпичная кукла русского народа»
Подготовила проект:
Воспитатель 1 категории
Савченко Наталья Ильинична
г. Мглин
Срок реализации: долгосрочный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Вид проекта: Творческий.
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через традиционную народную тряпичную куклу» размещена в разделах
Образовательные области: - Социально-коммуникативное развитие; - Познавательное развитие; - Художественно-эстетическое развитие; - Физическое развитие; - Музыкальное.
Методы проекта: наглядный, словесный, практический, поисково- исследовательский. Выяснение интересов и потребностей детей по данной теме.
Вопросы беседы: 1. Знаешь ли ты, что такое кукла? 2. Есть ли дома тряпичная кукла? 3. Что нужно для изготовления тряпичной куклы? 4. Умеешь ли ты делать тряпичные куклы? 5. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?
Проблема проекта: Современные дети в основном играют плассмасовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе, в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У детей недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа.
Актуальность выбранной темы:
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.
Реализуя приоритетное направление детского сада по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, считаю необходимым приобщать дошкольников к народной культуре; народным праздники и традициям
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно – нравственных ценностей российского народа, исторических и национально – культурных традиций. Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Вспомним известное высказывание М. И. Калинна о народном творчестве : «. самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие…в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.
Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Цель: установить единство работы дошкольного образовательного учреждения и семьи как средство приобщения детей и родителей к проблеме народно – патриотического воспитания ребёнка. Приобщать детей к народной культуре через совместное творчество с взрослыми; формирование у детей 4-7 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы; создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол.
Задачи для педагога:
Воспитать чувство патриотизма, уважение к национальным традициям у детей через народную куклу;
ознакомится с историей возникновения народной тряпичной куклы;
дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);
обучится технологии изготовления народных кукол;
обогащение активного словаря ребёнка через знакомство с народной куклой;
изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);
развивать мелкую моторику рук; формировать индивидуальные творческие способности детей;
учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;
стимулировать развитие коммуникативных навыков.
Новизна проекта заключена в том, что главными задачами педагогического процесса, считаю обогащение развития, реализацию принципов гуманизации и демократизации, т. е. переход к педагогике нового качества, ориентированной на индивидуальность каждого ребёнка. Учитывая исходный уровень народной культуры, постаралась выстроить процесс своей работы на основе базисной программы ФОП.
Вся работа по развитию приобщению к народной культуре через ознакомление с народной тряпичной куклой проходит в тесном контакте с родителями. Включаю в комплексно – тематическое планирование фольклорные досуги. Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребёнка на традициях народной культуры, а также новизна опыта заключается в использовании интеграции художественно - творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи, взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре через ознакомление с традиционной тряпичной куклой.
Методы реализации проекта
• изучение информационного материала по теме;
• классификацию кукол в зависимости от назначения;
• моделирование различных вариантов кукол.
Ожидаемые результаты работы творческих мастерских
Главным результатом является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, особенная и неповторимая кукла, которая выражает характер исполнителя, а главным критерием оценки детской работы является не столько их талантливость, сколько их способность трудиться, способность добиваться достижения итогового результата, взаимодействовать в команде. Дети знают традиции и обычаи народов посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей; способы изготовления народной куклы. Дошкольники должны научиться решать творческие задачи. А также принимать участие в конкурсах, выставках; использовать свои работы в играх.
Пути реализации и темы проекта:
Создание условий для изготовления тряпичной куклы.
Темы:
-«Превращение носового платка»
- «Зайчик на пальчик»
-«Закрутки»
Методика обсуждения плана с детьми:
Прабабушки играли в куклы. Какие были куклы? Какие могли использовать природные материалы при изготовлении куклы? Как делали кукол? Какие куклы прочнее и удобнее в играх?
Содержание работы в процессе реализации проекта
Содержание работы с детьми:
Рассматривание кукол, беседы, обмен информацией, просмотр
презентации «Народная кукла», создание альбомов по каждому виду кукол, изучение
технологических карт, выставки совместных работ родителей и детей.
Содержание работы с родителями:
Родители - активные участники проекта. Текстовые консультации, мастер-класс.
Основные этапы деятельности:
I этап – подготовительный
- определение темы проекта (проблемы);
- самообразование по теме;
- составление плана проекта;
- методическое оснащение по теме (создание альбомов, технологических карт, образцов кукол из лоскутков, соломы);
- анкетирование родителей по теме;
- ознакомление и обсуждение с целями и задачами проекта на родительском собрании;
II этап- практический.
- развлечение для детей «Куклы из бабушкиного сундучка» (ознакомление с
темой проекта). Рефлексия.
-выставки семейных работ детей и родителей, педагогов;
- пополнение музея в группе;
- презентация «Народная кукла»
- сюжетное обыгрывание с использование кукол собственного изготовления.
