Приобщение дошкольников к музыкальной культуре происходит в процессе разных видов музыкальной деятельности

Сукайло Елена
Приобщение дошкольников к музыкальной культуре происходит в процессе разных видов музыкальной деятельности

Приобщение дошкольников к музыкальной культуре

Приобщение дошкольников к музыкальной культуре происходит в процессе разных видов музыкальной деятельности: слушания (восприятия) музыки, пения, музыкально - ритмических движений, элементарного музицирования при систематической его организации.

Основной формой приобщения детей к музыкальной культуре является восприятие (слушание) музыки.

Восприятие музыки взрослым человеком - это процесс осознания содержания музыкального образа, переживания его выразительного образа (его характера и настроения) и выражение эмоционального отклика.

Личный эмоциональный опыт, накопленный ребенком к концу дошкольного возраста, позволяет ему переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. Глубина эмоционального переживания выражается у детей в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.

Процесс формирования и развития у ребенка восприятия музыки имеет свои условия, закономерности и определенные средства оптимизации.

Определение условий, оптимизирующих формирование и развитие у старших дошкольников процесс слушания (восприятия) музыкальных произведений является целью данного исследования.

Формирование и развитие у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на музыку и умения выражать свои чувства различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т. д.) оптимизирует процесс восприятия музыкальных произведений.

Формирование и развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку и умения адекватно выражать свои чувства будет успешным, если разнообразить репертуар для слушания детей; увеличить время слушания детьми музыкальных произведений в ДОУ и семье; подключить воспитателей и родителей воспитанников к процессу органичного погружения детей в мир звуков (в «музыку»).

Стратегия оптимизации процесса восприятия детьми музыки

включает три компоненты: многократное органичное погружение ребёнка в процесс слушания музыкальных произведений с целью насыщения и обогащения его музыкальными впечатлениями; формирование у ребенка навыков выражения эмоциональной отзывчивости, соответствующих музыкально – художественному образу; обогащение словарного запаса детей эпитетами, сравнениями и определениями для характеристики музыкального образа.

Для подтверждения нашей гипотезы мы провели исследование, включающее, констатирующую, формирующую и контрольную часть эксперимента.

В процессе констатирующего эксперимента выявили у детей контрольной и экспериментальной групп уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.

Констатирующий эксперимент выявил у детей обеих групп уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.

Результаты анкетирования родителей воспитанников на этапе констатирующего эксперимента говорят о недостаточной обращённости их к процессу слушания музыки в условиях семейного воспитания.

Формирующий эксперимент с детьми экспериментальной группы проходил в три этапа: слушание музыки детьми на музыкальных занятиях, в процессе всего педагогического процесса и режимных моментах в ДОУ и семье.

Дети экспериментальной группы, по результатам контрольного эксперимента, показали высокий уровень развития восприятия музыкальных произведений (3 из 10 детей – 30%). Они адекватно проявляли эмоциональное состояние на услышанные музыкальные произведения; передавали свои переживания в процессе слушания музыки пластическими движениями, вокализациями, возгласами, пространными высказываниями о характере музыки, форме музыкального произведения и некоторых средствах музыкальной выразительности.

У детей контрольной группы эти показатели были значительно скромнее (ниже на 10%).

Анализируя проделанную работу можно констатировать, что построенная система оптимизации процесса слушания музыки у детей старшего дошкольного возраста достаточно эффективна и может использоваться в системе музыкального воспитания детей в ДОУ и семье для приобщения дошкольников к музыкальной культуре.

Результаты проведенного исследования подтвердили актуальность, теоретическую и практическую значимость данной работы.

Публикации по теме:

Формирование позитивной социализации и индивидуализации в процессе организации музыкальной деятельности «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И.

Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности» На современном этапе развития дошкольного.

Методические приемы развития речи старших дошкольников посредством разных видов деятельности Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно дошкольное детство.

Фотоотчет «Музыкально-ритмические движения — один из видов детской музыкальной деятельности в детском саду»Фотоотчет «Музыкально-ритмические движения — один из видов детской музыкальной деятельности в детском саду» Музыкально-ритмические движения - один из видов детской музыкальной деятельности в детском саду Музыкально-ритмические движения. - это.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к музыкальной культуре происходит в процессе разных видов музыкальной деятельности
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 16:04
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
25 января. День лыж и коньков на МААМ

25 января 1924 года лыжный и конькобежный спорт впервые вошли в программу Олимпиад. Во французском городке Шамони, в Альпах, началась Неделя зимних видов спорта, приуроченная к грядущей Олимпиаде-24 в...

25 января. День Татьяны! Праздник студентов

Российские студенты отмечают свой...

Сценарий развлечения «Давайте жить дружно» для детей среднего и старшего дошкольного...
Сценарий развлечения « Давайте жить дружно» Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Действующие лица: Солнышко, Ветер, Тучка, Дождик, Солнечные...
Мастер-класс изготовления детской игрушки — поделки из бумаги «Лыжник»
Предлагаю вашему вниманию мастер - класс изготовления детской игрушки - поделки из бумаги "Лыжник" для старше - подготовительных групп, тем более, что...
Картотека стихов на тему «Осень» для детей младшего дошкольного возраста. Часть 1
В картотеке представлены стихи на тему "Осень". Они будут полезны для воспитателей, надеюсь что помогут и будут необходимы для работы. Буду очень рада,...