Жанна Егоренкова
Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа посредством разучивания народных подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа посредством разучивания народных подвижных игр»
Национальная культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору; это ценность, которую нужно беречь и предавать их поколения в поколения.
Публикация «Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа посредством разучивания народных подвижных игр» размещена в разделах
Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее!
Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становится сегодня очень актуальной задачей. Ведь каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, для того чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.
Именно народная подвижная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей. В современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.
Широкое использование в своей работе народных подвижных игр помогает педагогу решать следующие задачи:
• Формировать познавательный интерес к культуре своего народа, его традициям, ценностям, быту, обогащать знания детей о народных играх.
• Дать детям представление о разнообразии народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.
• Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае. Развивать двигательные навыки дошкольников, умения реагировать в игровой ситуации.
• Воспитывать интерес к народным подвижным играм и бережное отношение к культурному наследию своего народа.
В работе по приобщению дошкольников к культурному наследию через народные подвижные игры целесообразно использовать следующие методы:
• словесный (рассказ, беседа, разучивание считалок, потешек, закличек и т. д.)
• наглядный (рассматривание иллюстраций к играм, предметов старинной утвари, мебели, костюмов, использование презентаций)
• практический (изготовление атрибутов к играм, проведение праздников и развлечений, консультации и семинары для родителей и педагогов).
Организация и проведение народных подвижных игр с дошкольниками имеют свою специфику. Первым этапом развития народной подвижной игры является ознакомительная игра, в процессе которой воспитатель не только знакомит детей с предметами игры (иллюстрациями, фотографиями, предметами старины, рассказывает об истории возникновения игры и т. д., но и с помощью наводящих вопросов выявляет у детей знания по данной теме, опыт подобных игр.
На следующем этапе необходимо познакомить детей с правилами игры, отметив, что задачи могут меняться в зависимости от расширения темы. Очень важно заинтересовать детей, приблизив задачи игры к реальной жизни. Активизирующее общение воспитателя с детьми в ходе игры, согласно игровым правилам, составляет основное содержание игры.
Обучение детей народным подвижным играм начинается с четкого, лаконичного и образного объяснения детям правил игры, последовательности игровых действий, указания местоположения играющих и используемого оборудования. Необходимо, чтобы ребенок понял смысл игры и вообразил игровые ситуации. Если игра не сюжетная, нужно определить последовательность действий, правила и время подачи сигнала, убедиться, чтобы дети поняли двигательное и смысловое содержание игры (с помощью наводящих вопросов). Далее необходимо мотивировать детей на игру, поставить цель: выполнить правила игры. При необходимости использовать в играх небольшие художественные тексты, которые подскажут движения и помогут понять правила.
На первом этапе обучения нужно назначать водящих, которыми могут быть наиболее энергичные и инициативные дети. Если игра хорошо знакома, водящими могут быть дети, не отличающиеся активностью. В этом случае водящего выбирают считалкой, в том числе народной. Можно использовать игры: «Стрелочка», «Угадай в какой руке предмет?», «Чики-брики: пальчик выкинь» и т. д.
Постепенно правила можно усложнять и предлагать детям составить варианты игры.
Педагог не только активно руководит, но и сам играет вместе с детьми. Важно организованно закончить игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные моменты, проанализировать игровые действия вместе с детьми. Игры должны выбираться с учетом возраста детей.
Народные подвижные игры, используемые в работе по приобщению дошкольников к культурному наследию своего народа можно классифицировать на следующие группы:
1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру («В коршуна», «Заинька беленький», «У медведя во бору», «Ручеёк» и т. д.)
2. Игры, отражающие историческое наследие народа, его быт, повседневные занятия наших предков («Горшки», «Пирожок», «Лапти», «Поясок», «Кузнецы» и т. д.)
3. Игры, которые дают возможность помериться силой и ловкостью, проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию, побуждают стремление детей стать сильнее, одержать победу («Горелки», «Жмурки», «Ловишка», «Растяпа», «Тяни в круг», «Бой петухов», «Перетяни за черту», «Цепи кованые» и т. д.)
В нашем дошкольном учреждении в ходе работы по приобщению дошкольников к культурному наследию своего народа был разработан и реализован проект, который направлен на приобщение детей к национальной культуре через русские народные подвижные игры. На подготовительном этапе разработка нашего проекта началась с определения средств реализации проекта, создания мотивации, отвечающей потребностям детей; обозначение взрослым проблемы. В процессе основного (практического) этапа были разработаны необходимые методические материалы, предусматривающие успешное усвоение знаний о русских народных подвижных играх, о традициях и быте русского народа; конспекты непосредственной организованной деятельности, интегрированных занятий, бесед, досугов и праздников по теме проекта. Наработан материал для информационных уголков для родителей под рубриками: “Играем вместе с ребенком в русские народные подвижные игры”, “Игры наших бабушек”, “Русский народный фольклор в развитии дошкольника”. Создана картотека считалок и русских народных подвижных игр по возрастным категориям дошкольников.
С дошкольниками старшего возраста организованы и проведены следующие праздники и развлечения: тематическое физкультурное развлечение “ Эх, валенки, да валенки ”; интегрированное занятие “Ярмарка русских народных подвижных игр”; праздник “Русские забавы”. Для воспитанников старших и подготовительных групп подготовлены презентации: “ Традиции и обычаи русского народа ”, “Валенки”, “1,2,3,4,5 начинаем мы играть!”, “Веселая ярмарка”. В ходе реализации основного этапа проекта для дошкольников были организованы беседы на темы: “Календарные и обрядовые праздники русского народа ”, “В какие игры играли наши бабушки и дедушки”, “Откуда появились считалки?”, “Путешествие в мир народных игр” и т. д. Таким образом, широкое использование всех перечисленных форм и методов работы по приобщению дошкольников к культурному наследию своего народа позволило сформировать у наших воспитанников необходимые знания об истории, традициях, культуре русского народа, дети стали проявлять большой интерес к устному и прикладному народному творчеству. Поэтому можно смело сказать, что детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности, помогают ребенку не просто пассивно созерцать национальную культуру, а жить полноценной жизнью своего народа и гордиться тем, что являешься его представителем.