III этап – заключительный
- выставка детских работ;
-создание презентации о реализации проекта
Результативность проекта:
• Изучена история традиционной русской народной тряпичной куклы, ее виды и предназначения.
• Изготовлены образцы тряпичных кукол для выставки и мини-музея.
• Обогатился словарный запас детей по теме.
• Родители и дети освоили технологию изготовления тряпичных кукол.
• Подготовлена презентация для детей и для родителей.
• Проведет совместный мастер-класс с детьми и родителями.
• У родителей появился интерес к совместному творчеству со своим ребенком в работе по проекту.
• Создан мини – музей «Русская народная тряпичная кукла».
Создание мини-музеев в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. У дошкольников формируются :
- представления о музее;
- проектно-исследовательские умения и навыки;
- умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- активная жизненная позиция.
У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.
Музей тряпичных кукол помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не обычная детская игрушка. С незапамятных времен мастера освоили искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами
Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории. Ее почитают, по сей день, невзирая на технологический прогресс. Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни.
Рекомендации:
Материалы проекта могут быть использованы в педагогической деятельности различных образовательных учреждениях для повышения уровня интеллектуального развития детей. Опыт внедрения проекта может быть интересен другим работникам дошкольного образовательного учреждения. Опыт может быть использован для создания подобных проектов, имеющих проблемы в других направлениях.
Список литературы:
1. Берстенева Е. В., Догаева Н. В. Кукольный сундучок, Белый город, 2010 г.
2. Волкова Яна, Детские куклы и обереги - Издательство: Хоббитека, 2017 г.
3. Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество: Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М. : Культура и традиции, 2007.
5. Долгова Виталина, Славянские куклы-обереги своими руками -Издательство: Феникс, 2016 г.
6. Кретова Марина, Лоскуток. Методика изготовления тряпичных кукол с детьми 5-8 лет - Издательство: Сфера, 2016 г.
7. Лыкова И. А., Лоскутные куколки. Любимые игрушки своими руками- Издательство: ИД Цветной мир, 2012 г.
8. Лыкова И. А., Мои куколки. Мастерим игрушки из лоскутков - Издательство: ИД Цветной мир, 2013 г.
9. Чуксина С. Н. Русская народная тряпичная кукла. Златоуст, 2010 г.
10. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла. Детство-пресс, 2011 г.
11. Юрина Н. Куклы. Москва. Слово, 2002 г.
План мероприятий
Работа с педагогами, воспитателями
Месяц проведения Наименование мероприятия Ответственный
февраль Знакомство с проектом «Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа» воспитатель
Март-апрель Работа педагогов в соответствии плана проекта. воспитатель
март Мастер – класс «Тряпичная кукла» воспитатель
июнь Создание мини-музея «Русская народная тряпичная кукла» воспитатель, воспитатели
Работа с родителями
февраль Анкетирование воспитатель, воспитатели
февраль-март Сбор материалов для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, вата, тесьма и др.) воспитатель, воспитатели
март-апрель Консультации
«Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
«Мудрые игрушки наших бабушек»
«Тряпичная кукла в развитии творчества детей» воспитатель, воспитатели
май Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Мама, папа, я – моя семья» воспитатель, воспитатели
май Презентация «Народная тряпичная кукла- как традиционный элемент ознакомления детей с культурными традициями русского народа» воспитатель, воспитатели
май Выставка тряпичных кукол «Куколка тряпичная – игрушка отличная» воспитатель,
Работа с детьми
Месяц проведения Интеграции образовательных областей Наименование мероприятия Ответственный
февраль социально-коммуникативное развитие (СКР);
- речевое развитие (РР);
-познавательное развитие (ПР);
-художественно-эстетическое развитие (ХЭР);
- физическое развитие (ФР).
Рассматривание иллюстраций: «Русская изба», «Игрушки наших прабабушек».
Беседы:
«Быт русского народа»
«Игрушки наших прабабушек»
«История возникновения тряпичной куклы»
Презентации:
«Праздники на Руси» ,«Обрядовые куклы»
Чтение художественной литературы:
М. А. Пожарова «Тряпичная кукла», сказка «Крупеничка».
Заучивание потешек, песен на тему русского народа :
«Как на Масленной недели», «Масленница, Масленница»
Хороводы
«Как пошли наши подружки», «С вьюном хожу» (др. на усмотрение воспитателя)
НОД:
«Путешествие в прошлое куклы»;
Знакомство с историей кукол и изготовление «Пеленашка»,«Крупеничка»
(др. на усмотрение воспитателя)
Дидактические игры:
«Что бывает из соломы, дерева, ткани»;
«Составь картинку»; «Что из чего».
Сюжетно-ролевые игры:
«Крестьянская семья», «Дом»
Подвижные игры:
«Ручеек», «Карусель», «Гори, гори ясно».
Пальчиковые игры:
«Наперсток», «Не плачь куколка моя»,«Катины куклы».
Хороводные игры:
«Платок», «Приехала купаленка».
Конструирование:
«Домик для кукол»; «Русская изба» Воспитатель
группы,
март СКР,РР, ПР, ХЭР, ФР Рассматривание :фотографий, картин, иллюстраций, посвященных жизни в старину.
Беседы:
«Чем играли наши бабушки»
«Зачем нашим предкам были нужны куклы», «Виды кукол»
Презентация:
«Игры наших бабушек»
Чтение художественной литературы:
И. Рюмина «Куклы наших бабушек», народная сказка «Василиса Прекрасная»
или матушка кукла; сказка «Крупеничка»
Заучивание потешек, песен на тему русского народа :
«Как на Масленной недели», «Масленница, Масленница»
Хороводы
«Как пошли наши подружки», «С вьюном хожу» (др. на усмотрение воспитателя)
НОД:
«Куклы наших бабушек»
Знакомство с историей кукол и изготовление «Масленица», «Берегиня сна» (др. на усмотрение воспитателя)
Дидактические игры:
«Народные промыслы»; «Узнай элемент узора»; «Закончи узор».
Сюжетно-ролевые игры:
«У бабушки в гостях», «Дом».
Подвижные игры:
«Ручеек», «Карусель», «Гори, гори ясно».
Пальчиковые игры:
«Наперсток», «Не плачь куколка моя», «Катины куклы».
Хороводные игры:
«Платок», «Приехала купаленка».
Лепка из соленного теста (пластилина) :
«Игрушки моей бабушки» Воспитатель
группы
апрель СКР,РР, ПР, ХЭР, ФР Беседы:
«Как выглядели куклы раньше»
«Почему у народной куклы нет лица»
Презентация:
«Как жили люди на Руси»
НОД:
Знакомство с историей кукол и изготовление
«Кубышка-травница», «Шестиручка»,
«Колокольчик» (др. на усмотрение воспитателя).
Чтение художественной литературы:
В. Приходько Стихи о матрешках, куклах
Заучивание потешек, песен на тему русского народа :
«Как на Масленой недели», «Масленица, Масленица»
Хороводы
«Как пошли наши подружки», «С вьюном хожу» (др. на усмотрение воспитателя)
Дидактические игры:
«Одень куклу», «Узнай по описанию»,
«Что из чего».
Сюжетно-ролевые игры:
«Дом», «Русская семья», «Укачивание куколки с пением колыбельной»
Пальчиковые игры:
«Наперсток», «Не плачь куколка моя»,
«Катины куклы».
Хороводные игры:
«Платок», «Приехала купаленка».
Рисование:
«Матрешка», «Дымковская игрушка» Воспитатель
группы
май СКР,РР, ПР, ХЭР, ФР Рассматривание альбомов:
«Куклы в русских народных играх и обрядах», «Обереговые куклы».
Беседы:
«Праздники на Руси», «Русская народная тряпичная кукла»
Презентация:
«Народная тряпичная кукла. Мы все такие разные»
Чтение художественной литературы:
норвежская сказка «Куколка в траве»;
стихи о куклах авторы Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов;
Заучивание потешек, песен на тему русского народа :
«Как на Масленной недели», «Масленница, Масленница»
Хороводы
«Как пошли наши подружки», «С вьюном хожу» (др. на усмотрение воспитателя)
НОД:
«Тряпичные куклы обереги»;
Знакомство с историей кукол и изготовление «Неразлучника»
(др. на усмотрение воспитателя)
Составление творческих рассказов: «Что мы знаем о русской избе»
Составление описательных рассказов «Моя тряпичная кукла».
Дидактические игры:
«Угадай на ощупь, что внутри куклы»;
«Кто ты куколка моя?»
Сюжетно-ролевые игры:
«Крестьянская семья», «Дочки-матери».
Игры инсценировки с куклой (укладывание спать, кормление).
Подвижные игры:
«Ручеек», «Карусель», «Гори, гори ясно».
Пальчиковые игры:
«Наперсток», «Не плачь куколка моя»,
«Катины куклы».
Хороводные игры:
«Платок», «Приехала купаленка».
Оформление альбома:
«Народные тряпичные куклы-обереги»
«Русская народная тряпичная кукла».
Выставка тряпичных кукол : «Куколка тряпичная – игрушка отличная» Воспитатель
группы
Актуальность:
Цель: установить единство работы дошкольного образовательного учреждения и семьи как средство приобщения детей и родителей к проблеме народно – патриотического воспитания ребёнка;
Задачи: Новизна опыта